Тележка для перевозки пчел своими руками – Апилифт (пасечная тележка, подъемник для ульев, муравей): отзывы, как сделать самому

  • Home
  • Своими руками
  • Тележка для перевозки пчел своими руками – Апилифт (пасечная тележка, подъемник для ульев, муравей): отзывы, как сделать самому

Содержание

Тележка для перевозки ульев – чертежи, как сделать своими руками

На крупных пасеках и в хозяйствах, имеющих многокорпусные домики для пчел, не обойтись без тележки для перевозки ульев. Это приспособление из разряда must have, ощутимо облегчающее уход за пасекой.

Зачастую тележку собирают из подручных материалов, ведь главное здесь не красота, а функциональность и доступность по цене. Самодельное приспособление способно выполнять все функции, присущие дорогому апилифту заводского производства.

Содержание статьи

Тележка с подъемными блоками

самодельная тележка

Мы уже касались темы механизации работы на пасеке — рассмотрели самодельный апилифт и несколько моделей тележек, разработанных народными умельцами.

С этой статьей можно ознакомиться здесь: Тележка и весы – важные пасечные самоделки

Сегодня продолжим тему и рассмотрим другие тележки для перевозки ульев, собранные своими руками.

Тележка, оснащенная подъемными блоками, предназначена в большей мере для перемещения комплекта рамок. Но мы ставим ее здесь на первое место, как удобное средство механизации для работы с многокорпусными конструкциями.

Это приспособление не перемещает ульи целиком, но при этом заметно облегчает обслуживание домиков. Время на пересадку гнезд сокращается, так как можно отказаться от клиновидных брусков. Комплект соторамок без проблем переносится из одной корпусной секции в другую.

Для этого тележку приближают к пчелиному улью таким образом, чтобы ее крюк оказался строго по центру кровли, а колесики зашли по обе стороны домика. После чего удаляется летковый вкладыш, а приспособление через летковую щель устанавливается на дно домика. Снимается крышка и посредством вращения ручки вверх приподнимаются рамки. Затем аккуратно вводится под выступы плечиков захват, установленный на крюк для грузов.

Соторамки находятся в подвешенном состоянии во время смены корпусов. Их опускают одновременно, убирая стержни захвата. Ручка механизма переводится в горизонтальную плоскость – толкатели отпускают соты, и они под тяжестью своего веса плотно садятся на фальцы. Освободившуюся корпусную секцию увозят на этой же тележке.

Порядок монтажа

чертеж-1 порядок сборки-1

По своей сути механизм – это простейшее грузоподъемное устройство, собранное из канатов и блоков. Для поднятия чего-либо потребуется сила, вдвое меньше силы тяжести этого груза. Работник, проигрывая в расстоянии, в результате выигрывает в силе.

Тележка с подъемником на резьбе

А эта тележка для ульев ближе по функционалу к классическому апилифту. Приспособлена она для удобной транспортировки пчелиных домиков.

Для перевозки приспособление приближают к пчелиному домику, следя, чтобы колеса оказались по его бокам, а захват был над крышей.

Затем скобу захвата опускают к плоскости крышки за счет вращения гайки муфты подъемной стойки. При этом крюк находится вверху в крайнем положении. После чего подводят горизонтальные тяги, следя, чтобы зажимы оказались ниже плоскости днища пчелиного домика. Через отверстия прижимы фиксируют дополнительно при помощи шплинтов.

Далее, прижимные элементы заводятся под дно и зажимаются воротками. Поворотная стрела поднимается с помощью гайки муфты – домик аккуратно снимается с отъемного дна, перевозится на новое место, опускается на подготовленную заранее подставку. После чего зажимы отпускаются, а транспортировочный механизм отсоединятся от домика.

Порядок монтажа

Механизм собирается по чертежу следующим образом:

чертеж-2 порядок сборки-2 порядок сборки-3

Тележка общего назначения

Самодельная тележка для ульев этого типа может использоваться для спуска пчелиных домиков или другого груза в подвальное помещение со ступеньками.

Для этого нужно уложить на ступени 2 широких доски, оснащенных направляющими из брусков (подбираются в зависимости от колеи – ширины транспортировочного механизма в собранном виде). А на раму самодельной тележки для ульев размещается трап, на который опускается подъемная вилка с грузом. Лебедка снимается с креплений, конец троса завязывается на поперечине рамы близко к точке крепления стойки.

После чего лебедку фиксируют при помощи прочного упора (например, металлический колышка, большого дерева, и т.п.). А затем вращая ручку, груженую тележку вместе с ульями спускают в подвальное помещение. После разгрузки приспособление вытягивается наверх лебедкой.

Аналогичным способом пчелиные домики перемещают на чердаки. Трос перебрасывается через блок, подвешенный в точке, подходящей по высоте для поднятия грузов. После чего к тросу крепят второй крючок. Подъемная вилка должна быть на таком уровне относительно плоскости рамы, чтобы подкатив тележку к месту подъема, ее вместе с улем можно было легко затянуть наверх.

В качестве подвесного блока находчивые хозяева используют ролик от стойки самодельного механизма!

Порядок монтажа

Тележка для ульев своими руками собирается с использованием следующего чертежа:

чертеж-3 порядок сборки-4

Важные моменты

Размеры всех деталей самодельной тележки с подъемником подбираются исходя из габаритов и модели (разновидности) имеющихся в хозяйстве ульев!

Также учитывается вес пчеловода, который будет подниматься на трапе (12), установленном на внутренние выдвижные трубы (11), — это своеобразная рабочая площадка.

Немаловажно учесть максимальную высоту подъема и размеры дверных проемов во всех строениях, куда будут перевозиться ульи.

Чтобы вилка для груза опускалась до пола, ее вертикальная стойка выполняется чуть длиннее трубок муфты – удлиняется на радиус больших по размеру колесиков.

В приспособлении используется ручная лебедка с одним барабаном. Крепится она на четыре кронштейна, которые зафиксированы на муфте сварочным швом. При этом болты проходят сквозь отверстия для крепления кожуха.

Отрегулировать трубки, заготовленные для муфты можно, прорезав их вдоль. Если трубка не надевается, ее сжимают. А при излишнем зазоре наоборот немного раздают. Затем в местах пропилов трубки плотно прикладывают друг к другу и сваривают.

Стойку целесообразно сделать отъемной. Для этого трубы срезаются в 15 сантиметрах над уровнем рамы. Места срезов запрессовываются металлическими стержнями. После чего на них можно надеть трубы любой подходящей длины.

В заключение

Затраты на материалы и все комплектующие для изготовления тележки будут минимальными, что делает самоделки этого типа чрезвычайно привлекательными для пасечников.

Хозяева получают удобный механизм для перевозки пчелиных домиков. А в случае с тележкой, оснащенной подъемником, еще и многофункциональную платформу для ремонта зданий, опрыскивания сада, формирования кроны деревьев по весне, и других приусадебных работ.

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:

Пасечная тележка Апилифт своими руками: чертежи и инструкция

Некоторые задачи, которые приходится решать пасечнику, являются достаточно сложными – и, чтобы их решить, не обойтись без специализированных приспособлений. В частности, сложной задачей, без которой, однако, не обойтись, является транспортировка корпусов ульев. Они крайне тяжеловесны, потому проблематично переносить их без специализированной «помощи». И в качестве такой могут выступать специальные пасечные тележки, в частности, тележка Апилифт. Она повсеместно продаётся в магазинах, но, чтобы сэкономить деньги и подогнать конструкцию под себя, можно собрать её самостоятельно, применяя чертежи. Это не очень сложно, для этого не понадобится каких-то узких специализированных навыков, просто нужно разок разобраться.

Какова конструкция устройства?

Тележка Апилифт

Тележка Апилифт

На первый взгляд конструкция Апилифта кажется простой, но на деле, хотя она, конечно, и не слишком комплексная, но всё же в неё входит большое количество деталей. И очень важная роль возложена именно на мелкие компоненты, которые, несмотря на незначительные размеры, берут на себя немалую часть работы.

Общая суть рассматриваемой конструкции заключается в том, что это – тележка из металла, которая имеет специальную часть для захвата корпусов, а также колёса, которые позволяют беспроблемно перемещать корпуса. Улей защищается от падения при помощи болтовых зажимов или их аналогов. Всё можно достаточно гибко регулировать – ведь ульи не бывают лишь какого-то стандартизированного размера, они могут достаточно сильно различаться, а тележка всё равно будет подходить для всех их разновидностей. Также обязательно у всех подобных тележек обязательно имеются специализированные подъёмные механизмы, которые упрощают подъём и перенос корпусов.

Тележка Апилифт

Как изготавливаются отдельные элементы?

Рассмотрим, как изготовить отдельные элементы этой конструкции.

Тележка Апилифт

Какие могут быть проблемы?

Хотя пчеловоды отзываются о данной конструкции исключительно позитивным образом, это не значит, что она на сто процентов лишена недостатков. Зажимы, которые очень важны для данной конструкции, со временем могут ослабевать, потому есть вероятность, что через какое-то время некоторые детали надо будет обновить. Но, если вы собрали эту пасечную тележку, самостоятельно, то для вас это не будет какой-то исключительной проблемой.

Как выглядит чертёж конструкции?

Хотя общий принцип и описан выше, сложно собрать тележку, если не иметь визуальных ориентиров, что позволят пошагово создать данную конструкцию. Потому далее прилагается чертёж, при помощи которого сбор Апилифта будет простым и доступным. Представлена наиболее сложная и комплексная часть чертежа – каретка, без которой Апилифт – не более чем традиционная тележка.
Тележка Апилифт

Каковы прочие особенности конструкции?

Традиционная высота тележки составляет 140 сантиметров. Перевоз корпусов ульев допускается до 150 килограмм. Если делать её в соответствии с чертежом, то тогда приблизительный её вес будет составлять 24 килограмма. А делать рекомендуется именно по чертежу, иначе можно запутаться в многообразии мелких деталей.

Правильно собранный Апилифт не только лишь упростит работу, но и позволит сохранить здоровье – ведь без его применения на спину ложится немалая нагрузка, можно сильно натрудить её и «сорвать» мышцы. Так что рекомендуется иметь Апилифт или нечто подобное ему на любой пасеке без исключений – тем более что изготовление его столь доступно.

В том, чтобы сделать тележку Апилифт нет никакой особой трудности, это реально сделать каждому, кто только захочет. Один раз разобраться – и на вашей пасеке будет гораздо проще работать с корпусами ульев. Если же вы всё же не уверены в своих личных возможностях и считаете, что у вас куда больше шансов «наломать дров», то вы можете просто приобрести готовое решение, это будет ничем не хуже – главное, подберите ту модель, которая будет на сто процентов вас устраивать и с которой вам будет максимально комфортабельно работать.

Видео. Пасечная тележка Апилифт

Автор статьи — Август Сергей [solostand]

Апилифт (пасечная тележка, подъемник для ульев, муравей): отзывы, как сделать самому

Пчелиные ульи периодически приходится перемещать. Сделать это вручную нельзя: пчелиное жилище хоть и не настолько тяжелое, но довольно крупное и относительно хрупкое. Кроме того, перевозка улья не должна беспокоить его обитателей. Апилифт – специальное устройство, разработанное для перевозок такого рода.

Что такое апилифт и для чего он нужен

Перевозка улья – занятие не самое простое. Поскольку перемещение конструкции производится вместе с обитателями, то и выполнять такую транспортировку приходится с соблюдением множества требований:

  • тележка для перевозки ульев в первую очередь должна обладать достаточной грузоподъемностью, чтобы перемещать пчелиное жилище;
  • обязательное условие при перевозке пасеки – минимальное механическое воздействие, апилифт должен гарантировать минимальное сотрясание и максимально мягкий подъем улья;
  • наибольшую опасность при перевозке улья составляет угроза обрушения сот, при этом не только разрушается конструкция, но и гибнут насекомые, перед транспортировкой все внутренние элементы улья необходимо закрепить, то же самое касается и внешних деталей, если их нельзя предварительно разобрать, апилифт для более надежных работ оснащается специальными зажимами;
  • вентиляция улья чрезвычайно важна: так удается избежать перегрева, тележка должна обеспечивать нормальную вентиляцию, не быть герметичной.

Принцип работы таков: тележку подводят вплотную к улью, регулируют уровень кронштейна так, чтобы он соответствовал положению корпуса. Затем лебедкой перегружают улей на апилифт, закрепляют и перевозят на другую пасеку.

Конструкция пасечной тележки

Тележка для перевозки улья представляет собой стальную конструкцию, включающую мобильную часть, подъемный блок и устройство для фиксации корпуса. В любом варианте апилифта имеются следующие элементы:

  • статичная металлическая рама – основа конструкции, к которой закрепляются остальные детали;
  • 2 колеса, насаженные на ось – диаметр последних зависит от габаритов и веса улья;
  • подвижная рама, на которую устанавливается улей, как правило, здесь имеются боковые зажимы, предупреждающие опрокидывание груза при перевозке;
  • подъемный блок – сложная часть апилифта, включает несколько блоков и рычагов, позволяющих поднимать ульи;
  • кронштейны – фиксирующие приспособления;
  • вилы – опорные приспособления для подъема улья, как правило, они съемные, чтобы облегчить хранение тележки;
  • фиксаторы – апилифт оборудуют регулируемыми приспособлениями, так обеспечивается надежная фиксация ульев разного размера, кроме того, это позволяет использовать тележку для перевозки других крупных предметов, наподобие бидонов, бочек.

Изготовленные на производстве модели обычно рассчитаны на транспортировку груза весом до 150 кг. Выполненные своими руками апилифты не такие грузоподъемные. Зато собственноручное изготовление учитывает индивидуальные особенности пасечника и пчелиных ульев.

Как сделать тележку для перевозки ульев своими руками

Готовый подъемник для ульев стоит достаточно дорого. Собрать конструкцию самостоятельно при наличии необходимых деталей вполне возможно. Но при этом стоит учесть, что для сборки тележки нужно уметь обращаться со сварочным аппаратом.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы смастерить апилифт для пчеловодов, нужно запастись следующими материалами и инструментами:

Из инструментов потребуется измерительная рулетка, ключ и, конечно, сварочный аппарат. Резьбовое соединение при изготовлении апилифта не применяется.

Пасечная тележка (апилифт) своими руками: чертежи с размерами

Конструкция самой тележки для ульев относительно проста: опорная рама, блок с колесами и вилы. А вот что действительно представляет сложность, так это подъемник. Чертежи для изготовления тележки для ульев своими руками, по сути, представляют собой схему сборки подъемника.

Пошаговая сборка апилифта своими руками

Порядок сооружения тележки для пчеловодов своими руками в общем виде включает следующие действия.

  1. Подготовка исходников: обработка при необходимости и нарезка металлических труб по размерам. Сборка боковых стоек, основной рамы и рамы для блока с помощью сварки.
  2. Конструирование подъемного блока для улья и подготовка к установке.
  3. Монтаж на раму вил, кронштейнов, подъемника, колес и ручек.
  4. Проверка изделия на готовность к эксплуатации – перевозка пустого улья.

Порядок сборки может варьироваться. Кроме того, разные модели могут потребовать установки дополнительных деталей.

Изготовление рамы

Сборку апилифта своими руками по чертежу начинают с рамы. Во-первых, это база конструкции, во-вторых – наиболее легкий для изготовления элемент. Используют для рамы профильные трубы. Для стандартной конструкции грузоподъемностью до 120 кг достаточно труб с сечением 40*20 мм.

Трубы нарезают по габаритам тележки – 1570 на 370 мм, как правило. Детали соединяют друг с другом так, чтобы сохранялись прямые углы и сваривают. При этом верхняя поперечная перекладина приваривается вертикально, а нижняя – плашмя.

С внешней стороны обеих стоек апилифта проделывают пропил шириной в 20 мм. Вдоль него будут смещаться оси подшипников.

На верхней части стоек вкручивают болты М6 – они служат ограничителями и предупреждают случайный выход каретки за границы стойки. Отступив от верха стойки 20 см, приваривают рукоятки для пасечной тележки.

Апилифт усиливают двумя дополнительными поперечинами из трубопровода сечением в 30*20 мм: нижняя фиксируется на расстоянии в 500 мм от низа рамы, верхняя – 380 мм от верхней. В нижней перекладине тележки для ульев просверливают отверстия под болт М8: здесь крепят кронштейны.

Наверху рамы на лицевой стороне жестко фиксируют ролик с подшипником – он выполняет роль подъемного блока. По краю ролика приваривают полукруглый бортик, который не позволяет тросу самопроизвольно спадать. Дистанция от ролика до края рамы 130 мм. В ролик заходит трос диаметром в 3 мм. На такой же дистанции с другой стороны фиксируют пластинки с болтами, где закрепляют свободный конец.

На второй более низкой поперечине апилифта на расстоянии в 120 мм от края приваривают катушку высотой в 35 мм для наматывания троса. Ее ось устанавливают в подшипник, а с тыльной стороны крепят рычаг, оснащенный рукояткой.

Рукоять подпружинена: стальной язычок утыкается в стопор в свободном состоянии – прут, закрепленный рядом с катушкой.

Важно! Апилифт включает немало мелких деталей. Работа по чертежу требует не только умений, но и знаний.

Сборка подъемного блока

Это наиболее ответственный узел тележки для ульев. Для блока потребуется собственная рама, сваренная из более тонких и легких труб и 4 подшипника.

Трубы сечением в 30*20 мм нарезают по размерам – 1720 на 380 мм и сваривают. Две нижние перекладины выполняются из труб 30*30 мм, сюда же входят боковые зажимы. По центру самой нижней поперечины приваривают катушку, аналогичную той, что размещается на верхней части основной рамы тележки.

Каретка апилифта двигается на 4 подшипниках. Для последних делают кронштейны из шины в 3 мм. Подшипники должны свободно смещаться в трубках боковые стоек тележки. На нижние кронштейны приваривают куски профильных труб сечением в 25*25 мм – здесь вставляют детали вил.

Изготавливают шарниры для боковых зажимов. Для регулировки угла наклона используют подпружиненные болты: чем сильнее шарнир наклонен, тем выше сила захвата. Зажимы должны легко вставляться через шарниры в трубы. Когда требуется зафиксировать улей на тележке апилифт, зажимы подводят вплотную к корпусу и зажимают. В каретку вставляют вилки, чтобы можно было ставить улей. Длина вилки не менее 490 мм.

Сжимающий механизм активируется рычагом с тягой. На чертежах апилифта конструкция устройства описывается подробней.

Сборка механизма перемещения

Эта часть тележки для ульев наиболее проста. Главное – правильно подобрать диаметр колеса.

Ось с подшипником вставляют в колесо. С внешней стороны ось фиксируют гайкой, с внутренней к оси приваривают трубу длиной в 290 мм.

Сваривают кронштейн – 2 трубы сечением в 30*30 мм под прямым углом. На их концах приваривают пластины для фиксации на раму.

Колеса смещаются относительно кронштейна, тем самым регулируется угол наклона апилифта для ульев.

Заключение

Апилифт – на редкость полезное приспособление не только для пасеки, но и для обычного дачного хозяйства. Кроме ульев она может перевозить весьма габаритные бочки и бидоны, да и другие тяжести. Конструкция ее не слишком проста, однако при умении пользоваться сварочным аппаратом, апилифт можно изготовить самостоятельно.

Отзывы

Сергей, 35 лет, г. Краснодар.

Апилифт собрал сам – готовый стоит изрядно, а конструкция не такая уж сложная. Может с виду моя тележка и уступает магазинной, но служит уже 5 лет без нареканий.

Владимир, 46 лет, г. Каспийск.

Довольно долго обходился обычной тележкой, пока не опробовал такую конструкцию у своего соседа. Снял размеры, арендовал сварочный аппарат и сделал для себя. Отличное приспособление и не только для ульев сгодилось.

Тележка для перевозки ульев: виды, изготовление, покупка

Пасечная тележка или тележка для перевозки ульев – незаменимый атрибут любой процветающей пасеки. Каждый день пасечник сталкивается с множеством задач по уходу за ульями и его обитателями.

Обработка пасеки, уборка территории, осмотр и ремонт кликов, контроль производства меда и состояния пчел – вот неполный список дел владельца пасеки. Чтобы облегчить такой тяжелый труд, сделав его механизированным. При этом сократить время на работу с пчелиной тележкой.

Внешний вид

Небольшая конструкция для перевозки ульев своими руками представляет собой легкий и удобный в эксплуатации механический подъемник. К стандартным моделям предъявляются следующие требования:

  • выдерживать вес до 120 кг;
  • перевозить улья высотой до 1100 мм;
  • захватывать улей до 24 рамок с разводом зажимов до 1000 мм.

Внешний вид напоминает металлическую раму с упрощённой вилкой для захвата, как у подъемников. Двигается конструкция вертикально за счет двух колес. Движение передается через две ручки сверху, которые удерживает пасечник.

Разновидности

Существует два типа: с ручным и с механическим приводом. Выбор того или иного привода зависит от размеров пасеки и каждодневной нагрузки на пчеловода. Если пасека небольшая, а улики маленькие, то удобнее будет руководить тележкой посредством ручного привода. Для опускания или поднятия улья достаточно оказать на ручку привода небольшое усилие.

Но если пасека занимает обширные территории, то для экономии сил работника проще установить механический привод. Таким образом, при работе не придется прикладывать никаких усилий. А сам пасечный транспорт можно будет применять для безопасной перевозки самых больших и тяжёлых ульев.

Рекомендации при покупке

Пасечные тележки доступны для покупки на специализированных рынках и в сельскохозяйственных магазинах. Причем предлагается по разным ценам и от разного производителя. При покупке такой тележки для перевозки ульев рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • материал, из которого собран каркас – долговечнее всего стальной каркас с порошковым защитным напылением;
  • тип установленных колес – прочные пневматические колеса не требуют частой подкачки и при этом обеспечивают плавное движение по пересечённой местности;
  • характеристики подъемника – если на модели указана подъемная сила в 150 кг, следует учитывать, что нагружать конструкцию до крайнего значения не следует, поэтому реальная подъемная сила тут будет равна 130 кг;
  • комплектация – в некоторых моделях вместе с тележкой сразу идет съемная вилка, что очень удобно и экономичнее по стоимости.

Пчеловоду стоит знать, что пасечная тележка своими руками продается в разобранном состоянии. Поэтому после покупки, конструкцию придется собирать по инструкции самостоятельно. Если не хочется тратить лишние средства и есть необходимый опыт, то такой садовый агрегат можно сделать своими руками.

Изготовление

При умении пчеловода работать с металлом и собирать конструкции используя чертежи, тележку для перевозки ульев можно изготовить собственными руками. Но следует заранее понимать, что для того чтобы подъемный механизм функционировал правильно, придется постараться.

Так что если у пасечника нет столярного опыта и необходимых инструментов, проще и дешевле приобрести готовое приспособление. Так сразу отсеется вопрос, как сделать подобное приспособление.

Материалы

Чтобы сделать самодельную тележку для пчеловодства, позаботитесь о наличии:

  • трубы профессионального использования, желательно квадратной формы, размеров 4х2, 3х2, 2,5х2,5;
  • прут из нержавеющей стали;
  • два вида болтов: М8, М6;
  • несколько гаек;
  • ролик с подшипниками;
  • колеса для крепления;
  • трос;
  • катушка для намотки троса;
  • пружины;
  • ручки с прорезиненными вставками для удобства дальнейшей эксплуатации.

Инструменты

Чтобы изготовить тачку для пчеловода, потребуется наличие следующего инструментария:

  • сварочный аппарат;
  • защитные очки и рукавицы;
  • рулетка;
  • дрель;
  • отвертка;
  • кусачки по металлу;
  • молоток.

Сборка

  1. Проведите детальные замеры, перед полным сбором подготовленной конструкции. Лучше всего начинать с рамы, так как это один из самых простых элементов. Для этого берутся профильные трубы, которые свариваются боковыми стойками. Внешняя часть стоек распиливается для того чтобы вверху и внизу установить болты, которые в свою очередь будут удерживать подшипник.
  2. К раме подсоедините четыре балки поперечного формата. При этом нижняя должна размещаться горизонтально по отношению к боковой стойке. А балка над ней должна быть без лишних стыков и промежутков. Единственным свободным отверстием будет место под болты. Третья балка крепится более надежно рядом с кронштейнами.
  3. После того как рама готова, можно приступать к сборке подъёмного механизма. Для этого на лицевую часть верхней поперечной трубы крепится подшипник, а сверху фиксатор. Это необходимо для того чтобы не выпадал трос.
  4. На лицевую сторону нижней поперечной трубы крепится катушка с рычагом. Прямо возле катушки делается стопор из куска стального прута. Теперь телега для пчеловода готова к последнему этапу.

Заключительный этап

На заключительном этапе сборки к конструкции собранной рамы и подъёмного механизма приделываются колеса. Если купленные колеса с кронштейнами шли без сборки, то к колесам прикрепляются кронштейны и крепко завинчиваются. Внешнюю часть колёсной оси можно закрепить гайками. К раме кронштейны присоединяются на стальные пластины квадратной формы.

И последним этапом собирается каретка. Необходимо уделить время каркасу, который дополняется подшипниками. Также дополняется конструкция боковыми зажимами и вилами. Эти детали служат держателями улия.

Внешняя часть вилки по желанию работника можно оставить гладкой или же сделать ребристой, чтобы груз лучше удерживался и не скользил. Зажимы установите по направлению к трубам. Вилка устанавливается в каретку и закрепляется болтами. На этом работу по изготовлению можно считать законченной.

Особенности использования

Основная сфера применения – перевозка для ульев своими руками с места на место, а также транспортировка пустых ульев до места их установки на пасеке. Но, кроме этого, пасечная тележка используется как компактный механический подъемник.

Например, если пасечнику необходимо переставить корпусные части улья, произвести его ремонт на месте или заменить в улье днище – достаточно установить и закрепить улий на тележке. Таким образом, работы могут проводиться прямо на пасеке и без привлечения помощников.

Чтобы данный садовый агрегат прослужил долгий срок, следует придерживаться простых правил его эксплуатации:

  • перед началом погрузки убедиться, что тележка исправна и нигде не развинтились болты;
  • регулярно проверять крепления троса, его ролики должны быть закреплены плотно и не болтаться;
  • не перегружать тележку – лучше съездить за уликами 2 раза, чем ломать конструкцию;
  • при эксплуатации подъемного механизма проверять вошли ли крепления вилки до конца в пазы;
  • периодически очищать тележку и ее сочленения от загрязнений, чтобы в них не скапливалась влага и грязь, вызывающие коррозию.

Заключение

Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что тележка – полезный садовый инвентарь как для пасеки, так и приусадебного хозяйства. Такая пасечная тележка проста в использовании, не занимает в сарае много места при хранении, не требует особого ухода и при этом помогает пасечнику или садоводу перемещать грузы без нагрузки на собственную спину.

Тележки для ульев повышают эффективность производства

Тележки активно используются для транспортировки ульев. Это обязательный элемент работы с ними, особенно тогда, когда пчелы относятся к кочевому типу. В целом, можно использовать и самые обычные варианты транспортировочного оборудования, но это несколько неудобно. Для упрощения работы на пасеке и максимальной механизации труда рекомендуется или приобрести специализированное устройство, или же сделать его самому.

Содержание:

Предназначение
Покупные тележки
Самодельные тележки
Как сделать тележку для перевозки ульев

Тележка-подъемник для ульев своими руками

Предназначение

Необходимость перевозки домиков для пчел у пасечника возникает достаточно регулярно. Кто-то старается справиться собственными силами, кто-то использует самые стандартные варианты огородных приспособлений для транспортировки, однако если таких домиков достаточно много, только специализированная техника сможет помочь все сделать качественно и вовремя.

Перевозка ульев в подавляющем большинстве случаев используется для того, чтобы пчелы смогли получить доступ к как можно большей по размерам местности. Это логичным образом положительно скажется на производительности и качестве меда.

Кроме того, в некоторых случаях, для оптимизации процесса работ насекомых тоже может потребоваться перевезти их на  небольшое расстояние.

И последний из самых распространенных вариантов перевозки — транспортировка пчелиной обители до места установки после его приобретения.

Во всех случаях понадобится указанное выше оборудование и лучше всего, чтобы оно было специализированным и предназначенным именно для этих нужд. Некоторые предпочитают приобретать его в магазинах, другие считают что могут сделать сами тележку для ульев.

Любая механизация труда облегчает любой процесс работ и способствует увеличению прибыли.

Покупные модели

Сравнительно с большинством самодельных вариантов подобной техники, покупные ее типы отличаются рядом преимуществ, при этом недостаток у них, по сути, есть только один — стоимость. Нельзя сказать что она высока, однако далеко не каждый пасечник готов выложить даже небольшие деньги, если само устройство ему требуется не слишком часто.

Преимущества покупных моделей:
  • Надежность;
  • Удобство;
  • Компактность;
  • Срок службы.

Надежность покупных устройств значительно выше чем у самодельных вариантов. Безусловно, касается это только тех их вариантов, которые изготавливаются любителями, которые не всегда точно знают, как и что лучше сделать. В этом плане такое оборудование для транспортировки более предпочтительно, так как существенно снижается шанс случайно уронить домик или ещё каким-либо образом навредить пчелам.

Удобство использования у покупных моделей также значительно выше. Как правило, все они оснащаются удобными креплениями, выверенными местами установки рукояток и другими многочисленными вспомогательными элементами, очень сильно облегчающими как процесс погрузки и выгрузки улья, так и его транспортировки.

Компактность также достаточно важна. Те типы такой техники, которые изготавливаются самостоятельно в большинстве случаев не складные, жестко фиксированные и если появится необходимость перевозки самого устройства с места на место без пчелиного домика, чаще всего проблем возникает больше, чем если сделать такую вещицу с ноля. Покупные версии чаще всего без проблем разбираются и компактно складываются.

Срок службы любого оборудования влияет на общие трудозатраты по уходу за пасекой. Чем дольше оно прослужит, тем меньше придется работать. Да, некоторые самодельные модели делаются настолько монументальными что без проблем служат чуть ли не до конца жизни владельца. Однако чаще всего ломаются они достаточно быстро, регулярно требуют ремонта и так далее. Покупное транспортировочное оборудование, если оно сделано действительно качественно, не требует внимания (или минимум его) на протяжении долгих лет.

Самодельные тележки

Несмотря на все особенности и преимущества приобретаемой в специализированных магазинах техники такого типа, ее небольшой недостаток стоимости чаще всего является ключевым для многих пасечников. Огромное их количество предпочитает самостоятельно сделать хоть какое-то подобное оборудование и не тратить деньги.

В определенных случаях это даже оправдано. Если мест для обитания пчел не так много и они не слишком часто перевозятся с места на место, действительно тратить средства на качественное устройство нет особого смысла.

Тем более, если есть возможность сделать хотя бы относительно неплохую тележку для перевозки ульев своими руками.

Ещё один вариант, когда уже приходится заниматься самостоятельным изготовлением это тогда, когда нет возможности получить это самое устройство за более-менее адекватную стоимость.

В некоторых случаях, в регионе пасечника и в ближайших к нему областях такие виды техники не производятся в принципе. А доставка издалека будет стоить чуть ли не больше чем сама тележка.

Как сделать тележку для перевозки ульев

Выделяют два основных варианта таких устройство. У каждого из них есть множество вариаций, но основная суть практически одинакова у всех. Самая обычная тележка для ульев своими руками делается сравнительно легко. Тут главное внимательно подходить к проблеме, тщательно подбирать материалы и стараться учитывать все возможные проблемы.

В основе простейшего оборудования для перевозки лежит платформа, установленная на колеса и оборудованная ручкой. В принципе, можно использовать абсолютно любые материалы для любого из компонентов, главное чтобы они были достаточно прочными чтобы выдержать все погруженное не нее.

Рекомендуется дополнительно снабдить ее бортами, чтобы в процессе транспортировки домики были зафиксированы и не смогли выпасть. Подходит такая телега для перемещения пчелиных домиков на небольшие расстояния собственными силами. На большую дистанцию уже перевозить не так удобно, ведь каждый раз придется самостоятельно загружать и разгружать улью вручную.

Помимо всего прочего, следует внимательно отнестись к колесам. Не следует делать их слишком маленькими, это затруднит процесс транспортировки по пересеченной местности. В то же время, большие варианты колес найти намного сложней. Ну и вполне понятно что колеса эти должны быть прочными и сидеть надежно, иначе устройство перевернется.

Заводской товар или сделанный профессионалом всегда будет превосходить поделку любителя.

Тележка-подъемник для ульев своими руками

Такой вариант уже более сложен в изготовлении. Особо следует отметить, что для его изготовления лучше всего использовать стальные трубы и сварку, так как другие варианты не будут достаточно надежными и качественными чтобы обеспечивать безопасность улья при перевозке.

Суть подъемника проста. По своей конструкции он идентичен такому устройству как апилифт. Многие могли видеть подобные варианты устройств в супермаркетах. Он представляет собой прочную раму с выступающими снизу захватами.

Эти захваты подводятся под улей, потом подъемник наклоняется в сторону грузчика и пчелиный домик поднимается без особых усилий.

Сравнительно со стандартными моделями, такие устройства отличаются определенными недостатками и не всегда новички или даже профессионалы могут самостоятельно изготовить такое оборудование. Чаще всего приходится обращаться к более умелым товарищам и платить уже им, что мало отличается от процесса покупки в магазине.

Недостатки погрузчика:
  • Небольшая емкость;
  • Низкий дорожный просвет;
  • Сложность изготовления.

В отличие от стандартного и простого типа оборудования для транспортировки, на подъемник можно погрузить только один улей. В некоторых случаях можно и больше, но каждый последующий придется нагружать уже вручную, как и на стандартной вариации устройства.

Колеса могут быть практически любого разумного размера, однако в связи с тем что основное преимущество состоит в удобстве погрузки, дорожный просвет будет очень небольшим что делает ее использование на пересеченной местности не слишком удобным. Правда многие умельцы справляются с этой ситуацией при помощи дополнительных модификаций, но это опять-таки усложняет процесс производства.

Каждый элемент конструкции дает определенные преимущества. Внимательный подход к их выбору обеспечивает общий комфорт от использования устройством.

Как уже было сказано выше, сделать такую тележку самостоятельно намного сложней, чем обычную. Причем не по самой конструкции, которая сравнительно проста, а из-за необходимости обеспечить должную надежность всех элементов. Это серьезная проблема и без должных навыков лучше не рисковать, ведь можно уронить и повредить улей с пчелами, который стоит намного дороже любой тележки.

Фотографии апилифта с размерами, чертежи не рисовал

Уже несколько раз я получал на электронную почту письма с просьбой опубликовать чертежи апилифта или подробные фотографии. Имеют люди желание изготовить апилифт своими руками, говорят, уже и материал закупили, и в общих чертах представляют, что к чему, а вот детализации не хватает.

Чертежами я когда-то в училище зарабатывал себе деньги на авиабилеты Самарканд-Москва и обратно, чтобы слетать в отпуск. А сейчас мне их рисовать просто лень, муторное это дело и скучное…

Поехал специально в деревню, разобрал свою тележку, полдня фотографировал ее с разных сторон и снимал размеры. А теперь попытаюсь описать как все устроено, надеюсь, будет понятно. Внизу статьи еще небольшой видеоролик, где я пробовал объяснить работу некоторых частей.

Итак, вот апилифт в сборе, с боковыми зажимами и вилкой для подъема улья под днище.

Дальше я снял зажимы, вилку, подвижную каретку, одно колесо с кронштейном, чтобы показать их устройство в отдельности.

Конструктивно я разделил лифт на раму, подъемную каретку и кронштейны с колесами.

Боковые стойки рамы изготовлены из профильной квадратной трубы 40х20 мм.

С внешней стороны стоек вдоль всей длины сделан пропил шириной 20 мм, в котором перемещаются оси подшипников каретки.

Вверху каждой стойки вкручены болты М6, их головки не позволяют верхнему подшипнику каретки выйти за пределы стойки. На расстоянии 20 см от верхнего края стоек приварены ручки для удержания тележки с резиновыми рукоятками.

Рама имеет 4 поперечины.

Верхняя – из трубы 40х20 мм, приварена вертикально, посередине боковых стоек. Нижняя – тоже из трубы 40х20 мм, приварена плашмя к торцам боковых стоек. Две оставшиеся поперечины из трубы 30х20 мм, приварены заподлицо с тыльной стороной боковых стоек.

В третьей поперечине для крепления кронштейнов колес просверлены сквозные отверстия под болты М8.

На верхней поперечине с лицевой стороны жестко закреплен ролик с подшипником. Это подъемный блок. В канавке ролика перемещается трос диаметром 3мм. На таком же расстоянии от левой стойки пластинкой с болтами закреплен  верхний свободный конец троса.

По краю блока приварен полукруглый бортик, он не дает тросу спадать с ролика. Маркировка подшипника видна на фотографии.

С лицевой стороны второй поперечины есть катушка для наматывания троса при подъеме каретки апилифта.

Высота катушки – 35 мм.

Ось катушки установлена в подшипнике. С тыльной стороны к ней приварен рычаг с деревянной рукояткой. Рукоятка свободно вращается на своей оси.

На поперечине, возле катушки приварены два куска 8 мм прута в качестве стопоров.

Рукоять подъемника тросиком связана с подпружиненным металлическим язычком.

В свободном состоянии пружина опускает язычок вниз, и он упирается в один из стопоров. Это своего рода предохранитель от произвольного опускания каретки с грузом.

Вообще хватает в апилифте мелких деталей. Не знаю, как вы будете все это делать своими руками… Едем дальше.

«Чертеж» колеса с кронштейном.

Ось колеса на подшипнике, с внутренней стороны ось приварена к квадратной трубе.

С внешней стороны ось зафиксирована гайкой.

Внешний диаметр колеса с шиной примерно 380 мм.

Кронштейн колеса – две трубы, сваренные между собой под прямым углом.




На концах труб – пластины для крепления к раме.

В местах крепления верхнюю поперечину болты проходят насквозь.

В нижней поперечине болт вставляется изнутри трубы.

Выдвигая колеса из кронштейнов, можно регулировать угол наклона апилифта к земле и длину опорного рычага.

Подъемная часть – каретка.

Это основной механизм, и деталей здесь больше всего. В основном, корпус сварен из труб 30х20 мм, только внизу две поперечины 30х30мм, внутрь которых входят боковые зажимы для схватывания улья. По центру нижней поперечины каретки приварен блок для троса, аналогичный тому, что на раме.

Каретка передвигается по раме на четырех подшипниках.

Кронштейны подшипников выполнены из 3 мм шины. Подшипники свободно входят в трубы боковых стоек рамы апилифта и перемещаются в них с небольшими зазорами.

В нижней части каретки приварены куски профильной трубы, в которые вставляются элементы подъемной вилки.

Шарниры, удерживающие боковые зажимы имеют вот такой вид.

Когда тяга наклоняет шарнир, квадрат перекашивается, «схватывает» вставленную в него трубу бокового зажима и тянет ее.

Угол наклона шарнира регулируется подпружиненным болтом. Чем сильнее наклонен шарнир, тем больше будет усилие сжатия боковых зажимов.

Сами боковые зажимы выглядят вот так.

Удерживающие «лапы» приварены к трубе не под прямым углом, а с небольшим наклоном в направлении удержания. Изнутри на «лапах» сделаны канавки для придания поверхности ребристой структуры – чтобы надежнее удерживать груз.

Боковые зажимы свободно вставляются через удерживающие шарниры в направляющие трубы.

При работе с ульями боковые зажимы вплотную подводятся к стенке улья, и приводится в действие сжимающий механизм.

Чтобы брать улей под днище, в каретку вставляются детали вилки и фиксируются болтами.

Сжимающий механизм каретки приводится в действие рычагом с тягой. Длина тяги может регулироваться разъемным резьбовым соединением.

Вот и все чертежи. Как видите, деталей достаточно много, некоторые требуют высокой точности обработки, например, втулки подшипников. Мне кажется, изготовить апилифт своими руками будет не просто. Нужен материал, инструмент, приспособления.

Я свой подъемник не изготавливал, я его купил. Мастер, у которого покупал, знает свое дело – это видно по качеству изделия, по тому, как все обработано, подогнано и собрано. Видно, что у него производство уже налажено, поставлено на поток. О том, где покупал, как доставлял и сколько заплатил, я уже писал здесь. Цена, кстати, на тот момент была ниже, чем у других производителей.

Понимаю, что не каждый может позволить себе купить такую тележку – дорого. Поэтому, если мои фотографии кому-то помогут – буду рад. Возникнут вопросы – пишите.

Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку.

На главную страницу

Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях:

Пасечная тележка (апилифт) для первозки ульев своими руками

Вид тележки-апилифтаУльи достаточно тяжелы для перестановки или погрузки, поэтому в случае переезда, других работ используется пасечная тележка или апилифт. Конструкция подъемника сложна, но высокая цена подталкивает пчеловодов на его самостоятельное изготовление.

Конструкция и принцип работы

Тележка должна быть регулируемой для разного вида ульев, способной поднимать и перевозить бочки и другие емкости.

Апилифт, купленный в специализированном магазине, обладает следующими характеристиками:

  • допустимая масса поднимаемого груза не должна превышать 150 кг.;
  • высота, на которую поднимается груз, ограничивается 1,3 м;
  • захват тележки работает в диапазоне от 34,8 до 53,6 см.

На этих характеристиках основаны чертежи для изготовления устройства своими руками.

Подъемник состоит из таких элементов:

  • двух рам, одна из которых неподвижна;
  • троса;
  • двух колес на оси;
  • рычага;
  • кронштейн для зажима;
  • вилки.

Регулировочный винт и установочные отверстия позволяют настраивать тележку под разные размеры груза.

Пасечная тележка с поднятым вверх рычагом подвозится к улью. Кронштейн для зажима регулировочным винтом подводится в положение, при котором зазор между ульем и кронштейном не превышал 5 мм. После этого ручка рычага опускается вниз. Улей оказывается надежно зажатым с двух сторон. На нужную высоту груз поднимается с помощью лебедки.

Материалы и инструменты для самостоятельного изготовления

Своими руками смастерить подъемник можно только опираясь на чертежи и владея необходимым инструментом, а также умением им пользоваться. Профессионалы советуют делать механический привод устройства. Это облегчит управление подъемником. Правильно сконструированная тележка для перевозки ульев поднимает и опускает кладь с точностью до 1 см. Вес груза при правильном выполнении практически не ощущается, ручка испытывает на себе давление около 1 кг.

Для работы понадобится:

  • профильные квадратные трубы 4 x 2; 3 x 2; 2,5 x 2,5 см;
  • болты М6, М8, гайки;
  • колеса;
  • трос;
  • катушка для наматывания троса;
  • ролики с подшипниками;
  • ручки с резиновым покрытием;
  • пружины для натяжения;
  • рулетка;
  • сварочный аппарат.

Пошаговая инструкция сборки

Процесс изготовления апилифта своими руками проходит несколько этапов с поочередным конструированием рамы с катушкой, подъемного механизма, каретки. Представленные подробные фотографии с размерами принадлежат Сергею Самойлову.

Рама

Размер готовой рамы составляет 157 см в длину и 37 см в ширину. Рама варится из квадратных труб в соответствии с указанными выше размерами. Она должна иметь 4 поперечных балки, приваренные встык. Самая нижняя балка приваривается плашмя к боковинам. Для верхней и нижней поперечных балок используется труба такого же размера, как и для рамы. Для двух средних балок применяется труба меньшим диаметром (3 x 2 см). Вторая поперечная балка сверху крепится на расстоянии 50 см от верхней балки. Вторая балка снизу приваривается на 38 см от нижней.

С внешней стороны по всей длине стоек рамы апилифта делается пропил в 2 см для движения подшипника. В пропиле сверху и снизу крепятся болты М6, удерживающие подшипник от вылета из канавки.

На третье балке сверху с двух сторон делаются по 2 болтовых сквозных отверстия (М8) для дальнейшего крепления кронштейнов колес.

На расстоянии 20 см от верхнего края рамы к боковым трубам привариваются ручки, как у обычных садовых тачек.

Катушка и подъемный механизм, колеса

На лицевую часть верхней поперечной трубы на расстоянии 13 см от правой боковины крепится подшипник диаметром 4 см с фиксатором от выпадения троса. Он будет выполнять функцию подъемного блока. В канавку ролика помещается 3 мм стальной трос.

С левой стороны боковины на расстоянии 13 см болтами закрепляется свободный верхний конец троса.

На вторую сверху поперечную балку крепится катушка высотой 3,5 см и внешним диаметром 5 см и внутренним 3 см на расстоянии 12 см от правой боковой трубы рамы. При подъеме каретки на катушку будет наматываться трос. Ось катушки устанавливается в подшипнике. С другой стороны к ней приваривается рычаг (20 см) со свободно вращающейся вокруг своей оси рукояткой.

На поперечной балке, где крепится катушка и рычаг, сверху и снизу привариваются два металлических стопора.

Ручка рычага тросом соединяется с пружиной и металлическим язычком. Язычок выступает предохранителем от случайного опускания каретки с грузом. В нерабочем состоянии пружина упирает язычок в один из стопоров.

Для изготовления апилифта лучше всего подойдут колеса с внешним диаметром 38 см.

Оси колес крепятся кронштейнами, изготовленными из квадратной трубы диаметром 2,5 x 2,5 см. С внешней стороны оси фиксированы гайками. К раме кронштейны крепятся стальными прямоугольными пластинами размером 11 x 2,5 см. Таким образом, кронштейн для колес представляет собой два отрезка трубы 23 и 30 см, сваренные между собой под прямым углом и прикрепленные к раме сквозными болтами М8.

Колеса выдвигаются из кронштейнов, что дает возможность наклонять апилифт к земле под разными углами.

Каретка и вилка

Самая сложная деталь механизма для изготовления своими руками – это его подъемная часть или каретка.

Вначале делается каркас каретки (72 x 38 см) из трубы диаметром 3 x 2 см. Нижние две поперечные балки привариваются из трубы чуть большего диаметра 3 x 3 см, так как внутри будут размещаться боковые зажимы для захвата улья. Зажимы удерживаются за счет шарниров. Когда под действием тяги, шарнир наклоняется, идет перекос квадрата, тянущего за собой трубку бокового зажима. Наклон шарниров регулируется болтом с пружиной. Сила сжатия боковых зажимов зависит от степени отклонения шарнира.

Зажимы, осуществляющие захват груза, изготавливаются из трубы 2,5 x 2,5 см с рабочей длиной в 46 см.

Перпендикулярно по отношению к внешним краям зажимов привариваются отрезки трубы (по 9 см), к которым крепятся сваркой «лапы» зажима длиной 14 см. Внутреннюю поверхность лап делают ребристой, чтобы лучше осуществлять захват. Готовые зажимы легко вставляются в трубы каретки большего диаметра.

В центре нижней поперечной трубы каретки приваривается такой же блок для троса, который установлен на перекладине рамы. Движение каретки по раме осуществляется за счет 4 подшипников, установленных по боковым стойкам подъемника.

Апилифт предусматривает возможность подъема улья за дно. Для этого в самом низу каретки как с правого, так и с левого бока привариваются отрезки трубы (9 см) диаметром 2,5 x 2,5 см, в которые вставляются подъемные вилки и крепятся болтами М6. Сами вилки — это отрезки трубы длиной 49 см.

Для того чтобы механизм каретки начал сжиматься его приводят в действие рычагом с тягой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *