своими руками, как сделать, самоделки в домашних условиях, как зарегистрировать, цена
Тяжело представить сельское хозяйство без использования специальной техники. Но большинство частных фермеров не могут позволить себе покупку мини-трактора. На небольших земельных участках можно обойтись ручными инструментами, но на площади более 1 га этого будет недостаточно. Самодельный трактор не уступает по эффективности большинству заводских моделей.
Основные разновидности самодельных тракторов
Из-за высокого расхода топлива, массы и габаритов использование больших и мощных тракторов на маленьком участке неудобно и нерационально. Для их изготовления требуются точные расчеты, которые без инженерных навыков сложно выполнить в домашних условиях.
Мини-трактор считается многофункциональной техникой и способен обрабатывать до 10 га площади. Этого достаточно для частного фермерства. Он должен подходить не только для ухода за огородом, но и для чистки снега, транспортировки грузов и вывоза мусора. При проектировании своей конструкции следует учитывать эти особенности.
Существует 2 подхода к созданию собственного трактора:
- Переоборудование готовой сельхозтехники. В подавляющем большинстве в качестве основы выступает мотоблок, к которому присоединяется рама с дополнительной парой колес и местом водителя. Такой способ позволяет быстро и с минимальными усилиями построить простой и функциональный трактор.
- Полное изготовление. Применяется при отсутствии базы или при специфических требованиях к технике. В этом случае шасси проектируется и изготавливается самостоятельно, а комплектующие подбираются исходя из финансовых возможностей и конструкционных особенностей.
Некоторые энтузиасты сооружают паровые тракторы. Отдельный котел позволяет использовать практически любой вид горючего топлива. Такой тип преобразования энергии был распространен в 1900-х годах. Из-за низкого КПД, громоздкой конструкции и малого запаса хода паровые двигатели не могут конкурировать с ДВС. Применение устаревших технологий в сельском хозяйстве является затратным мероприятием и используется для развлечения.
Особенности изготовления трактора
Самодельная техника имеет максимально упрощенную схему, а при ее изготовлении используются узлы и агрегаты от другой техники. Целью является получение дешевой и надежной конструкции. Для сборки потребуются базовые навыки обращения с инструментом и минимальные технические знания.
При проектировании собственной конструкции следует использовать детали с минимальными модификациями. Запчасти должны быть легкодоступными и недорогими. Большое количество самодельных элементов в конструкции приведет к увеличению стоимости и продолжительности ремонта.
Выполнение точных расчетов прочности и нагрузок практически невыполнимо в домашних условиях, поэтому рама и остальные несущие узлы конструкции изготавливаются с большим запасом прочности.
При наличии чертежей и необходимого оборудования самому сделать трактор можно за 3 месяца.
Подготовка чертежей
Перед закупкой и подготовкой узлов необходимо составить проект будущего трактора. За основу можно взять чертежи готовых моделей. Запчасти, которыми вы располагаете, могут отличаться от заявленных, а изменить готовую схему конструкции будет несложно. Существуют готовые решения для любых модификаций.
Если нет возможности использовать готовый проект, то необходимо подготовить черновые наброски самостоятельно. В процессе сборки компоновка элементов может измениться, но вы должны понимать, как будут располагаться отдельные узлы.
В зависимости от двигателя, трансмиссии и системы управления необходимо выбрать размеры и конфигурацию рамы. Важно, чтобы с водителем и навесным оборудованием ведущие колеса были максимально загружены. Оптимальное соотношение — 40/60.
Предварительное планирование и подготовка чертежей сэкономят средства и время.
Как собрать трактор своими руками
При изготовлении мини-трактора на базе мотоблока, в зависимости от его расположения, применяют шарнирную или цельнометаллическую раму.
Если силовая установка будет спереди, то применяется шарнирная схема соединения. В таком случае из профильной трубы сваривается треугольная или Т-образная рама. Для задней оси изготавливается балка со ступицами, к которым крепятся дополнительные колеса. Сзади к раме приваривается крепеж с механическим подъемником для подвесного оборудования. Если планируется использование полуприцепа, на раму устанавливается фаркоп. Также можно приобрести готовую прицепную тележку (125-180 $).
Недостатком такой схемы является неправильная развесовка. Для частичной компенсации веса сиденье водителя смещают вперед.
Для правильного распределения массы мотоблок устанавливают сзади. Чтобы обеспечить устойчивость, необходимо увеличить заднюю колею и установить колеса большего диаметра (14-16″). При этом передняя балка нуждается в установке рулевой трапеции, а система переключения передач — в доработке. Для реализации такого проекта используется цельнометаллическая рама. Готовая сельхозтехника не будет уступать заводским аналогам.
Техника с дизельным двигателем экономичная и обладает большим крутящим моментом, поэтому ее использование предпочтительнее при создании мини-трактора.
Преимуществом схемы с использованием мотоблока является то, что не надо думать о том, как сделать сцепление и состыковать агрегаты. Но такие конструкции ограничены по мощности и не имеют аккумуляторов.
Если планируется создание полноценного мини-трактора, придется приложить больше усилий, а для изготовления полноприводной техники обзавестись подходящей трансмиссией и раздаткой.
Рама
При проектировании рамы необходимо учитывать будущий вес техники и нагрузки на нее. До начала сборки рама должна иметь подготовленные места для установки всех узлов: ходовой, двигателя и трансмиссии, сиденья, навесного оборудования, облицовки и пр.
Для изготовления лонжеронов используется швеллер от №6 до №12. Траверсы должны быть более прочными (до №20), т. к. на них устанавливаются планки для навесного оборудования. Средние балки изготавливаются из профильной трубы или уголка. Все элементы рамы должны быть усилены косынками из листового железа толщиной от s5 до s10.
Кронштейн крепления для двигателя должен в точности повторять конструкцию основы, при этом ДВС желательно установить на штатные опоры. Крепление для коробки передач изготавливается так, чтобы обеспечить соосность с коленвалом.
Мини-трактор не имеет подвески. Задний мост крепится непосредственно к раме при помощи стремянок. В передней части изготавливается специальный остов для балки и рулевой колонки.
Чтобы защитить топливопровод, гидравлику и электропроводку от повреждений, их укладывают и фиксируют в полости швеллеров.
В последнюю очередь подготавливают салазки для сиденья.
При изготовлении самодельных тракторов применяют рамы 2 типов: цельную и переломную.
Цельная рама обладает большой прочностью и жесткостью. Для обеспечения правильной геометрии рама выполняется в виде трапеции (передняя часть уже). Такая форма позволяет установить балку с возможностью изменения ширины колеи. Только цельнометаллическая рама подходит для установки погрузчика.
Трактор на переломной раме считается наиболее подходящим для схемы 4х4. Он обладает высокой маневренностью, но сложный в изготовлении. Две отдельные полурамы скрепляются между собой при помощи шарнира, который изготавливается из карданных вилок от грузовика. В этом месте должна находиться крестовина вала силовой установки.
Двигатель
Распространенным вариантом является установка силового агрегата от автомобилей ВАЗ 2101-2107. ДВС устанавливается вместе с КПП как цельный узел, не нуждается в доработке и имеет низкую стоимость, а его мощности достаточно для любой компоновки трактора. Недостатком является большой вес, расход (более 11 л/ч) и сложная система охлаждения.
Самые маломощные образцы изготавливаются с двигателем ЗИД-4,5. Установка разработана для мотоциклов и легких тракторов. Главным ее достоинством является долговечность и простота в обслуживании. Рабочий объем в 520 см³ обеспечивает мощность 4,5 л. с. и низкий расход топлива (1,5 л/ч), а наличие встроенного редуктора — достаточный крутящий момент.
Базой для средней техники может послужить отечественная электростанция с двигателем УД2 — 610 см³ и 8 л. с. или УД4 — 1220 см³ и 15 л. с. Они оснащаются электростартером, реверс-редуктором, фланцем для КПП. При помощи жалюзи в кожухе маховика осуществляется принудительное охлаждения ДВС. Расход силовых установок составляет 2,9 л/ч и 5,5 л/ч соответственно.
Альтернативой является сборка трактора с двигателем Лифан 188F — 389 см³ и 13 л. с. или 190F — 420 см³ и 15 л. с. Техника китайского производителя обеспечивает большой крутящий момент при низком расходе топлива (3,5 л/ч и 3,9 л/ч соответственно).
Трансмиссия
Для обеспечения необходимого передаточного числа подойдет коробка передач от ГАЗ-53 (51) или УАЗ. Чтобы соединить ее с двигателем, изготавливают переходной фланец. Если трактор будет полноприводным, устанавливают раздаточную коробку от УАЗа. Для передачи мощности на редуктор применяются укороченные карданные валы от донора.
Рулевое управление
Сделать рулевую на трактор можно самостоятельно. Передний мост оборудуется шкворнями. К их нижней части крепятся цапфы, а к верхней — поворотные рычаги, между которыми устанавливается поперечная тяга. Для правильной работы рулевого механизма угол поперечного наклона шкворней должен составлять 6-10°, а продольного — от 1 до 3° с отклонением назад. Продольная тяга соединяется с рулевым редуктором или рейкой при помощи сошки.
Задний мост
Задний мост можно взять от любого доступного автомобиля. Полуоси и чулки укорачиваются для создания необходимой ширины колеи. Учитывая низкую эксплуатационную скорость, ручного тормоза от донора моста будет достаточно. Для удобства управления устанавливают педаль с фиксатором.
Если есть возможность, лучше использовать мост с боковыми редукторами от УАЗа. Его преимущества заключаются в высоком передаточном числе и механической блокировке дифференциала, которые необходимы для сельхозтехники.
Из использованных выхлопных систем можно сделать глушитель. Чтобы клиренс оставался максимальным, место для его установки должно быть выше ведущего моста.
Колеса
Для сельскохозяйственных работ подойдут любые колеса радиусом от 14 до 24″. Чтобы обеспечить максимальную проходимость, клиренс желательно довести до 35-40 см. Для ведущей пары подходящими являются любые покрышки с грунтозацепами.
Как зарегистрировать самодельный трактор
Для постановки на учет изобретение должно соответствовать инструкции Минсельхозпрода РФ «О технических требованиях к самодельным машинам». Это подразумевает наличие тормозной системы, крыльев с брызговиками, звукового сигнала, светотехники и т. д.
Для того чтобы поставить на учет и получить разрешение Гостехнадзора, необходимо обратиться в Министерство сельского хозяйства и продовольствия. После проведения экспертизы будет возможна регистрация самодельного трактора.
Цена
В зависимости от стоимости мотоблока (300-800 $), затраты на создание мини-трактора составят 500-1000 $. При полном конструировании трактора на базе ДВС Lifan стоимость готовой техники составит 600-1500 $. Используя б/у комплектующие, эту стоимость можно существенно уменьшить.
Цены на китайские серийные мини-тракторы начинаются от 2000 $ — Чувашпиллер Т-12 мощностью 12 л. с. За корейскую или японскую технику придется заплатить более 10000 $.
Полезные советы
Для облегчения подъема навесного оборудования устанавливают гидравлические механизмы, но для этих же целей можно использовать рулевую рейку от легкового автомобиля, что существенно упростит конструкцию.
Отсутствие подвески делает поездку на самодельном тракторе некомфортной. Чтобы изменить эту ситуацию, сиденье необходимо установить на пружины.
Не спешите с постановкой на учет: большинство мини-тракторов редко выезжают на дороги общего пользования, а маленькие размеры позволяют перевозить их на прицепе.
specmahina.ru
Самодельные минитрактора своими руками — варианты самоделок
Минитрактор и мототрактор — это сельскохозяйственная техника, которая помогает в процессе обработки земли, посадки и сбора урожая, ухода за приусадебным участком. Благодаря широкому выбору навесного оборудования вам не придется больше все делать самому, тем самым гробя свое здоровье. К тому же у вас будет гораздо больше свободного времени, а качество ухода за растениями станет на порядок выше.
Минитрактора и мототрактора стоят сегодня достаточно дорого. Даже китайские модели может себе позволить далеко не каждый. Однако выход есть — вы можете собрать самодельный мини трактор из подручных материалов. Важно иметь необходимый набор инструментов, а также время и желание мастерить. Сделать самоделки в домашних условиях помогут схемы и чертежи, а также пошаговое описание всего процесса.
С чего начать делать самоделку?
Чтобы сделать любую самоделку, нужно в первую очередь изучить принцип работы минитрактора, его виды, особенности, сферы применения, возможности. Это необходимо для того, чтобы вы могли определиться, для каких именно целей вам нужна данная техника.
Минитрактор — это достаточно мощная техника, которая выполняет любые задачи по обработке земли любых типов, а также по уходу за культурными растениями, по уничтожению сорняков, удобрению, сбору урожая, перевозке грузов, и многое другое. Минитрактор-самоделка по своей сути ничем не будет отличаться по своим техническим особенностям от полноценного агрегата от известных производителей.
Чтобы построить минитрактор-самоделку своими руками, вам для начала нужно создать подробную схему будущего агрегата. Именно по ней вы будете ориентироваться в расчете размеров, в расположении рабочих узлов.
Самостоятельно вы можете сделать минитрактор-самоделку, где за основу можно взять следующие автомобили:
- Сборка минитрактора своими руками из УАЗа. Составляющие элементы от автомобиля УАЗ стоят очень дешево, поэтому от вас не потребуется больших денежных затрат. Однако технические характеристики машины отлично подойдут для модернизации его в минитрактор. Полный привод делает машину более удобной и функциональной;
- Самоделка из ЛУАЗа. Минитрактор из ЛУАЗа можно сделать полноприводным с отключаемым задним приводом. От автомобиля можно взять всю ходовую часть и коробку передач;
- Самоделка из «Жигулей». Самоделка из Жигулей — это оптимальный вариант, так как данный автомобиль, который уже изжил свое, найдется всегда, как и комплектующие к нему. Единственный недостаток — это работа на достаточно дорогом сегодня бензине, в то время, как современные модели минитракторов работают на дизеле;
- Самоделка из Ока. От данного автомобиля отлично подойдет двигатель, который позволит будущему минитрактору в полной мере справляться с поставленными задачами;
- Из двигателя от мотоблока. Самый распространенный и простой вариант самоделки. По сути вам необходимо будет лишь модернизировать мотоблок, добавив раму и кабину.
Помимо переделывания из разных автомобилей, вы для своего минитрактора-самоделки можете сделать отдельные элементы, как:
- гидравлика. Минитрактор с данным устройством имеет массу преимуществ. Такой техникой будет гораздо удобней управлять, вы сможете устанавливать навесное оборудование с гидроприводом, значительно улучшить тормозную систему. В целом ваш трактор будет более выносливым, а его возможности возрастут в разы;
- балка/мост. Вы можете самостоятельно сделать переднюю балку для минитрактора. Зачастую заводские модели имеют слабое устройство, которое часто не выдерживает нагрузку. Это можно исправить, усовершенствовав деталь своими руками;
- кабина. Минитрактор может не иметь кабины. Однако длительная работа под палящим солнцем может негативно сказаться на здоровье. Вы можете сделать кабину, которая защитит вас от прямых солнечных лучей, а также от дождя, ветра;
- ВОМ (вал отбора мощности). Необходим для передачи вращения от привода к навесному оборудованию. Бывает трех видов — зависимый, независимый, синхронный;
- рама легко изготавливается из металлических труб диаметром в 4 сантиметра. Чтобы конструкция была более прочной, в боковых частях привариваются специальные уголки;
- коробка передач подойдет от автомобиля «Шкода». Подойдут и другие подобные варианты, однако учитывайте то, что у вас должно быть несколько скоростей вперед и хотя бы одна скорость назад;
- тягу можно сделать из мотоколяски;
- рулевую колонку также можно взять от автомобиля отечественного производителя.
Помимо всего прочего, минитрактор своими руками можно сделать с разными видами двигателей, как, например, ЗИД или УД 25. Первый — четырехтактный одноцилиндровый бензиновый мотор с воздушным охлаждением, второй — четырехтактный карбюраторный бензиновый мотор. Оба отлично подходят для самостоятельного создания сельскохозяйственной техники, в частности минитрактора.
Самодельный минитрактор и все к нему — достоинства и недостатки сборной конструкции
Самоделки-минитракторы имеют массу достоинств. Как уже говорилось выше, главное из них — это невысокая стоимость. Все комплектующие можно взять из старых машин, а что-то сделать с нуля из подручных материалов. Есть и другие плюсы такой конструкции:
- по своим функциональным возможностям самоделки ничем не отличаются от заводских моделей. Они имеют ту же мощность, те же способности;
- крупная сельскохозяйственная техника рассчитана на большие территории, а маленькие мотоблоки — для небольших участков. Самодельный минитрактор — отличный вариант для полей средних размеров, где использование другой техники будет нецелесообразным;
- во время создания минитрактора-самоделки, вы изучите свою техники от и до. Поэтому в будущем, когда вам, возможно, понадобится другая модернизация, вы с легкостью справитесь с этой задачей. Если вдруг возникнет поломка, вы сможете быстро найти ее причину и устраните неисправность.
Конечно, есть и недостатки. Вам придется самостоятельно искать все составляющие элементы. Не стоит брать в использование редкие детали, ведь в будущем будет очень сложно найти ей замену. Также не стоит использовать технику-самоделку для передвижения по дорогам, чтобы не получить штраф за переделывание автомобиля.
pro-traktor.ru
как сделать конструкцию в домашних условиях, пошаговая инструкция сборки узлов
Для обработки небольшой территории лучше использовать трактор самостоятельного изготовления. Для того, чтобы понять, как сделать своими руками мини-трактор, нужно разобраться в его конструкции. По техническим параметрам он, естественно, будет отличаться от заводских аналогов. Однако использование мощного трактора на небольшой площади экономически невыгодно, ведь расход горюче-смазочных материалов не окупается.
Преимущества и недостатки самодельных конструкций
При перевозке небольших грузов или обработке площадей до 10 гектаров, лучше использовать мини-трактор для домашнего хозяйства. Своими руками он изготавливается без особых проблем, и конструкция обходится значительно дешевле покупного изделия.
В качестве деталей часто используются узлы из отработанных конструкций. Если есть отслуживший свой срок мотоблок, то задача упрощается. Большим плюсом является возможность усовершенствовать найденными деталиями самодельную конструкцию. В покупном изделии это сделать невозможно.
К недостаткам можно отнести следующие моменты:
- сложность изготовление чертежей, без которых не обойтись;
- устанавливаемые узлы изначально изношены;
- важно умение работать с металлом и наличие инженерных знаний.
Подготовка чертежей и изготовление аппарата
Изготовить сложную конструкцию, удерживая расположение всех узлов в голове, сложно. Для того чтобы понять, как сделать мини-трактор, лучше подготовить чертежи. Еще лучше провести деталировку сборочного чертежа, чтобы можно было в случае чего отдать эскизы на изготовление отдельных деталей.
Создавая проект, сразу продумываются габариты будущего изделия. Они должны быть такими, чтобы на тракторе можно было без труда обработать требуемый участок.
Разобравшись, как сделать трактор своими руками, приступают к работе. Согласно спецификации чертежа подбираются необходимые узлы и детали. Те элементы, которые невозможно найти готовыми, изготавливаются самостоятельно.
Мини-трактор своими руками в домашних условиях создается из следующих элементов:
- двигателя;
- рама, на которой крепятся узлы конструкции;
- ходовая часть и тормозная гидравлическая система;
- навесное оборудование;
- кресло для водителя;
- фонари.
Подбор двигателя
Если планируется изготовление малогабаритного трактора, то выбирается двигатель с объемом 4,5 л. Этого достаточно, чтобы обработать земельный участок площадью 2−3 гектара. Хорошим вариантом является силовой агрегат от старого Запорожца. Он обладает мощностью 40−50 л. с. В случае наличия трансмиссии она тоже устанавливается на раму.
На самодельном тракторе можно использовать двигатель от Москвича. Он проектировался специально под самодельную сельхозтехнику, поэтому мощность его всего 4 л. с. Однако этого может быть достаточно для работы на небольшом участке. К тому же он прост в ремонте. Идеальным вариантом служит двигатель от мотоблока. Обычно вместе с ним устанавливается передний мост с рамой и рулевым управлением с того же мотоблока.
Силовая рама агрегата
Как правило, рама для трактора состоит из 2 частей, соединенных между собой подвижным сцепом. Такой каркас уменьшает радиус поворота. Это дает преимущество при работе на небольших участках.
Собирается рама из уголков или швеллеров. Передняя полурама делается длиннее. Габариты переднего каркаса составляют 900х360 мм, а заднего — 680х360 мм.
Для установки двигателя сверху приваривается 2 трубы. Крепятся элементы каркаса сварными швами, ведь болтовые соединения могут не выдержать нагрузки.
Сцеп между полурамами изготавливается из 2 вилок и шарнира. Для этого используются подшипники и цапфа от Камаза. Благодаря такому соединению задняя половина имеет возможность смещаться как горизонтально, так и вертикально.
Ходовая часть установки
Для установки мостов на раму привариваются вертикальные стойки с усиливающими уголками. Передний мост не является ведущим, поэтому там можно использовать конструкцию с любого автомобиля.
Для заднего моста готовится литой прут диаметром 50 мм. Чтобы мост плавал на ухабистой дороге, посередине устанавливается шарнир. На краях прутка фиксируются ушки. Они нужны для того, чтобы с помощью шкварней на них надеть камазовские цапфы со ступицами. Дальше на них надеваются колеса. Гидравлика берется с любого автомобиля. Тормозная система устанавливается на задние колеса, можно ее взять от автомобиля УАЗ.
Фиксация навески
Для соединения с дополнительным оборудованием в виде сеялки или косилки применяется навеска. Она представляет собой 2 тяги. Берутся они от любого автомобиля.
Фиксация их ведется 3 точками. Одна крепится к специальной пластине на раме, другая к навесному оборудованию, третья — к приводу гидродвигателя. Через него крутящий момент будет передаваться навесному оборудованию.
Рулевая колонка и сиденье водителя
В качестве рулевого управления используется система с автомобиля Москвич. Вместо родных тяг берутся жигулевские, а ступицы подбираются от Запорожца. Между тягами и колонкой устанавливается специальный рычаг.
В качестве сиденья для водителя используется табуретка или кресло. Крепится оно к раме. Для этого к ней привариваются специальные уголки или сиденье можно фиксировать на трубах квадратного сечения. Чтобы уменьшить колебания во время движения, в некоторых случаях внизу крепятся амортизаторы.
При наличии небольшого участка, который требует обработки, необходимость в мини-тракторе ощущается постоянно. Изготовить его своими руками реально. Однако для этого нужно обладать определенными знаниями и навыками.
sotka.guru
Конструктор-самоучка из Полоцка создал самодельный трактор (18 фото + 3 видео)
Народный умелец из Полоцка собрал свой собственный трактор, который помогает ему по хозяйству и может даже использоваться дорожными и коммунальными службами. О самодельном чуде конструкторской мысли читайте далее.Владелец и конструктор необычного трактора Станислав Иосифович нашему визиту рад, но заметно скромничает. «Пиаром» его творения занимается дочь, без поддержки которой трактор, возможно, и не был бы известен за пределами небольшого города. «Кажется, у МТЗ появился достойный конкурент» — именно такие мысли появляются при первом знакомстве с трактором, который собирается в обычно гараже, забитом доверху различными запчастями.
— Я этим от нечего делать занялся, седьмой год уже на пенсии сижу. Два года собираю, еще, наверное, столько же понадобится, чтобы завершить работу. Здесь все еще «сырое».
Мы же отметим, что «сырость» заключается скорее во внешнем виде, нежели в работоспособности, — это как бесконечный ремонт. Еще у дома конструктора мы обратили внимание на совсем недавно выровненную проселочную дорогу. Мысленную похвалу полоцким коммунальщикам чуть позже пришлось так же мысленно отозвать — заезд к дому ровнял Станислав Иосифович. Просим его рассказать, с чего следует начинать постройку такого трактора для домашнего хозяйства.
— Сначала сварил раму. Использовал швеллер-«десятку», каркасы от старых кроватей и полотенцесушители выброшенные. Сам работаю сантехником — этого добра хватает. Люди выбрасывают, а я собираю. Начинал работу наобум, не было ни чертежей, ни планов — все в голове. Старался делать под уровень и симметрично — вот и все. После завершения каркаса принялся за установку двигателя. Мотор установил от «жигулей» третьей модели. Объем 1,3 литра. От «жигулей» вообще много запчастей можно найти, никому не нужных.
— Затем установил мосты. «Донором» послужила «Нива». Стойки нашлись от Opel, «рулевое» с рейкой — от Honda. Баком стала обычная канистра на 20 литров — тут по-другому никак. Расход «жигулевский», около 10 литров, так что заправлять часто не надо. Совсем без денег, конечно, не обошлось: одни колеса стоили по 600 тысяч — «посажены» на жигулевские диски. Спереди тормоза дисковые, сзади обыкновенные. Есть даже «ручник»! Ни на каком этапе сложности не возникали. Главное ведь что? Измерить и сделать.
— Трактор хочется сделать универсальным. Спереди «лопата» самодельная, называется «зима — лето». Нижняя металлическая часть — ровнять дороги. А верхняя, с резинкой, уже для зимы, чтобы снег убирать и не повреждать при этом асфальт под ним.
— Сзади будет культиватор. Со временем установлю специальные пики. Они будут вращаться и рыхлить землю на глубине 30 сантиметров. Конструкция в движение приводится цепями — ничего сложного. Но потом их закрою, чтобы не попадала грязь. Здесь же крепление для зуба: срывать лед, если надо, или асфальт. Подъемный механизм — гидравлика.
— Коробок установлено две: от «жигулей» и от BMW. Раздаточная коробка — от «Нивы». Всего, получается, 60 передач. Зачем столько? К примеру, мне нужно, чтобы трактор ехал медленно, а культиватор вращался быстро.
— Планов по развитию хватит еще года на полтора. База уже готова, но ее нужно привести в порядок. Нормально проложить проводку, зашить крылья и пол. Металл есть, сварка есть — только сделать надо. Дверей не будет вообще. Поставлю лобовое стекло и натяну тент, чтобы на голову ничего не капало. Кроме пик для рыхления почвы на свободное место сзади установлю мини-экскаватор. Будут сменные ковши: широкий, узкий, малый… Вылет планирую сделать метра три — для своих нужд должно хватить.
— В общем, ничего особенного, — снова скромничает изобретатель. — Первый раз нормально выехал где-то полгода назад, зимой, сам чистил дорогу. Были желающие купить, 15.000 долларов предлагали.
На шутку о прибыльном бизнесе Станислав Иосифович лишь усмехается. Пускай это всего лишь хобби, однако в нынешних реалиях далеко загадывать не приходится: от возможной продажи трактора в случае необходимости конструктор не отрекается.
Изучаем «салон»: «жигулевская» панель, руль от Opel. В очертаниях капота с «огоньком» узнаем BMW — он, как оказалось, остался от автомобиля дочери. Корпус фар — от трактора, но их «начинка» угадайте какая? Правильно, «жигулевская»! «Габариты» достались от МАЗа. Все это не просто для красоты, а действительно работает. Как отметил конструктор, когда-нибудь трактор будет поставлен на учет в ГАИ. Управление к тому же не отличается от легкового авто.
— Это не первое мое изобретение. Есть еще на даче культиватор электрический. Тоже собран из запчастей от «жигулей»: кнопку нажимаешь — он сам землю обрабатывает. Установлен стабилизатор глубины и направления, только если забуксовал — подтолкнуть надо.
По словам Станислава Иосифовича, бензин в крови — это уже семейное, а главная поддержка исходит от дочери: «Помню, усадил ее за руль, говорю: поезжай. А она плачет — не получается. Потом как втянулась! Первый Mercedes быстро «разошелся». И сейчас только успевай штрафы оплачивать».
Отсюда
trinixy.ru