Поделки из сувеля – Изделия из капа, обработка | Из дерева своими руками! Интересные деревянные поделки, мебель, мастер-классы по дереву

  • Home
  • Поделки
  • Поделки из сувеля – Изделия из капа, обработка | Из дерева своими руками! Интересные деревянные поделки, мебель, мастер-классы по дереву

Изготавливаем стильный браслет из сувели


Приветствую любителей помастерить, сегодня мы рассмотрим, как изготовить красивый браслет из натуральных материалов. А использовать в качестве материала автор решил березовый сувель. Браслет из сувеля смотрится шикарно, этот материал напоминает по внешнему виду что-то похожее на кость или какой-то камень, еще сувель довольно крепкий и многие верят в его целительные силы. Материал автор выварил и нормализовал, смотрится все очень красиво, если вас заинтересовал проект, предлагаю изучить его более детально!

Материалы и инструменты, которые использовал автор:

Список материалов:
— березовый сувель;

— пропитка для дерева;
— резинка.


Список инструментов:
— ленточный шлифовальный станок;
— дрель;
— сверлильный станок;
— наждачная бумага;
— приспособа для нормализации древесины;
— бензопила.

Процесс изготовления браслета:

Шаг первый. Отправляемся за материалом
Первым делом предстоит поход в лес с бензопилой, нам нужен березняк, а искать на березах нужно наросты. Эти самые большие наросты и есть сувель. Образования можно срезать при помощи дрели, но не слишком близко к стволу дерева, чтобы его не повредить. Место среза на дереве обрабатываем садовым варом или другим подобным препаратом, чтобы дерево не погибло. Конечно, такого материала лучше заготовить сразу побольше, он используется во многих самоделках, включая рукояти для ножей и так далее.





Шаг второй. Варим
Далее сувель можно отварить в соленой воде или просто в пресной воде. Благодаря варке из дерева вывариваются смолы, соки и, так сказать, «лесная влага». Благодаря такой процедуре дерево потом быстро сохнет и не трескается. С солью процесс происходит более эффективно, но мы будем нормализировать древесину, так что соль лучше не использовать. Такой большой кусок древесины придется вываривать довольно долго, так что заранее лучше нарезать материал на заготовки.

Отваренный сувель автор очистил от коры и загрязнений, в итоге он был нарезан на заготовки. Справиться можно при помощи ножовки, но подойдет и ленточный отрезной станок.





Шаг третий. Вытачиваем детали
На следующем шаге можно вырезать и вытачивать детали для браслета. Лучше всего для этого предварительно сделать шаблон. Заготовки удобно шлифовать на ленточной шлифовальной машине. Не забываем также просверлить отверстия, в которые будут вставляться резинки.




Шаг четвертый. Нормализация
Готовые детали браслета нормализуем, нормализация подразумевает пропитку древесины. В качестве пропитки можно использовать эпоксидную смолу, лаки, масла для дерева и так далее. После пропитки дерево будет очень надежно защищено от влаги и вредителей, а еще оно будет очень красиво смотреться.

Заготовки погружаем в емкость с пропиткой и затем из емкости отсасывается воздух для понижения давления, так и происходит пропитка древесины. При понижении давления будет видно, как из дерева выходят пузырьки воздуха.


Шаг четвертый. Бусины
Между основными деталями браслета по задумке автора предусмотрены бусины, они изготовлены из более темной древесины. Для изготовления бусин автор использовал перьевое сверло, переточенное особым образом, а также сверлильный станок. Просто высверливаем заготовки, а потом нанизываем их на железный стержень и все вместе обтачиваем на ленточной шлифовальной машине. Полученные бусины можно покрыть маслом или лаком.

Шаг пятый. Сборка
Браслет можно собирать, для сборки понадобятся две резинки. Еще немного усилий и браслет готов.
В завершении автор также сделал оригинальную коробочку, такую можно собрать из дерева. В коробочку компактно помещается браслет и в самоделку можно использовать в качестве подарка. На этом самоделка готова, смотрится все красиво, правда, автор снимает видео на не очень качественную камеру. Надеюсь, проект вам понравился, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!

Источник Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

usamodelkina.ru

Березовый сувель. Заготовка, сушка, обработка…

 

Материал, который издавна известен на территории России как древесная кость.

Это нарост, см фото 1, (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами, дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 — 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый — золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами — то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется «Перламутром», оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3. Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2, это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6. Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7. Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8. Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова «Svalbard», выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Материал использован с http://www.zadi.ru

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

 

fircone.ru

Кап и сувель — Древология

Древесина является ценным и красивейшим природным материалом. Но древесина капа и сувеля превосходит по красоте природного рисунка обычную древесину. Капы и сувели это наросты на деревьях, которые лесоводы называют пороками ствола дерева.

Зато в руках мастеров, таки «пороки» как кап и сувель, превращаются в великолепные произведения искусства.

Древесный кап (слева) и сувель (справа)

Что такое древесный кап

Кап образуется в виде нароста на стволе, обычно округлой формы, покрытого корой. Иногда нарост полностью окольцовывает ствол. Нарост образуют спящие, придаточные почки. Почки имеют форму бугорков с кольцевой структурой вокруг них. Иногда спящие почки «просыпаются», тогда из нароста могут появляться молодые побеги.

Появление капов наблюдается преимущественно на лиственных деревьях, едко такие наросты можно встретить на хвойных.. Из пород древесины, распространенных на территории России, капы чаще всего появляются на стволах  липы, дуба, осины, клена, березы, вяза.

Кап растет очень долго. Речь идет о десятках лет. Его размеры могут быть от пары сантиметров до метра, а то и двух. На одном стволе может быть два и более капа.

Разделяют два вида капа -прикорневой и стволовой, образующихся, соответственно у корня или выше, на стволе.

Почему появляется нарост, называемый капом

Есть три варианта происхождения капа. Но все они не 100%

Первый вариант

  • Под корой растет придаточная почка, но кора, в силу высокой прочности, не дает почке развиваться. Поскольку «силы» уже брошены, к месту роста почки стремятся питательные вещества и растительные гормоны. Так одна за одной, придаточные почки, пытаются пробиться сквозь кору, формируя рост капа.

Второй вариант

  • Придаточная почка под корой не может нормально развиваться из за механических повреждений, как то, рука человека, ураганы, животные и так далее. Поэтому продолжает рост с деформированным развитием.

Третий вариант

  • После появления придаточной почки, дерево вскармливает кап, из за бактерий, грибов, насекомых, вирусов, ранних весенних морозов.

Природа возникновения капа не определена на 100%. Но нас больше интересует текстура капа, нежели чем его происхождение.

Текстура капа

  • Сказочный природный рисунок древесины капа состоит из:
  • Перекрученных годичных слоев, как правило, ярко выраженных
  • Ярко выраженных сердцевиной мелких веток
  • Свилеватой сложной структурой
Кленовый кап

Каждый кап, как отпечаток пальца человека, имеет эксклюзивный рисунок и форму. Нет в природе не существует двух одинаковых наростов, именуемы капом. Причем, ни по форме нароста, ни по его структуре.

Сразу после спила капа, его богатая текстура практически не видна. Текстуру, древесина капа проявляет в полной своей мере после шлифовки, полировки и тонирования.

Изделие из березового капа
  • Стволовые капы имеют более изысканную текстуру, чем прикорневые.
  • Обработка капа сложна из-за большого наличия сучков и свилеватостей.
  • Кап, после обработки, похож на мрамор или малахит, имеет перламутровое сияние.

Цвет древесины капа бывает коричневый, молочный, розоватый, зеленоватый, зависит от породы дерева и места его произростания.

Что такое древесный сувель

Сувель это нарост, круглой формы, на стволе дерева, покрытый корой.  Нарост состоит из деформированных и перекрученных волокон древесины.

Обычно, древесный сувель,  образовывается в единичном виде, реже группой сувелей на одном стволе дерева. Иногда встречаются сувели, опоясывающие ствол дерева

В отличие от капа, сувель образовывается в равной степени на лиственных и хвойных породах деревьев. Плотность древесины сувеля ниже, чем у капа, поэтому его немного легче обрабатывать.

Почему появляется нарост, называемый сувелем

В результате внешнего воздействия на дерево, образуется складка. Со временем складка обрастает извилистыми волокнами. Это и есть сувель.

Сувелей на деревьях больше, чем капов. Под корой у древесных сувелей гладкая поверхность, а не «пупырышками», как у капов

Сувели могут иметь разную текстуру, преобладающими фигурами можно назвать волны, изгибы, пятна, полосы. После шлифовки и полировки проступает сияние и блеск древесины.

Сувель ясеня

Сувель может быть различных оттенков, в основном, это коричневый, желтый, серый, немного зеленоватый, или наоборот с розоватыми “нотками”

Как и капы, сувели могут быть стволовыми и прикорневыми. Стволовые сувели светлее и с менее выраженным природным рисунком, чем прикорневые.

Что изготавливают из капа и сувеля

Из “чудных” наростов, в виде древесины капа и сувеля мистера изготавливают декоративные поделки, сувениры, рукоятки ножей, пано, брелоки, запонки и украшения, заколки, чаши, вазы, посуду, шкатулки, трости, лампы, шахматы, рамки, табакерки и множество других небольших предметов. А также, изготавливают шпон.
Капы и сувели хорошо сочетаются с металлами, перламутром, костью.

Ковш из капа березы
Пано из капаКап березыСувель березы

Вам будет интересно

drevologia.ru

Карельская берёза, кап и сувель — в чем разница?

КАРЕЛЬСКАЯ БЕРЁЗА

Карельская берёза — одна из визитных карточек нашего края, наряду с Кижами, Валаамом, шунгитом, морошкой и калитками. Многие, кто посещают Карелию, в качестве памятного сувенира выбирают изделия из «карельской березы». Одно время мне довелось поработать в сфере продажи сувениров, в магазине на видном месте висели здоровенные часы из древесного спила, диаметром этак сантиметров 60, не меньше. И каждый день происходил между мной и гостями республики диалог:

О! А это ваша знаменитая карельская берёза! — потенциальный покупатель в восторге.

Нет, это наша не менее знаменитая карельская сосна, — смиренно ответствую я.

Не все поделочное дерево в Карелии — это «карельская берёза». Более того, открою секрет — за добычу и вырубку «карельской берёзы» в Карелии положены немалые штрафы, в природе это дерево редкое, связываться с ним дело хлопотное и проблем потом не оберешься.

Вся сувенирная отрасль «карельской берёзы» говорит спасибо питомникам в Беларуси, где это дерево разводят целенаправленно — для получения древесины в промышленных масштабах, которая ценится весьма дорого, и продается на вес. Потом уже из него режут объемные изделия, пускают на тонюсенький шпон для оклейки шкатулок и рамок картин, и т.д. Особо не разгуляешься — диаметр «карельской берёзы» не превышает обычно 20-25 см. Все потому, что «карельская берёза» — это не отдельный вид, а аномальная форма, которая встречается у обычной берёзы повислой, при редком стечении обстоятельств. Живет такое ослабленное, больное дерево немногим более 40-60 лет, поэтому, как правило, не успевает вырасти большим. О причинах же возникновения узорчатой текстуры древесины этого загадочного дерева ученые спорят до сих пор.

Так в природе выглядит это дерево (фото из заповедника Кивач в Карелии):

А это — рисунок среза этой редкой разновидности берёзы:

Как мы видим, древесина очень красивая, плотная, с ярко выраженным рисунком, своеобразный «древесный мрамор».

Помимо аномалии под названием «карельская берёза», берёзки радуют нас такими причудами роста древесины, как кап и сувель. О них по порядку.

БЕРЁЗОВЫЙ КАП

Березовый кап — образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Эти небольшие (20-30 см в диаметре) образования имеют вид темных шипов и бугорков, часто на капе можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки. Древесина у капа процентов на 50-70 крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Это вид снаружи:

Такая красота скрыта в древесине капа. Очень просто спутать с рисунком «карельской березы»:

СУВЕЛЬ БЕРЁЗОВЫЙ

Образование сувеля вызвано болезнью дерева и он чаще всего представляет собой скрученный и сплетённый в комок нарост. Внешне выглядит таким образом, может достигать внушительных размеров:

Обычно сувель растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувеля от капа заключается в том, что сувель образуется не из спящих почек, а благодаря переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам.

Отличие сувеля от «карельской берёзы» и берёзового капа — отсутствие четко выраженных тёмных узоров, бОльший размер среза, перламутровый перелив древесины:

ЭПИЛОГ

Итак, мы с вами вкратце рассмотрели особенности и отличия «карельской березы», капа и сувеля. Недобросовестные изготовители часто пользуются неосведомленностью покупателя в качестве и внешнем виде древесины, поэтому будьте аккуратны, совершая покупку. Как не стать жертвой обмана? Возьмем пример из сети:

Производитель заявляет, что картина выполнена из материала «карельская береза». Но на данном срезе мы не видим характерного рисунка «карелки» — ярко выраженных узоров и линий. Далее — заявлен довольно крупный размер среза 35 х 28 см., который также не характерен для «карельской березы» (помним — ее диаметр редко превышает 25 см). Ну и довершает картину описание работы «выжиг на капе» — сочинителю надо определиться, все-таки на капе или на «карельской берёзе»?! По всей вероятности, это обычный срез берёзы неправильной формы.

Спасибо за внимание!)

www.livemaster.ru

Кап («ведьмин веник») и Сувель («свиль»). Отличия и сходства

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.

Березовая сувель.jpg

Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник») — это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.

Кап березы.jpg

По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.

Ваза из дубового капа.jpg

Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.

Кап клена.jpg

Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем.

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.

Сувель. Рисунок на спиле.jpg

Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.

Спил капа.jpg

Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.

Чага на березе.jpg

Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.

Обработанный кап.jpg

При обнаружении массивного капокорня, необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

 

agrostory.com

Дмитрий Карасёв. Дивные узоры капа и сувели

Мастера новгородские: Дмитрий Карасёв. Дивные узоры капа и сувели

Сколько красоты дарит нам природа, не уставая поражать нас своим гением художника!  Однако встречаются природные шедевры, спрятанные от наших глаз, так что не только в сказке пупырчатая болотная лягушка может обернуться красавицей-царевной.

Речь о капе – этот, казалось бы, уродливый бородавчатый нарост на дереве скрывает внутри просто фантастические узоры: тут и перья жар-птицы, и деревушка в снегу с огоньками в окошках, и наполненные ветром паруса, и солнечные блики на воде…

Руки мастера открывают этот неповторимой красоты рисунок, за который кап называют деревянным малахитом и лесным порфиром.

I

Новгородский мастер по капу Дмитрий Леонидович Карасёв признаётся, что этот материал его к себе просто притягивает:

— На изделие из капа хочется смотреть, хочется потрогать, погладить его, и когда расстаёшься с ним (подаришь или купят), стремишься опять в лес на поиски материала, чтобы сделать еще красивее. Этот поиск тебя и движет.

Здесь надо сказать, что наросты на деревьях бывают разные: есть именно кап, поверхность которого покрыта снаружи множеством пупырышков – «спящих почек», за что его ещё называют колючим, а есть сувель – это гладкий нарост. Сувель – тоже красивый материал и встречается гораздо чаще, но кап – по-настоящему дивное творение природы. Этот материал, если заглянуть внутрь, затмит любые искусственные изыски формы.

Чем больше почек, тем красивее древесный рисунок. Если смотреть на поперечный срез почек, они выглядят, как тёмные вкрапления, переплетаемые в диковинный узор, а с капом, разрезанным в глубину (вдоль роста почек), не сравнится никакая карельская берёза – это просто неимоверная красота. Но найти почковой кап не так просто – за ним, по словам Дмитрия Леонидовича, приходится «поохотиться». 

Чашка из капа и ваза из сувели

Дмитрий Карасёв ещё в армии увлёкся резьбой. Позже в книге, которую, видя его увлечение, «подсунула» ему мама-библиотекарь, прочитал, что такое кап и «загорелся» — отправился в лесополосу недалеко от дачи искать материал, нашёл на берёзе нарост и попытался его обрабатывать:

– Инструмента на тот момент не было вообще: ножовка, молоток, топор и всё. Пытался прямой стамеской что-то делать, маленькими резачками – в общем, туго всё давалось.

Сначала это было просто хобби – в первых своих работах Дмитрий Леонидович, по его словам, не видел рисунка, была интересна только форма. Переломный момент наступил в 90-е, когда стало туго, и волею судьбы он попал на службу в лес – в окружение любимого материала. Тут-то Дмитрий Карасёв стал уже плотно заниматься капом и сувелью.

Тогда же у заезжего мужичка на рынке он купил свои первые 3 стамески для обработки капа – «пришлось бежать бутылки сдавать, а то денег не хватало». Работа сразу пошла по-другому – стала появляться профессиональная скорость. И именно в это время он сошёлся с художником Аркадием Николаевичем Орловым, который многому научил будущего мастера: 

– Он подсказал мне, как работать с формой. Ведь иногда попадаются прямо готовые природные формы, которые стоит лишь обработать, а бывает, есть лишь какая-то завязка, от которой отталкиваешься и приходишь к линиям формы рукотворной.

С тех пор каждое новое творение мастеру хочется сделать лучше, интереснее предыдущего. Например, тот же Аркадий Орлов научил когда-то Дмитрия Леонидовича делать ленту Мёбиуса – и сначала это была просто лента. На второй такой ленте Дмитрий Карасёв вырезал ящерицу, а на следующей поставил внутрь ленты шар из капа, и ящерица «притаилась» уже на шаре.

Или есть у Дмитрия Леонидовича «помощник» – Буратино, впервые появившийся, прямо как в сказке, из полена, которое довольно долго валялось и, к удивлению мастера, не потрескалось. Так вот Буратино, сидящий ныне на верстаке в мастерской, уже четвёртый:

– Пока он тут сидит, я спокоен. А если у меня его купят или кто-то выпросит в подарок, я опять захочу эту ушастую физиономию, весёлую улыбку, «лабутены» эти прикольные на ногах.

Встречаются иногда древесные наросты, в которых сочетаются две сущности: интересная природная форма и красивый рисунок – из таких капов и сувелей получаются особенные вещи. В Доме народного творчества сейчас выставлен стол работы Дмитрия Карасёва, сочетающий в себе дикую внешнюю поверхность капа, которая использована по бокам, и изумительный внутренний узор на отшлифованной столешнице. 

Из капа и сувели мастер делает не только мебель и элементы декора, но и вещи утилитарного назначения: посуду, ковши для бани, дверные ручки. Все они обладают необычайной прочностью. Дмитрий Леонидович с улыбкой вспоминает случай, когда на одной из ярмарок иностранные туристки сомневались в том, что кап не потрескается, и тогда мастер подкинул вверх одну из ваз, которая, упав с высоты на асфальт, осталась совершенно целой. Тут уж сомнения у дам исчезли.

Не трескаются изделия из капа и от влаги, потому ковши для бани из этого материала практически вечные.

Кап растёт на любом дереве, но больше всего Дмитрий Леонидович любит работать с берёзой, ольхой (она имеет красноватый оттенок), а также черёмухой, у которой очень красивый рисунок:

– В походе в лес всегда бережёшь силы и бензин в бензопиле на случай, если встретишь что-то особенное. Больше всего капа в заболоченной местности – я это называю каповые джунгли.

Добывают кап только на лесозаготовках и в местах, где прорубаются просеки для будущих дорог, газопроводов и т.д. По словам мастера, случались просто курьёзные случаи, когда, сходив на разведку, найдя несколько капов и запомнив их местонахождение, он бежал в машину за пилой, возвращался, а капов – как и не было: «вот эту лужу переходил, голову поднял, там был кап – ну нету там капа». Так что не всегда лес хочет отдавать своё богатство. Хотя срезание нароста со ствола дереву только на пользу, ведь кап или сувель забирают у него за год столько сил, сколько ствол заберёт за 3 года роста. 

Сувель на берёзе в лесу

Если кап берётся весной, когда берестянщики идут в лес за берестой, то кора с него очень легко снимается – это важно, когда нарост интересен по форме и мастер хочет использовать его целиком. В другое время года снять кору бывает очень трудно.

Дальше кап нужно подсушить. Никакой специальной технологии сушки у Дмитрия Карасёва нет: пришёл, бросил, само сохнет – главное следить, чтоб не загнило. Обрабатывается кап лучше всего, пока он ещё слегка влажный, вяленый.

Для обработки мастер теперь использует электроинструменты. Изогнутые стамески (клюкарзы), сделанные в своё время на заказ у псковских кузнецов, и резцы идут в ход, только если изделие декорируется – фигурой ящерицы, например.

Внутреннюю часть нароста Дмитрий Леонидович вырезает фрезой, которая ставится на болгарку, затем шлифует с помощью специальной насадки с наждачной бумагой. Для труднодоступных мест мастер использует гибкий вал, пробиваясь к уникальному древесному узору. Когда изделие готово, оно покрывается льняным маслом.

Вот так и рождаются «царевны» из «лягушек» – только не по волшебству, как в сказке, а бережной огранкой мастером природной красоты.

нож

Посуда

Ложка рыба

Фото в мастерской Дмитрия Карасёва сделаны автором.
Остальные фото — со страницы мастера «ВКонтакте».

В рубрике «Мастера новгородские» читайте также:

Иван Коржуев. Живи и пой гармонь
Надежда Соколова. Авторская кукла и коты на шёлке
Иван Бердников. Резная граница зазеркалья
Дмитрий Мосин. Художник «воздушной кисти»
Вера Конева. Мифы и сказки из глины
Голубины. Доски, которые сами просятся в руки
Станислав Сорокин. С любовью к бересте
Наталья Алёшина. Трепетность женских серёг
Наталья Алёшина. Ода Марфе-посаднице 

vnnews.ru

Изделия из капа, обработка | Из дерева своими руками! Интересные деревянные поделки, мебель, мастер-классы по дереву

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной  ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

iz-dereva-svoimi-rukami.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *