Башкирский национальный костюм | Журнал Ярмарки Мастеров
Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников.
Xарактерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож (для обуви), овчин, меха, а также покупных кустарных тканей; в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст.
Kостюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет.
Традиционной женской одеждой были: платье с оборками, передник, камзол. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (селтэр, hакал). Весьма разнообразными были головные уборы башкирок. Головной убор замужних женщин — кашмау — представлял чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами и с длинной лопастью, пришитой сзади к кашмау. Девичьим головным убором была такыя, шлемовидная шапочка, покрытая серебряными монетами и бахромой из нитей кораллов по краю. Башкирские девочки обычно, особенно летом, ходили с непокрытой головой, взрослые девушки и женщины всегда носили ситцевые платки.
Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону — способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство.
Мои башкирочки:
1.
2.
3.
Исследовательская работа по теме: «Башкирский национальный костюм»
Министерство образования Республики Башкортостан
Башкирский институт развития образования
Башкирское отделение Общероссийской организации
Малой академии наук «Интеллект Будущего»
Секция: Культура Башкортостана
Тема исследовательской работы:
«Башкирский национальный костюм.»
Выполнила: Хамитова Ильмира Иншаровна
ученица 3Б класса, МБОУ НОШ с. Стерлибашево
МР Стерлибашевский район РБ
Научный руководитель:
Хамитова
Рамзия Тимербулатовна,
учитель начальных классов.
Стерлибашево-2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
1. Цель и задачи исследования
2. Объект, предмет и гипотеза исследования
3. Методы исследования.
Основная часть.
1. Почему я выбрала эту тему?
2. Общая характеристика башкирского костюма.
3. Поход в краеведческий музей.
4. Анкетирование одноклассниц.
5. Результаты исследования.
Заключение.
Библиографический список.
IV. Приложение
Цель исследовательской работы: выяснить актуальность башкирского национального женского костюма в жизни современного ребёнка.
Задачи:
-собрать информацию и познакомить одноклассников с особенностями национального костюма;
-развивать умение увидеть практичность и красоту национального костюма;
-сделать выводы.
Предмет и объект исследования: башкирский женский национальный костюм.
Актуальность и значимость моей работы заключается в том, что мы живём в мире новых дизайнов. Мы не должны забывать то, что народное искусство- универсальное средство духовного общения.
Гипотеза: А действительно ли элементы башкирского национального костюма можно использовать в современной одежде?
Методы исследования:
-сбор информаций из книг, энциклопедий, интернет-ресурсов;
-экскурсия в музей и музыкальную школу;
-анкетирование одноклассниц.
II.Основная часть.
Почему я выбрала эту тему?
Я родилась и живу республике Башкортостан. В нашей республике проживают представители более ста пятидесяти национальностей. Башкиры представляют собой коренное население республики. Они как отдельная народность формировались в 19-20 ввеках.
Я с детства мечтаю стать художником-модельером. Мне очень нравится придумывать новые платья для девочек. Где же можно увидеть национальные костюмы в наше время? Только в музеях, в ансамблях народного творчества, в выступлениях артистов.(фото-слайд 1-4)
Итак, я решила начать своё исследование. Прежде всего, по интернету я нашла и внимательно рассмотрела несколько фотографий артистов в башкирских национальных костюмах. Меня удивила красота этого костюма. Рассматривая его, я подумала, что старинный народный костюм на много красочнее и скромнее . Мой интерес к их истории происхождения привел меня в школьную библиотеку (
— Реалии башкирской культуры.
— История, быт башкирского народа.
— Башкирская народная одежда.
И вот что я узнала;
Стиль народного костюма складывался веками. Одежда поражает своим разнообразием и фантазией мастериц. Они вкладывали всю свою душу и талант. Каждая деталь костюма напоминает о красоте родного края.
2.Общая характеристика башкирского костюма.
Традиционной верхней одеждой башкир был елян (елән)— костюм с рукавами без застёжек, без воротника, украшается монетами и вышивками. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина.
Женщины носили платья (кулдэк)(фото-слайд 7), короткий безрукавный камзол –то же без рукавов на подкладе. Платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, рукава и подол отделан оборками.
3. Поход в краеведческий музей.(фото-слайд 8-10)
Когда посетила районный музей, особое внимание я обратила на костюмы башкир юрматинского рода. Потому что в Стерлибашевском районе жили и живут башкиры рода Юрматы. Посетив краеведческий музей нашего села, я с удовольствием послушала экскурсовода о костюмах юрматинского рода.
Вот сегодня я сама вышла перед вами в башкирском национальном костюме для девочек. Посмотрите, как это красиво на меня сидит!
4. Анкетирование.
Следующим этапом моего исследования было анкетирование девочек-третьеклассниц нашей школы. Я им задала несколько вопросов:
Нравится ли вам башкирский национальный костюм?
Из двадцати трех девочек все ответили «да».
Где бы вы носили башкирский костюм в жизни?
Восемнадцать из двадцати трех ответили: на выступлениях и на концертах.
Хочешь ли ты носить платья с элементами национального костюма?
Двадцать девочек из двадцати трех дали положительный ответ.
Вывод: девочкам нравятся эти платья, но они видят их только на выступлениях. Я хотела бы заметить, что в нашей школе некоторые мои одноклассницы носят школьную форму с элементами национального костюма.
В нашем семейном альбоме хранятся несколько фотографий моей мамы в национальном костюме.(фото-слайд 11-13) Посмотрите на этих строгих учителей, как они в этих костюмах милые и красивые!
Сейчас люди носят совсем другую одежду. И всё новое – это хорошо забытое старое. Но всё чаще люди, которые создают моду обращаются к национальному костюму. Моя мечта-стать художником- модельером, учиться в колледже мод в городе Уфе, стать мастером и прославить башкирский костюм. (фото-слайд 14-18) В этом колледже каждый год проводится фестиваль моды, на котором опытные мастера и ученики показывают свои модели, в которых используют элементы народного костюма: покрой платья, вышивку, аппликацию, украшения и головные уборы.
А пока мои модели-это мои куклы. Мы с сестрой сшили несколько платьев для моих кукол. Вот одна из них перед вами. Правда красиво?
Результаты исследования.
В ходе исследования я нашла ответы на все интересующие меня вопросы. Я поняла, что элементы башкирского национального костюма можно использовать в современной одежде.
III. Заключение.
Народный костюм-ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработка кожи, металла и многое другое. Костюм является богатейшим материалом для изучения этноса, его связи в другими народами, что возможно проследить на примере костюмов Урала.
Библиографический список:
Л.Х.Самситова «Реалии башкирской культуры.» Уфа. Китап.
-«История, быт башкирского народа.»
-«Башкирская народная одежда.» С.Н. Уфа, Китап
-интернет-ресурсы
IV. Приложение.
Вопросы
Ответы девочек
Нравится ли вам башкирский национальный костюм?
Все ответы-да
Где бы вы носили башкирский костюм в жизни?
У всех ответы-на концертах,
на выступлениях
Хочешь ли ты носить платья с элементами национального костюма?
Восемнадцать из двадцати трех дали положительный ответ.
Башкирский национальный костюм — куклы в башкирском костюме
Изучение народных костюмов — это очень интересный и познавательный процесс со множеством удивительных открытий. Такие куклы в башкирских национальных костюмах можно слепить из обычного пластилина, используя для основы пластиковую бутылку. Создавая такие поделки вместе с детьми, вы приобщаете их к народным традициям через знакомство с куклами, воспитываете любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций, а также приучаете к бережному отношению к предметам своего труда.
Создание кукол в национальных костюмах нередко становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия зачастую невозможно в силу дефицита времени, занятости и других причин.
Традиционный башкирский национальный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа и он очень богат декоративными элементами.
Куклы в башкирских национальных костюмах
Это более осовремененный женский костюм, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек».
Главный элемент башкирского костюма, представленного на кукле, это камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу.
Расшитый елян — разновидность длиннополого пальто из сукна, кожи, войлока, меха, овчины. Чем больше одежды, тем богаче выглядел человек в глазах своих соседей.
Мужской елян для лета кроили из тёмных хлопчатых тканей, праздничный — из бархата, белого атласа, шёлка.
Национальный костюм башкир, даже будничный, всегда наряден. Его украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.
Для головного убора использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных.
Этапы изготовления кукол
Вот такие поделки из пластилина у нас получились!
Башкирский национальный костюм
Слово «традиция» в наши дни прочно вошло в литературный, научный, бытовой лексикон. Взятое из латинского языка, оно сохраняет свое исконное значение: под ним подразумевается культурное наследие, а также процесс трансмиссии культуры – передачи культурных достижений от поколения к поколению.
В национальном костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний.
Советуем почитать:
Розы из бумаги
Меч из бумаги
Звезда из бумаги
Самые интересные статьи
Елян (одежда) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Башкиры и татары в костюмах Елян. История костюма. Braun & Schneider — c.1861-1880Елян (башк. елән) — башкирская национальная верхняя длиннополая одежда с длинными рукавами. Распространен также в одежде татар, марийцев и чувашей.
Башкирский традиционный костюм елян представляет собой верхнюю длиннополую одежду с подкладом в качестве утеплителя и длинными рукавами. Распространён мужской прямоспинный и женский приталенный, расклешённый еляны. Эта одежда привлекала внимание посетивших башкирский край ученых и путешественников, описывающих впоследствии украшения верхней одежды узорной вышивкой, кораллами, бисером, монетами и др. В книгах, посвященных декоративному творчеству башкирского народа, истории России представлены иллюстрации с изображением башкир в елянах. Так в книге «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» Н. И. Кутепова представлена сцена охоты ловчими птицами с картины Ф. Рубо с башкирскими всадниками в елянах.
Ф. Рубо «Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II». 1880-е г.Мужские еляны шились из хлопчатобумажных тканей темных красочных расцветок, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; одежда отделывалась нашивками на подоле, полах и рукавах красным сукном сукна, украшались аппликацией, вышивкой, красочной тесmмой — позументом. Мужские еляны носились нараспашку, иногда подвязывались поясом (кэмэр), одевались поверх бешмета, казакина.
Женские еляны шились из красочного одноцветного бархата, чёрного сатина, шёлка или сукна. Отделка подола, полы и рукавов проводилась нашивками из красного, зелёного или синего разноцветного сукна, нашивки чередовались с позументом. Еляны украшались солярными узорами, бисером, шумящими украшениями, полудрагоценными камнями. Проживавшие на юго-востоке края башкиры, украшали еляны аппликациями, вышивкой, кораллами, монетами, треугольными цветными нашивками (яурынса), на юго-западе края еляны украшались монетами и позументом в верхней части спинки и талии. Женские еляны также носились нараспашку, застёгивались пряжками из нескольких блях с крючком и петлёй — каптырмой. Женские еляны одевались поверх бешмета, казакина, камзола или платья.
По способу отделки еляны различались на:
- Уҡалы йелән — отделка позументом;
- Танкалә йелән — отделка серебряными монетами;
- Комбәҙле йелән — отделка жестяными узорчатыми бляхами;
- Соfалы йелән — отделка кантовым сукном.
В зависимости от расположения к частям тела человека существовали виды отделок елянов:
- Бөйөлдөрөк (бөйөр — почки) — позумент с кистями или монеты, пришитые к костюму по двум сторонам талии;
- Йелән елкәлеге (елкә — затылок) — серебряная или золотая бахрома на спине еляна;
- Йаурынса (йацрын — плечо) — отделка позументом на заплечье еляна[1].
Отличались способы ношения елянов: мужчины чаще подпоясывали одежду, запахивали левую полу на правую сторону (правый запах), а женщины не подпоясывали одежду.
По еляну и его украшениям можно было судить о состоятельности башкира. Зажиточные башкиры использовали для украшения монеты, золотой и серебряный позумент, более дорогие и добротные ткани, дорогие меха. Иногда от длины рукавов одежды зависела знатность ее носителя.
Д. П. Никольский в книге о башкирах отмечал: «Чем длиннее рукава халата (елян), тем больше знатности и величия придавалось владельцу халата»[2]. Престижным было ношение еляна из кармазина (нем. Karmesin от арабского; тонкое добротное сукно красного цвета), который преподносился в качестве подарка батырам, победителям соревнований, как свадебный подарок.
В праздничной украшенной одежде выделялись ее социальные функции. Так у богатых для отделки елянов чаще применяли позумент, а у бедных пришивались разноцветные полоски тканей.
Елян также являлся праздничным или свадебным костюма, его включали в состав калыма.
- Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
- Башҡорт теленең аңлатмалы һүҙлеге. Мәскәү: «Русский язык», 1993. 1-се том — 319-сы бит.
- Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
- Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
- Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005.
- Костюм татар и башкир Урала//Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А. А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006.
- Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. — Уфа: Китап, 2006.
- Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
- Тажитдинова Г. Ф., Акчурина Е. П., Куваева М. М. Традиционная одежда башкир. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Выпуск № 1 (12)/2013.
- Флоринский, В.Ф. Башкирия и башкиры // Вестник Европы. — 1874. — № 12. — С.726.
- Камалиева А. С. Образ мира в башкирском женском народном костюме //Вестник ВЭГУ №, 2014. С.117-143. Изд.: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Уфа). ISSN: 1998-0078.
- Кутепов Н. И. Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век. Том 4. С.-Пб, 1911. 606 с.