Как инкрустировать деревянное изделие металлом. Инкрустация
Существует несколько видов техники выполнения мозаики. О некоторых из них вы узнаете из этой статьи. Также вы можете попробовать сделать мозаику по заранее подготовленому дереву в технике интарсия своими руками, пошаговый мастер класс поможет вам в этом.
Создаем мозаику по дереву своими руками в технике интарсия
Один из видов декоративно — прикладного искусства называется интарсия. Это непростая техника, но освоив её, вы сможете создавать удивительно необычные вещи. Изделия ручной работы служат прекрасным украшением интерьера. Для работы выбирают древесину разных цветов и оттенков, затем нарезают на тонкие ленты, сразу обрезая все дефектные места. Полученные полоски склеивают между собой в листы нужных размеров, из которых впоследствии вырезают фрагменты узора для мозаики. Затем детали узора плотно подгоняют и приклеивают друг к другу. По завершении работы, лицевую сторону изделия тщательно полируют. В данной технике можно выполнить вот такое панно.
Но для того чтобы творить шедевры, начинающим умельцам в первую очередь, необходимо научиться пользоваться резаком. Держать его легко, как авторучку или карандаш, тогда и дело будет спориться. А сейчас начните с более легкого задания.
Мастерим деревянную бабочку по уроку для начинающих
Этот урок для начинающих. Изготовление такой бабочки потребует немного усилий, зато она будет красиво смотреться на вашей мебели или на стене. Выполняется бабочка в технике интарсия.
Для работы понадобятся:- Кусочки древесины разных цветов и оттенков.
- Листы бумаги для эскизов.
- Ножницы.
- Карандаш.
- Клей ПВА.
- Кнопки канцелярские или баллончик клея.
- Кусок фанеры.
- Лобзик.
- Наждак с кругом для шлифовки изделия.
1)Специально для новичков, прилагается простая готовая схема. Стрелки на ней указывают направление волокон древесины, остается нанести оттенки предполагаемого узора, соответственно подготовленному материалу. Распечатайте картинки, сразу несколько экземпляров, из них вы будете вырезать лекало для каждой детали в отдельности.
2)Вырежьте лекала из бумаги и приклейте их на древесину по цвету и направлению волокон (перед началом работы, следует хорошо очистить дощечки от пыли), затем начинайте выпиливать детали. Старайтесь вырезать аккуратно, чтобы фрагменты идеально подходили друг к другу. Малейшая неточность может в итоге вылезти в большую погрешность.
3) Все детали, которые по схеме находятся в одном уровне, склейте между собой и обработайте одновременно.
4)Сгладьте внешние грани, отполируйте детали и склейте их вместе. Затем вырежьте подложку из куска фанеры и приклейте на неё готовую бабочку.
5)Проверьте поверхность изделия, чтобы на ней не осталось никаких изъянов, при необходимости еще разок отполируйте и покройте лаком. Бабочка готова.
Мозаика блочная.Способ изготовления блочноймозаики требует определённых усилий, если все делать вручную. Но в настоящее время этот процесс механизировали, а изделия, выполненные в этой технике, становятся все более популярными.
Перед началом работы сначала рисуют эскиз. Затем из брусков или пластинок древесины разных оттенков собирают блоки, склеивая их вместе по заданной схеме. После чего, уже готовые бруски разрезают на фрагменты поперек волокон. Таким образом, на торцевой части блоков обозначается одинаковый узор. Готовые блоки наклеивают на поверхность деревянной подложки или готовых изделий, также можно вставлять их в углубления создавая рисунок.
Инкрустация по дереву.Существует особый вид мозаики как инкрустация по дереву. Изначально инкрустацию делали путем наклеивания фрагментов из тонкой фанеры различных пород деревьев. Чуть позже вместо фанеры стали применять различные материалы – слоновую кость, металл, камни и др. Узор создавался путем врезки фигурок в деревянную поверхность. Изделия, выполненные в такой технике, смотрятся очень эффектно.
Мастерам, для создания более живописного эффекта, не стало хватать естественных оттенков древесины и они стали применять различные приемы обработки дерева – протравку, обжиг, окрашивание в нужный цвет. Узоры стали более яркими и живописными.
Еще один из видов прикладного искусства – резьба по дереву. Если вы освоите основы техники выполнения некоторых элементов, то занятие резьбой покажется вам намного проще, чем казалось на
9.10. Процесс выполнения инкрустации с насечкой
9.10. Процесс выполнения инкрустации с насечкой
Процесс выполнения инкрустации с насечкой имеет свои технологические особенности этапов: подготовка рисунка и перевод его на деревянную основу, вколачивание элементов инкрустации, шлифование инкрустированной поверхности, окраска деревянной поверхности водным раствором протравы, высветление металлических элементов, прозрачная отделка. Рассмотрим несколько подробнее каждый из элементов.
Подготовка рисунка и перевод его на основу.
Элементы композиции должны быть четкими, подчиненными пластике металлической проволоки. Мелкие случайные изломы контуров обобщаются, т. к. их невозможно изогнуть в плавном ритме полосы металла. В инкрустации, также как в графике, линия имеет большое изобразительное значение. Она играет существенную роль в эмоционально-образном звучании композиции.
Очертания элементов должны быть ясными, как бы льющимися одним потоком, строго подчиненными общему ритму проволоки, изгибающейся в энергичные упругие формы.
Подготовительный рисунок к инкрустации целесообразнее выполнить в теплый тон белилами на темной бумаге. Можно использовать для этого коричневые или черные листы из комплектов для аппликации. На них можно рисовать не только краской, но и цветными карандашами светлых тонов (белым, желтым, оранжевым).
Перевод сложного рисунка на основу можно осуществлять по-разному, в зависимости от характера украшаемой поверхности. Если поверхность плоская или слегка заоваленная, то переводят его обычным путем – через копировальную бумагу. Замечено, что передавливать контуры рисунка на предмет через копировальную бумагу лучше не карандашом, а какой-либо заостренной палочкой. Ведь карандашом можно «забить» рисунок или испортить его случайной, неверной линией. Палочка может быть костяной или деревянной, сделанной из прочной породы (самшит, бук, дуб, граб или береза). Удобны также чернильные стержни от шариковых ручек, только паста из них должна быть израсходована, иначе жирные линии погубят рисунок.
Если инкрустированный предмет представляет собой поверхность вращения или не сложный рисунок, то орнамент можно перерисовать с эскиза непосредственно на древесину.
В этом случае избранный узор сначала воспроизводится на дереве карандашом. Контур рисунка должен быть четким, простым и выразительным, внутреннее заполнение – более мелким.
Вколачивание элементов инкрустации.
Процесс выполнения инкрустации из металла на деревянной поверхности зависит от характера вставки, так как бляшки, гвоздики, продольную контурную проволоку и штрихи насечки вколачивают по-разному.
Рассмотрим подробно последовательность исполнения каждого из перечисленных элементов.
Бляшки. Способ их врезания в дерево зависит от их формы. Если бляшки круглые, задача решается просто. На место, где их будут крепить, сверлами типа «перка», вставленными в ручную дрель, делают круглые углубления по диаметру бляшки. Глубина гнезда должна равняться примерно 3/4 толщины металлической вставки. Бляшку вкладывают в готовое углубление. Иногда в мягком и тонком металле шилом делают накол. Главное, чтобы при этом бляшка не прогнулась, а оставалась ровной. Если бляшки из прочного металла и их шилом не проколоть, отверстия нужно сделать тонким сверлом, а затем, чтобы закрепить на изделии, в отверстия вколачивается отрезок сплющенной проволоки, образующий точку. Удобнее проколоть (или просверлить) сначала одно отверстие, в него забить проволоку, а затем делать второе. Чтобы заклепки не были заметны на металлическом теле бляшки, они должны быть из одинакового металла. Чем плотнее и тверже дерево, тем проволока короче, и, наоборот, чем мягче материал, взятый за основу, тем проволока должна быть длиннее (например, для липы не менее 10–15 мм).
Чтобы бляшки держались прочно, не дребезжали и не отскакивали, диаметр прокалываемого отверстия должен быть равен сечению проволоки, которая идет на закрепление металла к основе. При вколачивании проволока несколько расплющивается и наглухо скрепляет бляшку с основой. Еще одно условие: если гвоздики отрезают от слишком упругой и твердой проволоки, они не будут держать бляшку, так как легко войдут в дерево, не расклепавшись под ударами молоточка. Поэтому, чтобы гвоздики прочно держали бляшку, нужно проволоку предварительно отжечь. Став мягкой, она при вколачивании легко расклепается. Это особенно важно, если основа предмета сделана из мягкой древесины. При вбивании проволоки в отверстия не нужно слишком усердствовать, так как может сильно прогнуться плоскость металла и ее не удается вышлифовать. Работа будет небрежной.
Бляшки можно не только заклепать, но и приклеить. Работа от этого будет идти с перерывами – клей должен сохнуть. Но при этом есть преимущества. Отпадает необходимость просверливать толстые бляшки, подбирать гвоздики того же цвета, не нужно следить за тем, чтобы при вколачивании гвоздиков не прогнуть бляшку и т. д.
Для склеивания дерева с металлом можно рекомендовать нитроцеллюлозный клей, синтетические клеи типа БФ, «Момент», эпоксидную смолу, и некоторые другие, способные отвердевать при комнатной температуре. Эти универсальные клеи успешно склеивают различные материалы, обеспечивают высокую прочность соединений.
Если бляшка не круглая, а другой формы, ее вырезают ножницами, опиливают заусенцы, накладывают на предмет и аккуратно обводят ножом. Затем узкой стамеской делают углубление по ее форме и толщине. Закрепляют так же, как и круглые вставки.
Некоторую сложность представляет закрепление бляшек на поверхностях вращения. Вставленную в лунку бляшку слегка ударяют по выступающим краям, изгибая по форме поверхности, а затем закрепляют обычным путем с помощью проволоки или клея. На рис. 9.13 дан ряд последовательных операций по закреплению бляшек в дереве с помощью гвоздиков.
Рис. 9.13. Эскизы закрепления бляшки гвоздиками.
Гвоздики. Круглые гвоздики используют не только в качестве заклепок на бляшке. Они непременный дополнительный декор к дорожкам, насечкам, круглым вставкам. Иногда только гвоздики заполняют большие плоскости предметов или обозначают контур изобразительного мотива.
Точеные вставки делают так. Шилом накалывают отверстие в нужном месте, в него вставляют торцом круглую проволоку. Лишнюю часть проволоки срезают небольшими слесарными ножницами или кусачками, а затем ударом молотка загоняют в дерево выступающий край. Удар должен быть не слишком сильным, иначе верхний торец проволоки утонет в дереве. При шлифовке напильник или наждачная бумага не зацепит металл, не высветлит его, и грязно-окисный цвет гвоздиков будет портить общее впечатление. Лучше, чтобы каждый гвоздик едва заметно выступал над поверхностью дерева. При шлифовке излишек снимется, и плоскости гвоздиков будут сверкать чистым цветом металла. Это условие относится и к другим элементам инкрустации: полоскам, бляшкам, насечкам.
Несколько последовательно расположенных точек от гвоздиков могут образовать любой узор, дополняющий, например линейный.
Продольные проволочные вставки. По линиям продольных контуров ножом-косячком делают углубленную прорезь, а канавки под окружности и дуги прорезают циркулем-резаком или вертикальными проколами торцевого ножа. В плоскости резания нож должен быть вертикальным; если нож наклонится, во-первых, может сколоться древесина, во-вторых, в косую прорезь значительно труднее вколотить металлическую полоску (см. рис. 9.14).
Рис. 9.14. Схема соединения металлических полосок на острый угол.
В проделанную прорезь вставляют ребром и постепенно вколачивают тонкую полоску металла, отрезанную от листа. Инкрустация выглядит более качественно, если металлический контур тянется непрерывной нитью без разрывов с одним соединительным швом. Это создает впечатление цельности изображения и говорит о профессионализме мастера.
Вколачивать нужно аккуратно, чтобы лента полностью вошла в древесину. На поверхности должна быть видна только блестящая линия. Здесь есть некоторые технологические особенности:
1. При срезании с кромки листового металла узкая лента под ножницами скручивается в спираль. Перед вколачиванием в дерево ее нужно выровнять и выпрямить деревянным молотком на поверочной плите или на наковальне.
2. Если металл полоски слишком мягкий и при вколачивании мнется и не входит в прорезь, можно слегка постучать по полоске на поверочной плите маленьким металлическим молоточком. Металл нагартуется, станет более жестким и легче войдет в дерево.
3. Чтобы металл прочнее держался в деревянной основе, нужно полоску при вколачивании вдоль волокон брать шире той, которая вбивается поперек волокон или под углом к ним. Это особенно важно в работе с мягкими породами: ольхой, осиной, липой.
4. Чтобы полоса равномерно, без загибов, не заминая дерева, заходила в прорези и прочно держалась в них, нужно ширину развала прорезей делать равной сечению металла, а глубину прорези – несколько больше, чем ширина вколачиваемой ленты.
5. При соединении полосок металла на острый угол (например, при выполнении очертания листка – рис. 9.14) необходимо перед вбиванием их в дерево расклепать соединяющиеся концы. Иначе толщина пластинок не позволит грамотно выполнить такого рода элементы инкрустации.
6. Продольные прорези под дорожку можно выполнять не только косячком, но и торцевым ножом.
По карандашным рисункам делается надрез резцом или ножом. Надрез должен быть достаточно глубоким, чтобы лента при вколачивании не смялась и в то же время заподлицо проникла в древесину. Обычно при работе моток ленты надевается на указательный палец левой руки. Конец ленты вставляется в надрез дерева, отрезается ножницами и вколачивается легкими ударами небольшого молотка. За отрезком следует другой отрезок, постепенно образуя задуманный художником рисунок (см. рис. 9.15).
Рис. 9.15. Этапы выполнения насечки.
Более толстая и прочная проволока контура закрепляет тонкие линии заполнения, удерживает их от выпадения.
Помимо линейных элементов, существуют и другие. Узор может быть выполнен вколоченным в заготовку подкрашенным деревом, костью, пластмассой. Операцию эту выполнить легче, если перечисленным материалам придана цилиндрическая форма. Этот технологический прием очень часто применяют мастера-косторезы и гуцульские мастера (см. рис. 9.9, 9.10).
Выполнение насечки – трудоемкое и капризное дело, но декоративный эффект ее очень велик.
Первые насечки надо выполнять предельно внимательно, не торопясь, соблюдая последовательность всех рассмотренных операций.
Приемы выполнения насечки требуют большого навыка. Вначале почти каждая пластинка будет загибаться под ударом молотка. Так бывает у всех начинающих. Чтобы сделать хорошую инкрустацию, нужно основательно потренироваться и вбить не одну сотню насечек. Опыт приобретается постепенно. В конце концов, пластинки под ударом молотка начнут входить без загиба, и работа доставлять наслаждение.
На начальной стадии обучения нередко при выполнении насечки поперек волокон промежутки дерева между соседними полосками металла выкрашиваются. Бывает, что они выкрашиваются еще при накалывании прорези торцевым ножом.
Причин этого дефекта несколько:
– для выбранной породы древесины насечка выполняется слишком часто;
– лезвие ножа не отполировано;
– наколка прорези выполняется не вертикально, а под наклоном.
Любой из этих причин достаточно, чтобы вызвать названный дефект. Чтобы исправить инкрустацию с выкрошившимися элементами, придется прибегнуть к шпатлеванию поверхности.
Научившись вколачивать в предмет рассмотренные нами элементы, можно составлять разнообразные композиции (см. рис. 9.16).
Рис. 9.16. Инкрустация насечкой – «цветы».
Гравировка бормашиной.
Успешная гравировка по инкрустированной поверхности древесины, кости и рога зависит от режущих боров и навыка мастера. Наиболее широко распространена гравировка бормашиной глазков (окружностей с ярко выраженным центром) и прямых линий, из которых составляют рисунок. Глазки и кружочки выполняют специальными самодельными борами – выкрутками, которые могут иметь до трех ободков – окружностей (рис. 9.17).
Рис. 9.17. Набор самодельных боров для инкрустации и гравировки: а – выкрутки, б – выкрутки-резцы, в – выкрутка бесцентровая.
Узор, наносимый выкруткой, может быть плоским и с поднутрением. Во время работы выкрутка должна находиться в положении, строго перпендикулярном обрабатываемой поверхности (рис. 9.18, а). Прямые и скругленные линии проводят бормашиной с помощью специально выполненного приспособления – колесика (рис. 9.18, б). При гравировке резец ведут на себя.
Рис. 9.18. Положение при инкрустации и гравировке (выкрутки) – а, гравировального колесика – б.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Дерево плюс металлОколо двухсот лет назад в высокогорном аварском ауле Унцукуль возник уникальный художественный промысел — изготовление предметов из древесины с инкрустаций и насечкой металлом. Традиционными изделиями горских умельцев были предметы повседневного быта — ручки для кнутов, трубки, ступки с пестиком, мерки для муки, чаши, кубки, клюшки для стариков и т. д. Работы унцукульских мастеров всегда пользовались большим спросом. В начале ХХ века благодаря расширению внутренних и зарубежных рынков унцукульскую инкрустацию узнали широко в России и в зарубежных странах. Со временем аул Унцукуль превратился в центр редкостного искусства. В дореволюционный период горцы работали обособленно друг от друга. В 1924 году они были организованы в артель, которая переросла в фабрику художественных изделий. В настоящее время на фабрике работает более 150 человек. Материалом для изделий унцукульских умельцев служит древесина, на которую наносят узор из металла. Составные части, из которых сплетаются узоры народных художников, немногочисленны. Это круглые металлические вставки-бляшки, вокруг которых забиваются тонкие проволочки, протянутые продольно и вколоченные торцом, а также мелкая ажурная насечка. Декоративный эффект достигается за счет разницы в массе плоскости вставок-бляшек и элементов насечки, что создает впечатление тающего, пульсирующего узора. Этому во многом способствует изгиб точеной или долбленой формы предметов, рождающей в один и тот же момент горящие блики и затененные полупрозрачные участки. Искусство инкрустации дерева металлом — увлекательный вид декоративного творчества. Он не требует сложных инструментов и редких материалов и доступен для исполнения любителям. Для изделий, готовящихся под инкрустацию, идет древесина с однородным строением, без ярко выраженных годичных слоев: кизил, абрикос, боярышник, грецкий орех, береза, а также ольха, осина и даже липа. На начальных этапах овладения мастерством инкрустации с насечкой потребуется металл четырех разновидностей по форме. Во-первых, плоские круглые бляшки диаметром примерно 8 — 12 мм. Их можно вырубить из листового материала с помощью стальных трубок-шаблонов, режущий край которых остро отточен. Затем, четырехгранная проволока для контурных дорожек. В сечении она представляет собой прямоугольник 0,5 Х 1,5 мм. В домашних условиях такие полоски можно получить, если срезать слесарными ножницами проволока круглая в сечении. Она торцом вколачивается древесину. Диаметр ее около 1 мм. И наконец, гибкая полоса для насечки, представляющая собой тонкую (около 0,2 мм) металлическую ленту шириной 5 — 6 мм. Материалы названных размеров пригодны для инкрустации предметов малой и средней величины (трубки, трости, кубки, блюда). Для более массивных изделий вставки, естественно, должны быть крупнее, чтобы выдержать необходимую соразмерность величины предмета и элементов его декора. Сами деревянные предметы могут быть изготовлены тремя способами: токарным, столярным и долблением. В зависимости от этого нужен соответствующий инструмент. Конечно, не каждый любитель имеет доступ к станкам или верстакам. Это создает определенные трудности в изготовлении самих изделий. Здесь можно порекомендовать обратиться в сувенирные отделы магазинов, где всегда в большом выборе имеются деревянные шкатулки, ларцы, хлебницы, блюда, подсвечники, трубки, табакерки и т. п. Гладкие поверхности этих изделий можно обогатить металлической инкрустации. Из специальных приспособлений для инкрустации самодеятельному художнику понадобятся следующие: нож-резец (Рис.1) для подготовки канавок под проволочную дорожку. Наиболее подходящим, пожалуй, будет нож-косячок (тип сапожного ножа), издавна применяемый резчиками по дереву. Ножом-косячком делают продольные прорези. Канавки по окружности вырезают циркулем-резцом. Его можно изготовить из старых ножниц, у которых особым образом затачивают концы: один становится опорной иглой, другой — острием резца. Соединительный винт наглухо заклепывают, ушки ножниц срезаются, и на их месте закрепляют шаровую ручку. Сколько диаметров дуг и окружностей в узоре, столько нужно изготовить циркулей-резцов. Если есть возможность, целесообразнее обзавестись одним циркулем с раздвижными ножками. При необходимости таким инструментом можно сделать прорезь любого диаметра. Рис. 1 Инструменты для инкрустации металлом: торцевой нож-резец, универсальный циркуль-резец.Углубление под металлическую бляшку выполняют дрелью со сверлом типа «перка». В продаже они встречаются одного диаметра — 25 мм. Если потребуется меньший или больший диаметр, нужно самостоятельно выточить необходимый инструмент. Прорези под насечку делают торцевым ножом-резцом. Он представляет собой стальную полоску, вставленную в небольшую шаровую ручку. Его режущая часть заточена на конус. Элементы инкрустации вколачивают в древесину легким металлическим молоточком на длинной ручке. Полоски металла отрезают с помощью небольших слесарных ножниц. Отверстия под вставки-гвоздики накалываются обычным шилом. Работа по выполнению инкрустации несложна, хотя и требует определенного навыка. На деревянную заготовку, которой придана необходимая форма, наносят узор. По его контурам ножом-косячком делают продольные прорези, а циркулем-резцом процарапывают окружности и дуги. В подготовленные прорези вставляют узкой кромкой и постепенно вколачивают в древесину прямоугольную проволоку: инкрустация выглядит качественной, если проволока будет тянуться непрерывной нитью без разрывов, лишь с одним соединительным швом. Насечку (частую металлическую штриховку) выполняют следующим образом: торцевым ножом-резцом делают укол в дерево. Остается тонкая щель, в которую до упора торчком вставляют металлическую полоску. Затем срезают выступающую часть, а выглядывающий из древесины кончик металла вколачивают ударом молотка. Нельзя допускать, чтобы полоска загнулась. В древесине должен просматриваться лишь тонкий торец вбитой полоски. Вообще работа по насечке требует большого навыка. Вначале почти каждая пластинка будет загибаться под ударом молотка, но постепенно приобретается необходимый опыт, и работа будет доставлять большое удовольствие. Приемы работы: в прорезь вдавливается кончик металлической ленты, обрезается несколько выше поверхности древесины и затем отрезанный кусочек вколачивается до конца. Вколотить бляшки не представляет сложности. Их вставляют в подготовленные углубления, затем шилом прокалывают два или несколько отверстий, в которые вбивают отрезки круглых проволочек из того же металла, что и бляшки. Если вставки из прочного металла и их шилом не проколоть, то отверстия сверлят, а затем в них забивают проволочки-гвоздики. Круглые гвоздики на бляшки не только удерживают ее в дереве, но часто служат дополнительным декором к дорожкам, насечкам, круглым вставкам. Порой только они заполняют большие плоскости предметов. Насечкой, бляшками и гвоздиками не ограничивается разнообразие фигур, которыми инкрустируют дерево. Хорошим справочником при поисках таких декоративных заполнений могут быть открытки с изображением старинных русских пряников, поверхность которых украшена богатейшими народными узорами в виде своеобразных елочек, птичек, змеек, витеек, веревочек, плетенок, сеток и других. После того, как собственно инкрустация металлом закончена, готовый узор зачищают широким личневым напильником, а затем шлифуют наждачной бумагой. Чтобы металлический узор выглядел более эффектно, изделие покрывается темной протравой. Для той же цели можно применить черную тушь. На темной поверхности тонкий, как кружево, металлический узор выглядит весьма выразительно. По окончании сушки после протравы изделие осторожно протирают самой мелкой наждачной бумагой, счищая поднявшийся древесный ворс и одновременно восстанавливая, оживляя блеск металлического плетения. Часто при шлифовании металлических вставок снимается темная краска с фона, и он начинает пестрить белыми проплешинами. Чтобы избежать этого, рекомендуется использовать древнейший шлифующий материал — хвощ (его можно купить в аптеках). Он легко снимает краску с металла, а на дереве она остается в сохранности. Рубленный хвощ насыпают на поверхность и ватным тампоном производят шлифовку вдоль древесных волокон. Последняя отделочная операция — лакирование. Перед ней в тыльную часть предмета ввинчивают подвесной крючок. За него держат изделие, когда его окунают в ванну с лаком, а затем подвешивают для просушки. Лак может быть полиэфирным, нитроцеллюлозным, спиртовым, смоляным. Покрытие нужно производить два-три раза, чтобы получить равномерно блестящую поверхность. При этом каждый слой должен быть хорошо просушен и прошлифован. Техника инкрустации с насечкой может применяться вполне самостоятельно в декоративных орнаментах или стилизованных изображениях птиц, животных, людей или же в сочетании с плоскорельефными резьбами, деревянной мозаикой, чеканкой. Крупные вставки-бляшки можно гравировать или наносить на них травленый узор. Иногда используют чисто контурное изображение без насечки и бляшек с применением одной лишь прямоугольной проволоки-дорожки или, наоборот, весь узор может быть выбит торцевыми гвоздиками. Техника инкрустации с насечкой раскрывает перед мастерами большие возможности для творческого поиска. В одном узоре, например, допустимо сочетание нескольких видов металла (медь, латунь, бронза, алюминий, серебро). Следует иметь в виду, что эта техника более приемлема для выпуклых или вогнутых поверхностей. Что же касается плоскости, то ее можно подготовить под инкрустацию металлом, слегка завалив от центра к краям напильником или рубанком. Этим будет достигнута кривизна, выявляющая декоративные свойства металла. Знакомство с техникой инкрустации, с насечкой, рожденной в высокогорном дагестанском ауле, явится великолепным вкладом в арсенал выразительных средств художников-любителей. Самостоятельная работа и изучение классических образцов представит им возможность самим соприкоснуться с искусством, составляющим художественное богатство народов нашей страны. |
Ознакомительный мастер-класс по изготовлению деревянных шпилек с инкрустацией
Сегодня я решила сделать такой ознакомительный репортаж или ознакомительный мастер-класс по изготовлению инкрустированных шпилек из дерева.
Вначале пара слов о технике инкрустации. Эта техника подразумевает украшение изделий узорами, орнаментами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Это могут быть мрамор, керамика, металлы, дерево, шпон, перламутр, поделочные камни. Кусочки, составляющие узор, врезаются в основу.Техника инкрустации очень древняя, впервые она появилась на Древнем Востоке. Ну, по крайней мере, так предполагают ученые. Инкрустация очень многообразна и имеет множество подвидов техник.
При изготовлении шпилек я применяла технику всечка — это очень своеобразный народный русский промысел, развившийся в начале XVIII века в России, со своими особенностями, определившими самобытность художественных работ по дереву. Истоки этого промысла берут своё начало на оружейном заводе, где тульские работники украшали именное оружие для особ приближённых к царю, и сначала это были копии с испанских и французских ружей. Но вскоре появилась своя, уникальная технология — тульская всечка.
В настоящее время эта техника считается редкой, но в Туле есть мастера, которые работают в этой технике и стараются развивать это направление. И за это им большой поклон, т.к. техника уникальная, красивая и благородная.
А теперь приступим к работе!
Конечно, вначале нужно разработать дизайн. Можно его нарисовать или хотя бы представить в голове.
Материалы. При изготовлении шпилек использовалась древесина березы (она годна для техники всечки), мельхиор, латунь, перламутр белый и перламутр галиотис.
Инструменты. Лобзик с пилками, резачки для прорезания пазов под всечку, кусачки, бормашина и боры (или резцы по резьбе дерева), напильник, надфиль, наждачная бумага, молоток, вальцы (или иметь заготочки листового металла нужной толщины, или сходить к знакомому ювелиру или даже к незнакомому в юв.мастерскую). Морилка, клей, восковая мастика.
Начинаем работу. Выпиливаем наши шпильки из деревянной заготовки нужной толщины (не менее 5 мм).
Далее обрабатываем: опиливаем напильником и ошкуриваем наши шпильки. На фото тонированные шпильки, но можно на этом этапе не тонировать, так как это мы будем делать позже.
Делаем всечку. Заранее подготавливаем металлические полосы — прокатываем проволоку в вальцах, или отрезаем ленту листового металла. С помощью резцов делаем пазы, в которые забиваем молотком нашу ленту, попутно закрепляя ее клеем.
Когда всечка готова, то есть поставлена и опилена сверху надфилем, можно подумать о дальнейшей инкрустации.
Готовим заготовки для инкрустации из перламутра и металла — выпиливаем с помощью лобзика и пилки с соответствии с разработанным дизайном:
Опиливаем, подгоняем их с помощью необходимых инструментов — надфилей. И склеиваем между собой. Шлифуем и полируем на наждачной бумаге. И получаем такие вставки:
А затем готовим пазы под вставки в наших шпильках. Используем бормашину и боры:
Пазы готовим таким образом, чтобы вставки входили туго и сажаем их на клей.
Уже становится красиво. Но работу над шпильками продолжаем.
Готовим пазы под мозаику из галиотиса (в соответствии с нашим дизайном). И укладываем (сажаем на клей) предварительно подготовленные и опиленные надфилем кусочки галиотиса.
Теперь, когда мы выполнили инкрустацию, все снова опиливаем, тонируем морилкой при необходимости и проводим финишную обработку. Я решила не покрывать всю эту красоту лаком, а для того, чтобы ощущать тепло дерева, покрыть все восковой мастикой из карнаубского и пчелиного воска.
Вот и подошел к концу ознакомительный мастер-класс-репортаж о создании деревянных шпилек с инкрустацией. Некоторые нюансы пропущены, так как тонкости работы требуют тщательного и очень длительного описания. Ну и к тому же, у каждого мастера всегда есть свои маленькие секреты, заработанные опытным путем, поэтому да поймут меня мастера!
Спасибо большое за внимание к моей работе!
С уважением, Алена
Инкрустация по дереву из мелких кусков металла. Инкрустация
Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов — дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия ) очень популярна среди мастеров.
Интарсия
Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше — ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность , что позволяет получить сложное фигурное изображение.
Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте , где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.
Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева . Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.
Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) — наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.
Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой — это называется рельефная интарсия . А если они находятся с ней на одном уровне — это живописная интарсия .
Маркетри
Маркетри — это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.
Маркетри — менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус .
Для маркетри используют натуральный шпон — однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы — например, прокрашивание морилкой.
Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге . Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу — украшаемое изделие.
Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс . Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).
Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона . Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» — интарсии.
Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении , оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться — можно в итоге получить настоящее произведение искусства .
Различия между этими двумя техниками незначительные. Все сводится к использованию материала. В первом случае вставки в дерево д
инструменты и материалы для инкрустации
В работе я использую следующие инструменты.Непосредственно для инкрустации: резец, заточенный в форме буквы «п» с довольно острым углом заточки, молоток и кусачки с победитовыми напайками. Резец сделан из старого надфиля, только не из ручки, а из рабочей части.
Кроме этого у меня есть кое- какие станки:
на таком я вытачиваю мелкие заготовки для кулонов, заколок, брошей и тому подобного.
на этом, с алмазным диском, я разрезаю и обтачиваю перламутр до нужной формы.
куда же без бормашины. С ее помощью я обычно выполняю операции шлифовки-полировки.
И самое главное:
Вдыхать древесную и перламутровую пыль вредно для здоровья и может привести к развитию различных болезней, поэтому нужно защищаться.
Кроме всего вышеперечисленного для инкрустирования используются различные металлы: мельхиор, серебро, бронза, медь, латунь. Алюминий использовать не рекомендую — полировку не держит и выглядит дешево. В работе необходима лента, а мы обычно имеем проволоку круглого сечения, поэтому совершенно необходимо одно приспособление для превращения проволоки в ленту, которое называется вальцами:
Перед прокатыванием в вальцах жесткую проволоку (мельхиор, нейзильбер, бронза, латунь, жесткое серебро) требуется отжечь, чтобы она стала мягче. Делается аккуратно это над газом; проволока держится плоскогубцами и проводится над пламенем. Металл нагревать нужно до появления красного цвета. Времени это занимает немного.
После прокатывания проволока снова становится жестче, поэтому ее нужно отжечь еще раз.
Перламутр использую следующих видов:
речной, состоит из двух створок, размера бывает разного. Декоративна обычно только более тонкая внешняя часть. Раковины толщиной не отличаются, так что крупные вставки из них не выпилить.
жемчужница. Довольно толстые и крупные раковины, могут быть размером с ладонь; в отличие от речного, можно использовать практически целиком.
не гелиотис, как многие почему- то думают, а галиотис (лат. haliotis- морское ухо). Замечательная штука, цветов бывает разных- синий, зеленый, розовый, с желтизной и все это с переходами одного цвета в другой.
Кроме вышеуказанных материалов можно использовать также полудрагоценные и драгоценные камни и в принципе любой природный материал, который при умелом использовании в состоянии придать вещи неповторимость и оригинальность.
Древесину можно использовать очень разную, чтобы там не говорили некоторые мастера, которые утверждают, что хорош только грецкий орех.
Что в разное время использовал я: грецкий орех, красное дерево, яблоня, вишня, вяз, дуб, ясень, акация, рябина, бук, орешник, тополь, клен, береза, липа, сосна, лиственница, можжевельник, облепиха, гевея, груша.
И еще: неплохо, чтобы в голове периодически возникали хотя бы намеки на эскизы к будущим работам, со временем рисунки будут получаться все лучше, потому что при отсутствии умения и желания рисовать мало чего интересного можно сделать. На копировании долго не протянешь.
Технология инкрустации металлом | Тверьтехмаш
Инкрустация – это вид декорирования, который представляет собой изображения, выполненные из кусочков металла, дерева, камня или керамики. Применяют инкрустацию для украшения предметов домашнего обихода, мебели, оружия. Также, инкрустацию применяют в строительстве.
Что касается инкрустации металлом – то наибольшее распространение получило украшение металлом деревянных поверхностей и других металлических изделий. Инкрустация металлом другого металла называется насечкой. Помимо металла и дерева инкрустацию проводят также на драгоценных камнях, кораллах и изделиях из кости животных.
Инкрустация использовалось человеком еще до нашей эры. В те времена древнегреческие умельцы применяли технологию насечки для украшения различного холодного оружия. Особенно красиво смотрится насечка серебром и золотом на бронзовых клинках. Древнегреческие мастера знали, что со временем бронза приобретет зеленоватый оттенок, а серебро или золото не поменяют свой цвет и поэтому использование бронзы и благородных металлов создают неповторимый контраст.
В начале 20 века инкрустация металлом получила широкое распространение. Особой популярностью в то время пользовались предметы мебели украшенные с помощью инкрустирования, а также огнестрельное и холодное оружие.
Технология инкрустации довольно проста – с начала изображение рисуется на бумаге, а потом переносится на инкрустируемую поверхность. На поверхность изображение наносится с помощью специально инструмента – штихеля. После этого проводится углубление с помощью рубки зубилом или химическим методом травления. После этого производится крепление украшений из металла на поверхность изделия.
Крепление металлических вставок может осуществляться несколькими способами:
- Метод плавки – в углубление заливается расплавленный металл, который при застывании принимает форму изображения. Этот метод используется при работе с легкоплавкими металлами, такими как олово.
- Метод склеивания. В углубление наносится слой клея, и металлическое изображение приклеивается к поверхности. Этот метод применяют при использовании для инкрустации проволоки и тонких металлических пластин.
- Метод вбивания. Металлическое изделие вбивается в поверхность с помощью специальных молотков. Такой метод часто применяют при инкрустации металлом деревянных изделий.