Как из пластилина слепить зуб – Художественное анатомическое моделирование зубов - Dental Magazine

  • Home
  • Разное
  • Как из пластилина слепить зуб – Художественное анатомическое моделирование зубов — Dental Magazine

Художественное анатомическое моделирование зубов — Dental Magazine

Л. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

С. Г. Михайловский
врач-интерн ОмГМА

С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели.

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели 

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели.

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

dentalmagazine.ru

Зуб из пластилина. Пошаговая лепка.

Как много тратят родители времени, нервов и сил на то, чтобы уговорить своего ребенка сходить на прием к стоматологу. Но данная процедура крайне необходима, ведь все взрослые знают о последствиях, которые могут возникнуть, если вовремя не заметить кариес. Но как же объяснить это детям? Все малыши панически боятся врачей, а тем более, стоматологов.

Предлагаем вам поэкспериментировать и превратить напрасные уговоры в увлекательную игру. Слепите зубы из пластилина. С одной стороны, вы весело и с пользой проведете время вместе со своими детьми, с другой, поведаете им важную информацию, докажете, что ходить к стоматологу крайне необходимо. В данном уроке лепки мы покажем, как слепить зубы из пластилина. Придадим им смешной мультяшный вид. Один зубик у нас будет здоровым – с улыбкой, другой – печальный и больной кариесом. Итак, приступим к нашему эксперименту.

Для лепки зубов из пластилина понадобятся:

  • белый пластилин – в первую очередь;
  • серый, голубой и черный – маленькие крохи дополнительных оттенков;
  • стека – острый пластмассовый инструмент.

1. Естественно, зубы должны быть белыми, поэтому только такой цвет подойдет для работы, если, конечно, вы не собираетесь изображать золотые или серебряные коронки.

Лепка зуба из пластилина - фото 1

Лепка зуба из пластилина - фото 1

2. Сделаем два зуба, поэтому следует поделить брусочек пополам и скатать два шарика.

Лепка зуба из пластилина - фото 2

Лепка зуба из пластилина - фото 2

3. Вытяните шарики в стандартные капли.

Лепка зуба из пластилина - фото 3

Лепка зуба из пластилина - фото 3

4. Более острую часть каждой объемной заготовки надрежьте, чтобы показать корень зуба.


Лепка зуба из пластилина - фото 4Лепка зуба из пластилина - фото 4

5. Более широкую часть сделайте плоской и похожей на поверхность зуба подушечками пальцев.

Лепка зуба из пластилина - фото 5

Лепка зуба из пластилина - фото 5

6. Один зуб – здоровый – оставьте без изменений, второй – исполосуйте сверху стекой и прикрепите маленькое серое пятно.

Лепка зуба из пластилина - фото 6

Лепка зуба из пластилина - фото 6

7. Итак, первый зубик у нас здоров и он радостный. Прикрепите глазки и сделайте стекой улыбку.

Лепка зуба из пластилина - фото 7

Лепка зуба из пластилина - фото 7

8. Второй зубик больной кариесом и печальный. Прикрепите глазки и сделайте стекой грустное выражение мордочки.

Лепка зуба из пластилина - фото 8

Лепка зуба из пластилина - фото 8

Лепка зуба из пластилина - фото 9

Лепка зуба из пластилина - фото 9

Лепка зуба из пластилина - фото 10

Лепка зуба из пластилина - фото 10

Лепка зуба из пластилина - фото 11

Лепка зуба из пластилина - фото 11

Вот такая зубная фантазия получилась. Теперь самое время придумать увлекательную сказку о двух белых братьях, один из которых страшно боялся стоматологов. Скорее всего, ребенок сразу поймет о ком из зубов идет речь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

moy-karapuzik.ru

Зуб из пластилина. Урок лепки.

Для малышей лечение зубов – это злободневная тема, особенно, если не доносить до них важную информацию о том, почему нужно следить за состоянием своего рта. Первое и главное, чему должны научить детей родители, это ежедневная гигиена и чистка зубов. Предлагаем вам сделать вместе с детьми дошкольного возраста милую поделку – зуб. Она станет наглядным пособием, на котором можно показать ребенку всю важность здоровых зубиков для организма. Это отличный способ провести интересный познавательный урок, придумайте историю о здоровом и больном зубиках, а процесс лепки вы сможете узнать из нашего мастер-класса. Как вы все уже догадались, сегодня мы расскажем вам, как слепить зуб из пластилина.

1. Подготовьте примерно треть брусочка белого пластилина для работы и инструмент для резки материала.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №1.

№1

2. Скатайте овальную деталь – основу будущего зуба.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №2.

№2

3. Разрежьте нижнюю часть стекой, чтобы выделить корни. Это будут ноги нашего зубного человечка.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №3.

№3

4. Закончите формирование фигурки, слегка примяв верхнюю поверхность пальцем.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №4.

№4

5. Сделайте белого человечка веселым, прикрепив глаза, нос и обозначив улыбающийся ротик.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №5.

№5

6. По бокам присоедините две ручки из белого пластилина.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №6.

№6

7. Нужно показать, что зубик любит купаться и чистить себя с помощью щетки и пасты. Скатайте три разноцветные полоски.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №7.

№7

8. Переплетите их между собой, формируя трехцветную зубную пасту.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №8.

№8

9. Прикрепите немного пасты на макушку.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №9.

№9

10. Сделайте также щетку из белого и любого другого пластилина. В основу держателя поместите спичку, а щетинки обозначьте стекой.

Зуб из пластилина. Урок лепки. Шаг №10.

№10

11. Вставьте щетку в руку зубному человечку, теперь он готов отправляться на чистку.

Зуб из пластилина. Итоговый вид поделки.

Итоговый вид поделки.

Вот такая смешная поделка сможет красоваться на полочке в ванной и напоминать ребенку о том, почему нужно ежедневно чистить зубы утром и вечером. Такой человечек с удовольствием украсит баночку для хранения зубных щеток.

podelkisvoimirukami.ru

Зуб из пластилина. Урок лепки.

Для малышей лечение зубов – это злободневная тема, особенно, если не доносить до них важную информацию о том, почему нужно следить за состоянием своего рта. Первое и главное, чему должны научить детей родители, это ежедневная гигиена и чистка зубов. Предлагаем вам сделать вместе с детьми дошкольного возраста милую поделку – зуб. Она станет наглядным пособием, на котором можно показать ребенку всю важность здоровых зубиков для организма. Это отличный способ провести интересный познавательный урок, придумайте историю о здоровом и больном зубиках, а процесс лепки вы сможете узнать из нашего мастер-класса. Как вы все уже догадались, сегодня мы расскажем вам, как слепить зуб из пластилина.

1. Подготовьте примерно треть брусочка белого пластилина для работы и инструмент для резки материала.

№1

2. Скатайте овальную деталь – основу будущего зуба.

№2

3. Разрежьте нижнюю часть стекой, чтобы выделить корни. Это будут ноги нашего зубного человечка.

№3

4. Закончите формирование фигурки, слегка примяв верхнюю поверхность пальцем.

№4

5. Сделайте белого человечка веселым, прикрепив глаза, нос и обозначив улыбающийся ротик.

№5

6. По бокам присоедините две ручки из белого пластилина.

№6

7. Нужно показать, что зубик любит купаться и чистить себя с помощью щетки и пасты. Скатайте три разноцветные полоски.

№7

8. Переплетите их между собой, формируя трехцветную зубную пасту.

№8

9. Прикрепите немного пасты на макушку.

№9

10. Сделайте также щетку из белого и любого другого пластилина. В основу держателя поместите спичку, а щетинки обозначьте стекой.

№10

11. Вставьте щетку в руку зубному человечку, теперь он готов отправляться на чистку.

Итоговый вид поделки.

Вот такая смешная поделка сможет красоваться на полочке в ванной и напоминать ребенку о том, почему нужно ежедневно чистить зубы утром и вечером. Такой человечек с удовольствием украсит баночку для хранения зубных щеток.

thewalls.ru

Как из пластилина слепить зуб


Зуб из пластилина. Пошаговая лепка.

Как много тратят родители времени, нервов и сил на то, чтобы уговорить своего ребенка сходить на прием к стоматологу. Но данная процедура крайне необходима, ведь все взрослые знают о последствиях, которые могут возникнуть, если вовремя не заметить кариес. Но как же объяснить это детям? Все малыши панически боятся врачей, а тем более, стоматологов.

Предлагаем вам поэкспериментировать и превратить напрасные уговоры в увлекательную игру. Слепите зубы из пластилина. С одной стороны, вы весело и с пользой проведете время вместе со своими детьми, с другой, поведаете им важную информацию, докажете, что ходить к стоматологу крайне необходимо. В данном уроке лепки мы покажем, как слепить зубы из пластилина. Придадим им смешной мультяшный вид. Один зубик у нас будет здоровым – с улыбкой, другой – печальный и больной кариесом. Итак, приступим к нашему эксперименту.

Для лепки зубов из пластилина понадобятся:

  • белый пластилин – в первую очередь;
  • серый, голубой и черный – маленькие крохи дополнительных оттенков;
  • стека – острый пластмассовый инструмент.

1. Естественно, зубы должны быть белыми, поэтому только такой цвет подойдет для работы, если, конечно, вы не собираетесь изображать золотые или серебряные коронки.

2. Сделаем два зуба, поэтому следует поделить брусочек пополам и скатать два шарика.

3. Вытяните шарики в стандартные капли.

4. Более острую часть каждой объемной заготовки надрежьте, чтобы показать корень зуба.

5. Более широкую часть сделайте плоской и похожей на поверхность зуба подушечками пальцев.

6. Один зуб – здоровый – оставьте без изменений, второй – исполосуйте сверху стекой и прикрепите маленькое серое пятно.

7. Итак, первый зубик у нас здоров и он радостный. Прикрепите глазки и сделайте стекой улыбку.

8. Второй зубик больной кариесом и печальный. Прикрепите глазки и сделайте стекой грустное выражение мордочки.

Вот такая зубная фантазия получилась. Теперь самое время придумать увлекательную сказку о двух белых братьях, один из которых страшно боялся стоматологов. Скорее всего, ребенок сразу поймет о ком из зубов идет речь.

moy-karapuzik.ru

Зуб из пластилина. Урок лепки.

Для малышей лечение зубов – это злободневная тема, особенно, если не доносить до них важную информацию о том, почему нужно следить за состоянием своего рта. Первое и главное, чему должны научить детей родители, это ежедневная гигиена и чистка зубов. Предлагаем вам сделать вместе с детьми дошкольного возраста милую поделку – зуб. Она станет наглядным пособием, на котором можно показать ребенку всю важность здоровых зубиков для организма. Это отличный способ провести интересный познавательный урок, придумайте историю о здоровом и больном зубиках, а процесс лепки вы сможете узнать из нашего мастер-класса. Как вы все уже догадались, сегодня мы расскажем вам, как слепить зуб из пластилина.

1. Подготовьте примерно треть брусочка белого пластилина для работы и инструмент для резки материала.

№1

2. Скатайте овальную деталь – основу будущего зуба.

№2

3. Разрежьте нижнюю часть стекой, чтобы выделить корни. Это будут ноги нашего зубного человечка.

№3

4. Закончите формирование фигурки, слегка примяв верхнюю поверхность пальцем.

№4

5. Сделайте белого человечка веселым, прикрепив глаза, нос и обозначив улыбающийся ротик.

№5

6. По бокам присоедините две ручки из белого пластилина.

№6

7. Нужно показать, что зубик любит купаться и чистить себя с помощью щетки и пасты. Скатайте три разноцветные полоски.

№7

8. Переплетите их между собой, формируя трехцветную зубную пасту.

№8

9. Прикрепите немного пасты на макушку.

№9

10. Сделайте также щетку из белого и любого другого пластилина. В основу держателя поместите спичку, а щетинки обозначьте стекой.

№10

11. Вставьте щетку в руку зубному человечку, теперь он готов отправляться на чистку.

Итоговый вид поделки.

Вот такая смешная поделка сможет красоваться на полочке в ванной и напоминать ребенку о том, почему нужно ежедневно чистить зубы утром и вечером. Такой человечек с удовольствием украсит баночку для хранения зубных щеток.

podelkisvoimirukami.ru

Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели.

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности.

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3).

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок.

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы.

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка.

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке.

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка.

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба.

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность.

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности.

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность.

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок.

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок.

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность.

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти.

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная.

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок.

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

dentalmagazine.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРВОГО РЕЗЦА ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

dentaltechnic.info

Рис. 629—630. А — вестибулярная сторона; В — небная сторона

Рис. 631. А — дистальная сторона; В — медиальная сторона

Рис. 632. А — вестибулярная сторона; В — небная сторона

Индивидуальность же форм создается уже на следующих этапах моделирования.

Демонстрируется расположение краевых валиков по вестибулярной поверхности: при конвергирующих валиках форма центрального резца напоминает треугольное очертание (рис. 633), при параллельно располагающихся валиках- прямоугольное очертание (рис. 634), при округло выраженных валиках, когда наиболее выраженная ширина коронки находится в средней ее трети, форма коронки овальная (рис. 635).

Положение и направление краевых валиков не только меняют форму вестибулярной поверхности, но и ограничивают также контактные грани.

Рисунки демонстрируют, как меняется форма коронки центрального резца при различных позициях краевых валиков, хотя габаритные очертания культи остаются неизменными, заданы стандартно.

Следующий этап в моделировании коронки верхнего центрального левого резца заключается в формировании пологого медиального краевого валика (1), который занимает примерно l/З часть коронки зуба, имеет незначительный округлый изгиб в центральной части (рис. 636, 637).

После его оформления в области режущего края определяется незначи-

Рис. 636 Рис. 637. 1 — медиальный валик; 2 — медиальный угол; 3 • дистальный угол

тельное возвышение, которое, объединяясь с контактной медиальной поверхностью, образует острый медиальный угол коронки (2), иногда приближающийся к прямому, что является ведущим признаком определения принадлежности зуба к той или другой стороне.

Далее выстраиваем пологий дистальный краевой валик, который также занимает примерно l/З часть вестибулярной поверхности коронки (рис. 638, 639).

В области режущего края формируется небольшое возвышение, которое при слиянии с контактной дистальной поверхностью образует дистальный угол коронки, имеющий закругленную форму.

Рис. 638 

Рис. 639. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона.

1 — медиальный валик; 2 — дистальный валик; 3 — медиальный угол; 4 — дистальный угол

Приступаем к оформлению средней части вестибулярной поверхности (рис. 640, 641). Заполняем ее слабо выраженным основным продольным валиком (3) с пологими скатами, на режущем крае переходящим в небольшое возвышение. Таким образом, сформи-

Рис. 640 

Рис. 641. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона.

1 — медиальный валик; 2 — дистальный валик; 3 — продольный валик; 4 — медиальное углубление; 5 — дистальное углубление; 6 — экватор

ровано три основных валика: продольный (3), медиальный (1), дистальный (2), которые в клинической анатомии соответствуют эмалево-дентиновым валикам (мамелонам).

На границе средней и пришеечной трети валики объединяются между собой, образуя экватор зуба (6).

После моделирования основных валиков определяются практически параллельно друг другу расположенные медиальное (4) и дистальное (5) углубления, напоминающие формы бороздок, ограничивающиеся средней третьей частью вестибулярной поверхности и образующие на режущем крае соответствующие вырезки (медиальную, дистальную).

После того как основные элементы сформированы, приступаем к окончательному этапу моделирования вестибулярной поверхности.

Объединяем все анатомические зоны между собой, воссоздаем микрорельеф, создаем более тонкую градацию вестибулярной поверхности (рис. 642-647).

Рис. 642—647.

А — медиальная сторона; В — дистальная сторона;

1 — продольный валик; 2 — медиальный валик; 3 — дистальный валик; 4 — рвущий бугор; 5 — бугор медиального валика; 6 — бугор дистального валика; 7 — экватор; 8 — медиальный угол; 9 — дистальный угол

Далее демонстрируется вид небной поверхности верхнеголевого центрального резца после оформления его вестибулярной части (рис. 648, 649). Приступаем к оформлению небной поверхности.

Аналогично вестибулярной поверхности формируется серия фотографий, на которых показаны варианты расположения краевых валиков на небной поверхности.

При равномерном наклоне краевых валиков друг к другу форма коронки приобретает треугольные очертания (рис. 650), при относительной параллельности валиков говорят о прямоугольных формах (рис. 651), при овально расположенных валиках форма коронки становится овальной (рис. 652).

Таким образом, у оператора есть возможность применить различные варианты моделирования небной поверхности при одном и том же объеме зуба с уже заданными ранее габаритными очертаниями (культя зуба).

Рис. 642—647. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона
Рис. 650—652. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона

Изначально выкладываем пологий медиальный валик (1), занимающий l/З часть небной поверхности, который принимает участие в формировании медиальной части коронки, придавая ей форму клина (рис. 653-656).

После заполнения небной поверхности основными морфологическими элементами (продольный валик — (4), медиальный валик — (1), дистальный валик — (2)) в пришеечной и средней третях оформляем слабо выраженные эмалевые выступы (медиальный — (5), дистальный — (6)).

Рис. 653—656. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона.

1 — медиальный валик; 2 — дистальный валик; 3 — цервикальный поясок; 4 — продольный валик

Между продольным и краевыми валиками образовались незначительные углубления: медиальное — (7), дистальное — (8) (рис. 657, 658). Рис. 659-661 демонстрируют смоделированную небную поверхность, с уже оформленными формами, выраженным микрорельефом поверхностей.

Рис. 657—658. А — медиальная сторона; В — дистальная сторона.

1 — медиальный валик; 2 — дистальный валик; 3 — цервикальныи поясок; 4 — продольный валик; 5 — медиальный выступ; 6 — дистальный выступ; 7 — медиальное углубление; 8 — дистальное углубление; 9 — медиальный угол; 10 — дистальный угол

Контактная медиальная поверхность оформляется путем объединения медиальных частей вестибулярной и небной поверхностей (рис. 662-665).

а — медиальная сторона;

1 — вестибулярный контур; 2 — небный контур; 3 — зона медиального контакта; 4 — цервикальная треть; 5 — средняя треть; 6 — режущая треть

Просматривается вестибулярный (1) и небный (2) контуры, а сама поверхность напоминает форму треугольника.

Зона максимальной выпуклости коронки центрального резца, что в последующем является местом межзубного контакта, располагается на границе режущей и средней трети (3).

Интересно отметить, что при наблюдении за вестибулярным контуром со стороны любой из контактных поверхностей прослеживаются и определяются закономерности в формировании коронки зуба.

По вертикальной плоскости контур вестибулярной поверхности можно рассмотреть, как бы мысленно подразделяя его на три части: в пришеечной области плоскость создаваемого вестибулярного контура направлена кнаружи (4), в средней трети плоскость имеет уже оральный наклон (5), а в области режущего края оральное направление усиливается (6).

Дистальная контактная поверхность также напоминает форму треугольника, основание которого направлено к десневому краю, вершина к режущему краю (рис. 666-669).

Рис. 666. А — дистальная сторона Рис. 667. А — дистальная сторона Рис. 668.1 — зона дистального контакта Рис. 669. А — зона дистального контакта

Зона максимальной выпуклости коронки находится в области ее средней части (1) и служит местом контакта с соседним боковым резцом.

В заключение демонстрируется серия рисунков сделанных с различных направлений отмоделированного верхнего левого центрального резца, где отчетливо прослеживается дифференциация поверхностей, их многогранность (рис. 670-674).

stomatronix.ru

104.Художественное моделирование зубов — Стр 3

20

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

(14), к которому тянутся три основных валика. Рис. 49, 50 отображают внешний вид отмоделированного из пластилина левого клыка верхней челюсти со стороны режущего края.

Заключительные варианты моделирования часто встречающихся форм вестибулярной и небной поверхностей клыка верхней челюсти представлены на рис. 51, 52.

Коричневые линии указывают продольную направленность основных морфологических гребней (медиальный, основной, дополнительный, дистальный: слева -> направо). Красные линии выражают ход основных углублений (медиального, дистальных: слева -> направо).

Создавая определенную направленность отдельных морфологических элементов, меняя их форму, локализацию на поверхности, глубину изгибов, выраженность граней, реставратору удается заполнить, смоделировать поверхность, учитывая индивидуальные особенности пациента.

На примере моделирования клыка верхней челюсти мы попытались раскрыть основные закономерности создания его объема. Индивидуальность же форм воссоздается благодаря более глубоким, дифференцированным знаниям.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

21

После оформления основных функциональных элементов зуба приступаем к воссозданию микрорельефа поверхностей.

Поверхности клыка достаточно многогранны, что определяется наличием отдельных морфологических структур, каждая из которых имеет свои валики, гребни, скаты, оси, вершины. Каждый из валиков имеет по два ската (медиальный идистальный). Поверхности скатов разнообразны, встречаются плоские, выпуклые, вогнутые формы. Сливаясь друг с другом, скаты образуют гребень. Ход гребня варьирует как в горизонтальной, сагиттальной, так и вертикальной плоскостях. При изогнутости по вертикальной плоскости встречаются прямые, дугообразные, S-образ- ные, аркоподобные и другие формы. В вертикальной и сагиттальной плоскостях гребни могут образовывать как вершины, так и углубления различной степени протяженности.

Так, одним из основных морфологических элементов на вестибулярной поверхности является продольный валик (рис. 53). При его оформлении в гребень (1) валику придается определенная

геометрическая направленность. Составляю-

 

щие гребень скаты (медиальный (2) и дисталь-

 

ный (3)) плавно переходят друг в друга. На-

 

правление гребня меняется на всем протяже-

 

нии коронки клыка. Следует отметить незначи-

 

тельный медиальный изгиб гребня в средней

 

трети коронки. Возможно, что видимость изги-

 

ба создается в результате перехода более вы-

 

пуклого медиального ската в несколько вогну-

 

тый дистальный. Определяется существенная

 

разница в поперечном сечении продольного

 

валика на разных морфологических уровнях

 

коронки. Более узкая часть находится в облас-

 

ти режущего края, наиболее широкая в сред-

 

ней трети коронки. Апроксимальные контуры

рИс. 53

КЛЫКа задаются МедиаЛЬНЫМ (рИС. 54) И ДИС-

, _ г р е б е н ь п р о д о л ь н о г о в а л и к а ; 2 _ медиальный скат про-

ТЭЛЬНЫМ (рИС. 55) краевыми ВаЛИКаМИ.

дольного валика; 3 — дистальный скат продольного валика

Рис. 53—55.1 — гребень продольного валика; 2 — медиальный скат продольного валика; 3 — дистальный скат продольного валика; 4 — гребень краевого медиального валика; 5 — медиальный скат краевого медиального валика; 6 — дистальный скат краевого медиального валика; 7 — гребень краевого дистального валика; 8 — медиальный скат краевого дистального валика; 9 — дистальный скат краевого дистального валика

22

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Изменяя конфигурацию их внешних скатов, а также направленность гребней, моделируется определенная форма коронки зуба. При конической форме клыка создаются конвергирующие краевые гребни. При овальной форме — аркоподобные, при прямоугольной выдерживается относительная параллельность гребней.

Углубления вестибулярной поверхности имеют свою форму, протяженность, глубину. По вертикальной плоскости медиальное углубление моделируется в виде вытянутого треугольника, основание которого располагается на режущем крае, вершина в средней трети коронки (рис. 56).

Дистальное углубление более объемное, также имеет треугольную форму, протяженность его по режущему краю значительна, вершина же проецируется на границе верхней и средней третей коронки. В нем располагается дополнительный дистальный валик, имеющий два ската (медиальный и дистальный), при слиянии которых образуется гребень незначительной протяженности, начинающийся у режущего края, заканчивающийся у вершины дистального углубления (рис. 57).

Рис. 56

Рис. 57

10 — впадина медиального углубления; 11 — медиальный

16 — гребень дополнительного дистального валика; 17 —

склон медиального углубления; 12 — дистальный склон ме-

медиальный скат дополнительного дистального валика; 18 —

диального углубления; 13 — впадина дистального углубле-

дистальный скат дополнительного дистального валика

ния; 14 — медиальный склон дистального углубления; 15 —

 

дистальныйсклондистальногоуглубления

 

Основные морфологические структуры (валики и углубления) в пришеечной трети, сочетаясь между собой, формируют достаточно выраженный экватор и шейку коронки зуба (рис. 55).

Многогранность небной поверхности также подтверждается присутствием основных морфологических структур (рис. 58-60).

Однако, имеющийся продольный валик (1) (в отличие от вестибулярной поверхности) располагается не по всей длине коронки, а лишь до ее цервикальной трети. Ширина его меняется по протяженности: наиболее узкая часть определяется на границе средней и пришеечной трети. Хорошо прослеживаются краевые валики (медиальный — 4, дистальный — 7). Из образующихся на поверхности двух основных углублений дистальное (10) более глубокое. В нем, ближе к режущему краю, имеется дополнительный дистальный валик (16) (рис. 61, 62).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

23

Рис. 58

Рис. 59

Рис. 60

Рис. 58—60. 1 — гребень продольного валика; 2 — медиальный скат продольного валика; 3 — дистальный скат продольного валика; 4 — гребень краевого медиального валика; 5 — медиальный скат краевого медиального валика; 6 — дистальный скат краевого медиального валика; 7 — гребень краевого дистального валика; 8 — медиальный скат краевого дистального валика; 9 — дистальный скат краевого дистального валика

Рис.61

Рис. 62

10 — впадина дистального углубления; 11 — медиальный

16 — гребень дополнительного дистального валика; 17 —

склон дистального углубления; 12 — дистальный склон дис-

медиальный скат дополнительного дистального валика; 18 —

тального углубления; 13 — впадина медиального углубления;

дистальный скат дополнительного дистального валика

14 — медиальный склон медиального углубления; 15 — дис-

 

тальный склон медиального углубления

 

Отличительной особенностью небной поверхности является присутствие небного бугорка. Достаточно часто его можно рассматривать как самостоятельную структуру, имеющую свою вершину (21), свои скаты (22-25), протяженность (рис. 63).

Режущий край объединяет в себе все четыре поверхности (вестибулярную, небную, контактную медиальную, контактную дистальную).

Рвущий бугор (1) образован четырьмя скатами продольных валиков небной (3, 4) и вестибулярной (2, 5) поверхностей. При этом вершина рвущего бугра может иметь достаточно разнообразную форму (остроконечную, округлую и др.), в зависимости от угла соприкосновения поверхностей скатов и гребней между собой.

24 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

1 — вершина рвущегобугра; 2 — медиальный скатпродольного валика вестибулярной поверхности; 3 — медиальный скат основного продольного валика небной поверхности; 4

—дистальный скат основного продольного валика небной поверхности; 5 — дистальный скат основного продольного валика вестибулярной поверхности; 6 — вершина медиального угла; 7 — медиальный скат краевого медиального валика вестибулярной поверхности; 8 — медиальный скат краевого медиального валика небной поверхности; 9 — дистальный скат краевого медиального валика небной поверхности; 10 — дистальный скат краевого медиального валика вестибулярной поверхности; 11 — вершина дополнительного дистального бугра; 12 — медиальный скат дополнительного дистального валика вестибулярной поверхности; 13 — медиальныйскатдополнительногодистальноговалика небной поверхности; 14 — дистальный скат дополнительного дистального валика небной поверхности; 15 — дистальный скат дополнительного дистального валика вестибулярной поверхности; 16 — вершина дистального угла; 17 — медиальный скат краевого дистального валика вестибулярной поверхности; 18 — медиальный скат краевого дистального валика небной поверхности; 19 — дистальный скат краевого дистального валика небной поверхности; 20

—дистальный скат краевого дистального валика вестибулярной поверхности; 21 — вершина небного бугорка; 22 — средний медиальный скат небного бугорка; 23 — пришеечный медиальный скат небного бугорка; 24 — пришеечный дистальный скат небного бугорка; 25 — средний дистальный скат небногобугорка

Рис. 63

Вершины краевых валиков также образуются за счет слияния четырех скатов (медиальных и дистальных) вестибулярной и небной поверхностей. Вершина медиального угла (6) более четко оформлена, вершина дистального угла (16) округлена.

Контур коронки клыка со стороны режущего края имеет достаточно сложное строение. Каждая вершина имеет свой угол, направленность, распространенность, объем, размерность. Расположение вершин (1,6, 11, 16, 21) в разных плоскостях и на разных уровнях придает поверхностям клыка многогранность, подчеркивая при этом индивидуальность его форм.

Учитывая различные варианты моделирования, мы попытались показать, как можно изменять внешние очертания, форму поверхности коронки зуба, не меняя ее объема и контура.

На рис. 64 выделен отдельно основной продольный валик вестибулярной поверхности, коричневой линией указано осевое продольное направление гребня. Направление гребня меняется на всем протяжении клыка. Обратите внимание, как меняется внешний вид поверхности при изменении хода гребня в цервикальной трети коронки (рис. 65).

Перемещение гребня медиальнее ведет за собой и перемещение скатов продольного валика, в связи с этим изменяется внешняя конфигурация поверхности. Незначительное изменение лишь одного морфологического элемента (варьирование направленностью основного продольного гребня в верхней его трети) приводит к образованию новой формы.

На рис. 66 произведено моделирование медиального, дополнительного и дистального валиков таким образом, что их гребни изогнуты дугообразно с медиальным изгибом, направленность же основного продольного гребня не меняется.

Кроме этих изменений отмечается иная локализация данных морфологических элементов по поверхности коронки. Так, краевые валики смещены к центру, располагаясь достаточно близко к основному продольному валику, а дополнительный дистальный валик резко наклонен медиально в режущей трети. Этот факт достаточно важен: от того, как располагаются отдельные структурные единицы на поверхности и как они сочетаются между собой зависит конечный результат при создании формы предмета.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

25

На рис. 67 краевые продольные валики как бы конвергируют, отмечается также дугообразный изгиб дополнительного дистального валика. Смоделированная таким образом аркоподобная форма вестибулярной поверхности клыка отличается от форм, изображенных на рис. 65, 66, 68. Объем при этом кажется прежним (ограниченным одним и тем же белым контуром).

Своеобразное моделирование представлено на рис. 68, 69. Отмечается почти параллельность гребней основных морфологических валиков, а также основных углублений. Обращает на себя внимание поверхность скатов. В данном случае они соприкасаются между собой под более острым углом, образуя четко выраженный гребень. Рассмотрен еще один прием изменения формы за счет варьирования поверхностями скатов. Здесь же меняется и направленность углублений, степень их выраженности. В результате вестибулярная поверхность клыка в данном варианте визуально приобретает более вытянутую форму, грани его более грациозны, создается ощущение удлиненной поверхности, хотя объем задан один и тот же во всех вариантах моделирования.

26

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Рис. 68 Рис. 69

Таким образом, наглядно показано, как меняются внешние очертания, конфигурация, форма, микрорельеф вестибулярной поверхности верхнего клыка при наличии и применении знаний и умений в области более тонкого моделирования. Показана возможность оперирования формой при одном и том же объеме.

В стоматологической практике нередко встречаются ситуации, когда клинически определяется недостаточно места для восстановления отсутствующих тканей, объем свободного пространтва при этом ограничен рядом стоящими зубами (феномен ПоповаТодона). Применяя приемы моделирования путем варьирования форм поверхностей, можно достичь удовлетворительных результатов и реставрировать коронку зуба достаточно полноценно, учитывая индивидуальные особенности пациентов.

И наоборот, когда достаточно свободного пространства, а замещаемый дефект смотрится расплывчато, можно избежать получившегося визуального эффекта, воспользовавшись приемами тонкого моделирования микроповерхности, создать более четкие грани с выраженными гребнями, подчеркнув направленность основных морфологических структур.

Современный подход к моделированию разнообразен. К стоматологам предъявляется особенно высокое требование в воспроизведении зубов в их действительном виде и назначении, со всеми свойственными им характеристиками: объемами, формами, контурами, цветами.

Реставрация требует от стоматолога не только безусловного блеска его технического мастерства, но и своеобразной творческой вдохновленности, чувства композиции, цвета, особо развитого художественного воображения. Стремление достичь гармонии при исполнении восстановительных работ вдохновляет многих профессионалов. Гармония — (греч.) — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

Процесс познания безграничен. Нам было интересно проследить этапы творческого развития студентов в процессе моделирования зубов. Группе студентов 2 курса стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии было предложено вылепить из пластилина верхний клык. На начальном этапе моделирования уровень их подготовки ограничивался общими представлениями об анатомии зуба, а также индивидуальными знаниями и наблюдениями за формой клыка. В ходе моделирования проведено анкетирование, сделана серия фотографий, зафиксировано время моделирования. Результаты наблюдения выявили уровень познания и степень изначальной мануальной подготовки студентов (рис. 70). К сожалению, созданные модели были нелепыми и оставляли желать лучшего. Мы понимали, что эта ситуация объяснима, что необходимо «знания вкладывать в наши руки».

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

27

Рис. 70

Для достижения поставленной цели было создано электронно-методическое пособие по теме «Художественное моделирование зубов», что давало возможность изучать основные этапы восстановления твердых тканей коронок зубов. Студентам объяснялся алгоритм одонтоскопии, позволяющий оценивать качественные признаки зубов, показывались методы одонтометрии с указанием размеров зубов на примере коронки клыка верхней челюсти. Учащиеся имели возможность ознакомиться с цветными фотографиями, рисунками, схемами, поясняющими этапы моделирования коронок зубов человека.

Следующий этап заключался в изучении теми же студентами морфологии интактных клыков, подробном рассмотрении основных элементов коронки зуба, детально определялись микрорельеф поверхностей, пропорциональные соотношения габаритных размеров зуба. Далее каждому студенту был выдан интактный клык, при этом предлагалось на основании имеющихся знаний в области моделирования грамотно описать его форму, увидеть, за счет чего образуется индивидуальность поверхностей, и создать подобную форму из подручного материала (пластилин). Результаты работы фиксировались аналогично первому этапу (рис. 71, 72). Нами отмечено, что при внедрении в процесс обучения определенных методик конечный результат моделирования коронок зубов оказался удовлетворительным.

Третий этап развития творческого потенциала заключался в следующем: необходимо было на основании уже более глубоких знаний анатомии зуба, зрительных наблюдений разнообразных

28

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

форм клыка, собственных представлений об анатомии зубочелюстнои системы смоделировать из пластилина клык верхней челюсти (образец отсутствовал). Интересно отметить, что в процессе исполнения III этапа моделирования учащийся находится в более экстремальном состоянии в связи с тем, что копируемый объект отсутствует (рис. 73).

Таким образом, на данном этапе творческого развития исполнитель вынужден активизировать свои внутренние резервы, воспроизвести последовательно все основные этапы восстановления предполагаемой конструкции. Известно, что в клинике терапевтической стоматологии при исполнении реставрационных работ врачу постоянно приходится восстанавливать форму и функцию зубов при значительной степени разрушенности твердых тканей, часто при этом нет одноименного

зуба с противоположной стороны и ориентиры на «себе подобное» отсутствуют. Поэтому мы считаем, что чем быстрее произойдет адаптация студентов к процессу моделирования в условиях современных технологий, тем будет выше качество, достойнее конечный результат восстановленных тканей.

Многоэтапность наблюдений позволила изучить и проанализировать, как у одних и тех же людей происходит накопление знаний, повышается уровень мануальных навыков, развиваются зрительная память и наблюдательность.

Для лучшего усвоения моделирования поверхностей зубов нами создана серия анимационных компьютерных фильмов, видеофильмов, этапы и результаты восстановления зубов постоянно фиксируются цветными фотографиями. Фотоснимок реально отражает состояние

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

29

твердых тканей при исполнении реставрационных работ, качество моделирования восполняемого дефекта, эстетичный вид созданной композиции. Постоянный критический анализ реставрационных работ, динамическое наблюдение за клинико-морфологическим состоянием полости рта наших пациентов позволяет реально оценить профессиональный уровень оказания квалифицированной врачебной помощи, стимулирует совершенствование мануальных навыков.

Таким образом, анализ результатов наших исследований подтверждает необходимость преподавания углубленных знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии.

В заключение данной главы предлагаем читателям ответить на вопросы теста и проверить свой творческий потенциал (см. прил. 1). Желаем Вам успехов, дальнейшего развития и совершенствования!

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *