Презентация по изобразительному искусству на тему «Башкирский костюм»(5 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству на тему «Башкирский костюм»(5 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдурок ИЗО Учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Сухоречка Леонтьева Г.Я. Башкирский народный костюм
2 слайдНу-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5».
3 слайд Описание слайда:Почему из-под нее Вьются стружки и опилки? Карандаш писать не хочет – Вот она его и точит. У тебя своя кроватка, Где ты выспался в тиши. А в пенале дремлют сладко Ручки и карандаши; Наработаются слишком, Залезают спать под крышку.
У. — А еще нам на уроке понадобится вот что. — Рядом с нами приземлился космический корабль. Вы забыли! Это портфель! Сегодня из космического корабля появятся заморские гости в прозрачных автомашинах. Смотрите какой автомобиль у наших гостей. Он по парте не хочет ездить, он летает. А вот я вижу: гости летят на свои посадочные полосы. Не забыли, где на прошлом уроке припарковался пенал-автомобиль? Вот заморские гости уже приземлились. Давайте рассмотрим их через прозрачные стены. Да! Они одеты намного ярче братьев карандашиков. да и в шапочках! Им наверно. холодно! Как вы думаете для чего эти шапочки? Д. — Для того чтобы они не высохли. У. — А как их зовут? Д. – Фломастеры
Птичьи головки Солярный знак Цветок Рога барана Элементы башкирского орнамента
7 слайдКрестообразный Рак Гребёнка Гусиные лапки Ёлочка Пояс из треугольников Правильно это элементы башкирского орнамента. И сегодня мы будем расписывать фартучки башкирским орнаментом.
8 слайд Описание слайда:физминутка (руки на локти, кулачки сжаты) Наши нежные цветочки Распускают лепесточки (раскрыть пальчики) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (шевелить пальчиками) Наши алые цветки Закрывают лепестки, (пальцы сжать в кулачки) Головой качают. (вращение кистями рук). Тихо засыпают
Башкирский национальный костюм — Ребята, еще на первом уроке мы говорили, что все придуманное и созданное человеком называется культурой. Жилье, одежда, посуда и многое другое были созданы благодаря фантазии и труду человека. Но это не все. В любые времена человек стремился к красоте. Строя себе жилье, человек старался сделать его красивым и снаружи и внутри. Создавая одежду, человек заботился о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. Люди стали носить одежду еще в глубокой древности. В течении многих лет одежда постоянно менялась. И это не удивительно, ведь вместе со временем менялись условия жизни, представления людей о красоте. Но во все времена у любого народа была своя национальная одежда. Башкирский национальный костюм — это настоящее произведение искусства. В давние времена каждая башкирская женщина была мастерицей в изготовлении одежды. Свое искусство она передавала дочерям, и так — из поколения в поколение. Материалы для одежды тоже изготовляли сами: выделывали сукно, кожу, мех. Из волокон крапивы и конопли ткали материю.
Мужской костюм Елян Чекмень Камзул Ичиги Сарык Тюбетейка Бурек Рассмотрим мужской башкирский костюм. — он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется КАМЗУЛ или кафтан – КАЗАКЕЙ или ЕЛЯН. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты – БЕШМЕТЫ. На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки – БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду. На ноги, как и женщины надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. А сапоги САРЫК вам уже знакомы. Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался.
12 слайд Описание слайда:Найди ошибки художника У. -Вы внимательно рассмотрели башкирский женский и мужской костюм. Теперь посмотрите на слайд, все ли правильно нарисовал художник? Д. — Платок завязывался не так и он был больше; вместо бус нужно нарисовать нагрудную повязку. Кафтан или елян к низу был шире; волосы должны быть заплетены в косу с длинным шнуром, на конце которого монетки. И вместо туфель кожаные башмаки или сапожки (сарык).
13 слайд Описание слайда:Физминутка Все старались, рисовали И немножечко устали. Вверх поднимем наши ручки И дотянемся до тучки. (поднимаем руки потягиваемся) Уходи от нас скорей, Не пугай ты нас детей! (машем руками: прогоняем тучку) Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло. (поворачиваем голову влево, вправо, вниз, вверх).
14 слайд Описание слайда:Показ рисунка фартучка У. — У вас на парте лежат бумажные фартучки разной формы. Вы должны проявить фантазию, все свое творчество, применяя башкирский орнамент. расписывать эти фартучки. А сначала рассмотрим элементы башкирского орнамента еще раз. Основные цвета — красный, желтый, синий, зеленый.
15 слайд Описание слайда:Два конца на плече полощутся, Два других по земле волочатся. На спине узор, на ноги скор. Похож на змею, обнимает талию твою. Отгадайте загадки
16 слайд Описание слайда:Домашнее задание Раскрасить костюмы танцоров.
17 слайд Описание слайда:Спасибо за урок Окончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что знания вам так пригодились.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-038016
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Конспект урока по ИЗО на тему «Башкирский национальный костюм»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Большие Каркалы»
Конспект открытого урока по ИЗО в 5-6 классах на тему:
«Башкирский национальный костюм. Башкирские украшения»
Разработала: учитель ИЗО
Гафурова Рита Марселевна,
учитель I кваллификационной
категории МОБУ СОШ
с. Большие Каркалы
муниципального района
Миякинский район
Республики Башкортостан
Цели и задачи урока
познакомить учащихся с особенностями башкирского костюма
Научить создавать художественный образ в декоративной композиции.
показать связь художественной деятельности с реальной жизнью, с природными аналогами
повышать уровень вербально-моторной памяти (по словесной инструкции)
развивать наблюдательность, любознательность.
укреплять любовь к красоте родного края, интерес к искусству, к изучаемой теме.
Воспитывать эстетическое чувство, творческое воображение.
Оборудование урока:
Материал для учителя: методические таблицы, фотографии, иллюстрации по народному костюму, детские работы, шаблоны
Для учеников: цветная бумага, ножницы, клей, бусины, пуговицы, тесьма, бумажные куклы для обводки силуэта.
План урока
1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Повторение пройденного.
4. Объяснение учебного материала.
Беседа о башкирском костюме.
Показ одежды и украшений башкир.
5. Самостоятельная работа учеников
6. Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.
Ход урока
1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)
Учитель:
Башкирия! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.
— Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим.
— Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда, предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры, как мы знаем, называется декоративно-прикладным искусством. Оно воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национальных костюмов и украшении жилища. Через всё это люди выражали отношение и к жизни, и к обществу.
2. Сообщение темы и целей урока.
— Какие народы живут в республике? (башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, украинцы и т.д.).
— На территории нашей республики проживают представители 150 национальностей. Башкиры представляют собой коренное население республики.
— Ребята, уже не раз мы говорили, что все придуманное и созданное человеком называется культурой. Жилье, одежда, посуда и многое другое были созданы благодаря фантазии и труду человека. Но это не все. В любые времена человек стремился к красоте. Строя себе жилье, человек старался сделать его красивым и снаружи и внутри. Создавая одежду, человек заботился о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. В течении многих лет одежда постоянно менялась. И это не удивительно, ведь вместе со временем менялись условия жизни, представления людей о красоте. Но во все времена у любого народа была своя национальная одежда.
3. Повторение пройденного.
— Ребята, на уроках ИКБ вы уже знакомились с декоративно-прикладным искусством башкир. Давайте вспомним, какие материалы использовали башкиры для изготовления одежды? (сукно, овчина, меха, ткани из растительных волокон.)
— Какие элементы характерны для башкирского орнамента? (геометрические, зооморфные (изображения животных и птиц) и растительные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур).
— Да, очень красиво сказано о башкирском узоре в следующем стихотворении:
В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.
— О чем говорит это стихотворение? (О том, что посмотрев на орнамент, можно догадаться, )
— Какие виды ДПИ применялись башкирами для изготовления одежды? (Узорное ткачество, вышивка, аппликация, обработка кожи и металла).
— Какие цвета используются чаще в башкирском орнаменте? ( Красный, желтый, зеленый, черный.)
— Я не зря завела сегодня разговор о башкирском орнаменте, потому что тема нашего урока сегодня «Башкирский национальный костюм. Башкирские украшения».
4. Объяснение учебного материала.
Башкирский национальный костюм — это настоящее произведение искусства. В давние времена каждая башкирская женщина была мастерицей в изготовлении одежды. Свое искусство она передавала дочерям, и так — из поколения в поколение. Материалы для одежды тоже изготовляли сами: выделывали сукно, кожу, мех. Из волокон крапивы и конопли ткали материю.
Также для изготовления одежды использовали шелк и бархат. Украшали одежду вышивкой, аппликацией, монетами и металлическими подвесками, цветными камнями и бисером. Женщина должна быть красивой в любой обстановке. Поэтому не только праздничная, но и повседневная одежда башкирок выглядела очень нарядной.
Показ одежды башкир.
У. — Давайте рассмотрим башкирский женский костюм. Он состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом. Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой. На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья носили кафтан, который называли ЕЛЯН или приталенную безрукавку — КАМЗУЛ. На ноги в любое время года надевали одну и туже обувь — кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок — светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ. По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины — в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.
Рассмотрим мужской башкирский костюм.
— Он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется КАМЗУЛ или кафтан — КАЗАКЕЙ или ЕЛЯН. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты — БЕШМЕТЫ. На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки — БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам по мусульманским обычаям запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду. На ноги, как и женщины, надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался.
— Ребята, сравним с вами башкирский костюм с татарским. Материалом для традиционной татарской одежды служили домотканые и фабричные ткани. Носили татары широкую рубаху, платья. Мужской костюм татар имеет много общего с башкирским костюмом. У них также были распространены штаны с «широким шагом», поверх рубашки носили приталенный камзол или бишмет из темной ткани, чекмени. Отличие заключалось в том, что башкиры повязывали кушак или надевали пояс поверх верхней одежды (камзола или зиляна), а татары повязывали свои кушаки поверх рубашки.
Женская одежда была богато украшена вышивкой и отделкой. Женские платья имели небольшой грудной вырез, он плотно застегивался. К низу платья пришивалась широкая декоративная оборка. Поверх платья женщины надевали камзолы, богато вышитые фартуки.
— Мы уже сказали с вами, что башкирки любили нарядно выглядеть. Поэтому они носили очень много украшений. Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, перламутровые пластины и пуговицы. Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником. Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону — способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть.
— Ну, ребята, о башкирской одежде и украшениях можно говорить очень много. С ними вы поближе познакомитесь на уроках ИКБ. А сегодня мы с вами изготовим башкирский костюм-коллаж (5 класс) и разукрасим нагрудники (6 класс).
Коллаж – (в пер. с фр. – приклеивание, наклейка) – техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.)
5. Практическая работа.
Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в открытом виде.
Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
При работе следи за пальцами левой руки.
Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями.
Правила техники безопасности при работе с клеем.
Клей хранить в плотно закрытой упаковке.
Выдавливать только необходимое количество клея.
Клей наносить кистью.
Запрещается резко надавливать на ёмкость с клеем.
Целевые обходы учителя во время выполнения работы.
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполненных рисунков.
6. Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.
У. -Что нового узнали? Что понравилось?
infourok.ru
Проектная деятельность «Башкирский национальный костюм»
Башкирский национальный костюм
Территория, на которой в последние века обитали башкиры, была обширной. Аулы и кочевья простирались от Волги до Тобола, от Камы до Илека. Такая растянутость способствовала разобщенности населения, длительному сохранению этнических (племенных, родовых, локальных) различий в культуре.
В условиях оседлости в северной Башкирии население накопило большой опыт по изготовлению тонкой пряжи из растительных волокон: конопли, позже льна; здесь получило развитие узорное ткачество.
В народном костюме нашли претворение многие искусные умения: узорное тканье, вязание, всевозможная вышивка, аппликация, составление украшений из нанизанных на нити кораллов, из монет, ювелирное ремесло, орнаментация кожи. Высокое мастерство исполнителей объединяло детали в слаженный ансамбль, подчиненный единому художественному замыслу; в его основе лежали глубокие исторические традиции. Вместе с тем сила индивидуального творчества рождала неповторимые варианты привычного.
Женщины и девушки выделялись нарядной вышитой одеждой. Плотный узор покрывал юбку и рукава платья, подол и грудку передника. Растительный орнамент из причудливо изогнутых ветвей с листьями и цветами, выполненный тамбуром, располагался на темном (черном, темно-синем, фиолетовом) сатине. Манера вышивки с очерчиванием контура одним цветом и заполнением фигур другим придавала рисунку особую объемность. Такие комплекты (платье и фартук) готовили к свадьбе; в сундуках молодух можно было обнаружить несколько пар вышитой одежды, привезенной в дом мужа в составе приданого. Мастерство девушки оценивалось умением варьировать узор. Своеобразное искусство представляла вышивка бисером, блестками, жемчугом, металлической нитью на очелыше головных уборов-колпачков.
Особенности национального костюма
Башкирский костюм в основе своей сформировался под влиянием древнего и скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы, тулупы), мужские головные уборы. Снятая шерсть употреблялась для войлока и шерстяных тканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. В юго-восточном Зауралье, по границе с Казахстаном, практиковалось утепление одежды пластами овечьей и верблюжьей шерсти. Вырабатывалось домашнее сукно (тула) естественного белого или коричневого цвета. Тонкое сукно (бустау) употреблялось для праздничной верхней одежды, грубое (мэллэ) для повседневной. Из сукна шили женские и мужские чекмени, теплые штаны, чулки, делали голенища обуви, мужские головные уборы. Для уплотнения сукно сваливали, поливая горячей водой и катая в рулоне. На юге Башкирии из шерсти и козьего пуха ткали женские шали и мужские шарфы.
Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники в Х1Х веке и ранее делали башмаки, глубокие калоши, сапоги. Из тонкой козьей кожи (сафьяна, шевро) шили сапожки ситек. Нередко, изготавливая те или иные виды обуви, сочетали кожу с сукном, войлоком, реже – с домашним холстом.
При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы.
В одежде, шитой из домашних тканей, нередко сохранялся естественный цвет. Белые полотняные рубахи и платья можно увидеть в башкирских коллекциях Уфы и Санкт-Петербурга. Их украшением служил вытканный геометрический или вышитый растительный узор.
В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали в красный, зеленый, синий, реже в желтый цвета. На подол наносили минеральной краской полосы или нашивали дветри узкие цветные ленты. У южных башкирок такие полоски служили зачастую единственным украшением платья. У северовосточных (приуральских), у челябинских и курганских (зауральских) башкирок подол окаймляла вышивка, использовалась и аппликация.
Украшение подола платьев было принято у всех башкир. Орнаментовались также концы рукавов, ворот. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета, в тон ему подбирались ластовицы.
В составе башкирского мужского и женского костюмов, как и у других народов Волго-Уральского региона, имелись рубаха (у женщин – платье) и штаны. В прошлом традиционный комплект дополняла распашная верхняя одежда: приталенная безрукавка или кафтан, просторный халат. Южные башкиры нередко надевали несколько верхних одежд, каждая из последующих была длиннее и свободнее предыдущей. Ниспадающие полы халатов позволяли продемонстрировать разнообразие и нарядный вид одежд.
В будни поверх рубахи надевали камзол или казакин –кэзэкей. Нередко, выходя из дома, на эту одежду набрасывали чекмень или тканевый халат (елэн, бишмэт), а зимой – шубу или тулуп.
Головные уборы и обувь в Башкирии
Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, плоды экзотических растений, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы.
Этническая и художественная специфика костюма наиболее выразительно проявлялась в женских головных уборах.
Чаще других в литературе упоминаются кашмау («кашбов»,«кашпау») и кэлэпyш («калябаш»). В деревнях Башкирии в ХIХ в. кашмау встречался относительно часто, особенно в южных районах; о другом уборе помнили только в восточном Зауралье.
В оформлении кашмау первенствующую роль играли кораллы; они сочетались с серебряными нашивками. Круги из кораллов, мелких, затем крупных монет, нашивались на шлем вокруг отверстия. Основная часть шапочки покрывалась нитками кораллов, прикрепленными одним концом у края, другим – у отверстия убора. Кроме длинных околоушных подвесок сулпы, кашмау сугы имелась спускающаяся на лоб теменная подвеска манлай сук. От массивной подбородочной пряжки каптырма на грудь свешивались длинные цепочки с ювелирными медальонами. Между шлемом и наспинной полосой располагалась треугольная или круглая бляха, игравшая роль не только затылочного украшения, но и оберега.
Меховые шапки – головной убор, характерный для скотоводческого быта, башкирские женщины носили не везде. В ряде деревень южного Кугарчинского района меховые шапки считались девичьим убором. На большой территории – в горах и в степях юго-восточной Башкирии – меховые шапки в женском костюме не были приняты.
Согласно мусульманским обычаям, мужчина, особенно если он был немолодым, не показывался на людях с непокрытой головой. Роль повседневного головного убора принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтэй ; коегде нарядные тюбетейки обозначали словомтакыя. На югевостоке Башкирии (Бурзянский, Баймакский и др. районы) термин такыя относился и к скромным тюбетейкам пожилых мужчин.
Тюбетейка была первым головным убором в жизни мальчиков: ее начинали носить в раннем детстве.
Преобладал покрой тюбетеек с круглым слегка выпуклым верхом из четырех клиньев и невысоким, 67 см, расширенным книзу околышем.
Тюбетейки пожилых были черными, молодых – цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбетейки молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тюбетейка» называется убором знатных батыров.
Яга (нагрудное украшение башкирской женщины). Первая половина ХХ в.
infourok.ru