КОСА-ЛИТОВКА. Почему ? — bskamalov — LiveJournal
Вдогонку к До 1880 года своих КОС фактически не было.Возьмем по наводке Игоря Шкурина http://steel-guide.ru/primenenie-stali/proizvodstvo-ruchnyx-kos-v-rossii.html «Производство ручных кос в России«
Рисунок – Нож современной косы-литовки:
1 – обушок; 2 – пятка; 3- шипик; 4 – полотно; 5 –лезвие; 6 – носик; l – длина ножа
Напрашивается вопрос «ПОЧЕМУ КОСА НАЗВАНА ЛИТОВКА ?«
На то что как всегда солгут потомки увяликих крепостных крестьян можно наплевать и забыть, завод ПОССЕЛЯ находился в ВИЛЬНО или ВИЛЬНЮСЕ в ЛИТВЕ и оттуда шло до 1 ляма КОС в год. КОСА из ШТРИРИИ называлась АВСТРИЙСКОЙ или может быть АВСТРИЙКОЙ.
ШТИРИЯ и авСТРИЯ фактически одно и то же.
Почитаем как же делали КОСЫ в Как-его-вот-тутке деревенским способом :
Вот как выглядела технология изготовления кос в деревне в Хритоново согласно статистическому отчету 1872 года.
1) Первоначально на первом горне нагревается железо и рубится на куски длиной 20-40 см в зависимости от размера косы. Из этих кусков железа выковывают слегка изогнутые пластинки.
2) Затем берут сталь, нагревают и рубят ее на куски, но меньшего размера, чем железные, 10-15 см и выковывают из них прямые пластинки.
3) Стальные пластинки приваривают кузнечной сваркой в середину железных пластин так, чтобы на обоих концах косы не было стали. Одновременно косу проковывают до определенной длины.
Первые три операции выполняют кузнец и молотобоец, который также дует меха. Они в течение двух дней в неделе рубят на куски железо и сталь, а оставшиеся четыре дня сваривают и вытягивают косы.
4) Заготовка косы переходит на второй горн ко второму мастеру, который выковывает ее вчерне до заданной толщины, ширины и длины. Этот мастер имеет высокую квалификацию. Он работает один без молотобойца.
5) Коса поступает к точильщику, который на самом мягком точильном камне стачивает с нее все неровности.
6) Коса снова переходит в руки мастера, который без нагрева проковывает и пробивает косу второй раз.
7) Коса снова поступает к точильщику, который ее шлифует уже на другом, более твердом точиле. В этой работе участвуют также женщины и дети, которые шлифуют труднодоступные места косы с помощью мелкого песка.
8) Очищенная коса снова поступает к мастеру, который в третий раз отбивает острие лезвия косы.
9) Затем коса снова попадает к точильщику, которые на более твердом точиле оттягивает это острие.
10) Коса снова поступает к мастеру, который подвергает ее закалке. Закалка кос происходит следующим интересным образом. В большое деревянное корыто наливается вода, в которую всыпают ржаной муки до получения раствора в виде сливок. Нагревают косу в горне всю до красна и немедленно опускают ее в раствор. За один раз в этом корыте закаливают сто и более кос.
11) Косы вынимают из корыта, очищают с них накипь стамеской или небольшой железной лопаткой.
12) Для воронения кос их ставят в горн под легким жаром без дутья мехами – они становятся темно-синими.
13) После этого мастер приваривает кузнечной сваркой пятку косы, с помощью которой она закрепляется на косовище, то есть деревянной ручке.
14) Наконец коса поступает к точильщику, который окончательно правит ее и наводит на самом твердом точиле. Когда коса становится острой как бритва, она готова на продажу.
…
Раньше при ручном способе изготовления изделие нагревалось и остывало восемь раз.
Где брали СТАЛЬ деревенские кузнецы остается за кадром, сколько сжигали ДРЕВЕСНОГО УГЛЯ на 8 нагревов так же за кадром, как проковывали ОБУШОК не признаются и т.д. и т.п.
Какова цена вопроса вообще мовчок.
А что там пишут за промышленное производство :
Вплоть до 90-х годов действовал ГОСТ 2935-80 на ручные косы. Согласно этому стандарту ножи кос изготавливали целиком из инструментальной стали У7А, У8 или У8А. Сейчас этот стандарт отменен и преобразован в технические условия Артинского завода – как-будто бы единственным производителем ручных кос в России.
В настоящее время на этом заводе новая технология – штамповочно-прокатный способ, при котором заготовка нагревается лишь раз, проходя через ковочные вальцы.
То есть добиться ДЕШЕВИЗНЫ и МАССОВОСТИ производства КОС могли только в ЛИТВЕ на заводе у МОРЯ, РЕКИ и ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.
А где находится этот ЕДИНСТВЕННЫЙ на всю страну завод КОС в АРТИ ?
Посёлок расположен на реке Артя́ (приток Уфы) …. Ближайшие железнодорожные станции расположены примерно в 50 километрах ….
До моря пилить и пилить, хорошо что Свердловск и Нижний Тагил рядом, есть где брать СТАЛЬ.
Теперь попробуем всключить здравый смысл и прочие логистики-таможни.
Допустим традлгунявые гхырьки не врут и пишут правду матку дабы лапотные с ИМПОРТНЫМИ айфонами могли гордиться своими супершустрыми предками раз сами профукали все что им дал чурка Джугашвили бесплатно.
http://artiz.ru/page/about ОАО «Артинский завод»
/////1851 год, Первая Международная выставка, Лондон – Почетный диплом и медаль. /////
Где УРАЛ с его селом АРТИ и где ЛОНДОН в 1851 году ?
Самолетов нет, ж/д нет, рискованный и долгоиграющий путь по РЕКАМ Уфа-Волга-Сев. Двина далее АНГЛИЙСКИМИ пароходами вокруг Сев. Гейопки и наконец таки уральские КОСЫ в Англии !!!
На гхыра ???
А там местные баре разогнали своих скотов с полей, завели всякие заводы-фабрики и только ждуть знаменитые уральские КОСЫ на замену ПАРОВЫХ локомобилей и прочей хрени.
Английская таможня в умилении вытирает слезы и не заботясь о своем производителе из Бирмингема просит минимальные 150 % пошлины.
////1867 год, международная выставка, Париж – Почетный отзыв.////
Надо понимать английский рынок КОС завоеван и уральцы решили одарить теперь французов своими КОСАМИ !!!
Путь тот же самый и таможня такая же и ПАРОВАЯ техника такая же как в Англии и скотов как в Англии выгнали куда подальше в колонии да еще строят СУЭЦКИЙ канал для своих ТОВАРОВ.
А им тут граждане в лаптях раз КОСУ под нос «Бери, лягушатник, вещь с дипломай !!!»
////1897 год, всероссийская мануфактурная выставка, Нижний Новгород – серебряная медаль////
Ребята, а вы не перепутали ВЫСТАВКИ ?
Была или нет МАНУФАКТУРНАЯ выставка в Нижнем и с чьим участием не известно, а вот XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была в 1896 году и с участием Коляна №2 и именно там выставлялись КОСЫ из ВИЛЬНО и именно их увидел и описал корреспондент достаточно солидного и долгоиграющего журнала.
Традлгунявые чмошники могут вякнуть мол уральские пельмени вовсе не хотели торговать КОСАМИ в Англии-Франции в 1851-1867 годах (акурат в обоих случаях через 3 года война) , а типа приплыли туда с одним экзепляром дабы повыеживаться и получить из барских рук хотя бы «почетный отзыв» (благо такая хрень нигде не регистрируется) и торговали только в пределах Как-его-вот-тутки.
Икито нябудь видал таких идиетов еще где нибудь ?
Участие в выставке это горы бабла за место на выставке, оплату дороги, жилья и хавчика персоналу и вся надежда только на заключаемые КОНТРАКТЫ или хорошую рекламу товара среди потенциальных покупателей, это просчупывание мягких мест бабы рынка можно ли туда запустить ручонки.
////1901 год, сельскохозяйственная выставка, г.Самара – Большая серебряная медаль.
1907 год, сельскохозяйственная выставка, г. Ростов-на-Дону – Малая золотая медаль.////
Ребята, а чё это вы сменили оринтацию ?
Раньше тусовались с КОСАМИ на МАНУФАКТУРНОЙ выставке, теперь вас приспичило забрести на СЕЛЬХОЗ выставку ?
Уже не «почетные отзывы», а золотые-серебрянные медали пошли …
То есть реально производство АРТИНСКОГО сельхозинструментального завода и началось где рядом и был он предназначен как раз таки для южных губерний, Сибири и Средней Азии куда прямиком вели РЕКИ и можно было успеть обернуться за один сезон, тогда и стали появляться ВЫСОКИЕ ВВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ на КОСЫ.
Смотрим на завод в ВИЛЬНО или ВИЛЬНЮСЕ. Металл там явно был из Германщины-Англии-Бельгии. Завод построили для обхода высоких таможенных пошлин и привезли с собой персонал со станками. Рынок сбыта был на удобных РЕКАХ что вели в глыбь Аборигении Зап. ДВИНА — ДНЕПР / МОСКВА РЕКА — ВОЛГА / ДОН , дошли до Нижнего Новгорода , выставились и рынок потреблял до 1 ляма их КОС в год при объемах в 30-50 лямов лапотников.
А что же уральские пельмени ? А они только через 5 лет выйдут на тот же рынок по Волге в Самаре.
Кто врет ? Вечно лживые традчмошники или элементарная ЛОГИСТИКА с ТАМОЖНЕЙ ?
Забытая реальность — КОСА-ЛИТОВКА. Почему ?
Вдогонку к До 1880 года своих КОС фактически не было.Возьмем по наводке Игоря Шкурина http://steel-guide.ru/primenenie-st
Рисунок – Нож современной косы-литовки:
1 – обушок; 2 – пятка; 3- шипик; 4 – полотно; 5 –лезвие; 6 – носик; l – длина ножа
Напрашивается вопрос «ПОЧЕМУ КОСА НАЗВАНА ЛИТОВКА ?«
На то что как всегда солгут потомки увяликих крепостных крестьян можно наплевать и забыть, завод ПОССЕЛЯ находился в ВИЛЬНО или ВИЛЬНЮСЕ в ЛИТВЕ и оттуда шло до 1 ляма КОС в год. КОСА из ШТРИРИИ называлась АВСТРИЙСКОЙ или может быть АВСТРИЙКОЙ.
ШТИРИЯ и авСТРИЯ фактически одно и то же.
Почитаем как же делали КОСЫ в Как-его-вот-тутке деревенским способом :
Вот как выглядела технология изготовления кос в деревне в Хритоново согласно статистическому отчету 1872 года.
2) Затем берут сталь, нагревают и рубят ее на куски, но меньшего размера, чем железные, 10-15 см и выковывают из них прямые пластинки.
3) Стальные пластинки приваривают кузнечной сваркой в середину железных пластин так, чтобы на обоих концах косы не было стали. Одновременно косу проковывают до определенной длины.
Первые три операции выполняют кузнец и молотобоец, который также дует меха. Они в течение двух дней в неделе рубят на куски железо и сталь, а оставшиеся четыре дня сваривают и вытягивают косы.
5) Коса поступает к точильщику, который на самом мягком точильном камне стачивает с нее все неровности.
6) Коса снова переходит в руки мастера, который без нагрева проковывает и пробивает косу второй раз.
7) Коса снова поступает к точильщику, который ее шлифует уже на другом, более твердом точиле. В этой работе участвуют также женщины и дети, которые шлифуют труднодоступные места косы с помощью мелкого песка.
9) Затем коса снова попадает к точильщику, которые на более твердом точиле оттягивает это острие.
10) Коса снова поступает к мастеру, который подвергает ее закалке. Закалка кос происходит следующим интересным образом. В большое деревянное корыто наливается вода, в которую всыпают ржаной муки до получения раствора в виде сливок. Нагревают косу в горне всю до красна и немедленно опускают ее в раствор. За один раз в этом корыте закаливают сто и более кос.
11) Косы вынимают из корыта, очищают с них накипь стамеской или небольшой железной лопаткой.
12) Для воронения кос их ставят в горн под легким жаром без дутья мехами – они становятся темно-синими.
14) Наконец коса поступает к точильщику, который окончательно правит ее и наводит на самом твердом точиле. Когда коса становится острой как бритва, она готова на продажу.
…
Раньше при ручном способе изготовления изделие нагревалось и остывало восемь раз.
Где брали СТАЛЬ деревенские кузнецы остается за кадром, сколько сжигали ДРЕВЕСНОГО УГЛЯ на 8 нагревов так же за кадром, как проковывали ОБУШОК не признаются и т.д. и т.п.
Какова цена вопроса вообще мовчок.
А что там пишут за промышленное производство :
Вплоть до 90-х годов действовал ГОСТ 2935-80 на ручные косы. Согласно этому стандарту ножи кос изготавливали целиком из инструментальной стали У7А, У8 или У8А. Сейчас этот стандарт отменен и преобразован в технические условия Артинского завода – как-будто бы единственным производителем ручных кос в России.
В настоящее время на этом заводе новая технология – штамповочно-прокатный способ, при котором заготовка нагревается лишь раз, проходя через ковочные вальцы.
То есть добиться ДЕШЕВИЗНЫ и МАССОВОСТИ производства КОС могли только в ЛИТВЕ на заводе у МОРЯ, РЕКИ и ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.
Посёлок расположен на реке Артя́ (приток Уфы) …. Ближайшие железнодорожные станции расположены примерно в 50 километрах ….
До моря пилить и пилить, хорошо что Свердловск и Нижний Тагил рядом, есть где брать СТАЛЬ.
Теперь попробуем всключить здравый смысл и прочие логистики-таможни.
Допустим традлгунявые гхырьки не врут и пишут правду матку дабы лапотные с ИМПОРТНЫМИ айфонами могли гордиться своими супершустрыми предками раз сами профукали все что им дал чурка Джугашвили бесплатно.
http://artiz.ru/page/about ОАО «Артинский завод»
/////1851 год, Первая Международная выставка, Лондон – Почетный диплом и медаль.
Где УРАЛ с его селом АРТИ и где ЛОНДОН в 1851 году ?
Самолетов нет, ж/д нет, рискованный и долгоиграющий путь по РЕКАМ Уфа-Волга-Сев. Двина далее АНГЛИЙСКИМИ пароходами вокруг Сев. Гейопки и наконец таки уральские КОСЫ в Англии !!!
На гхыра ???
А там местные баре разогнали своих скотов с полей, завели всякие заводы-фабрики и только ждуть знаменитые уральские КОСЫ на замену ПАРОВЫХ локомобилей и прочей хрени.
Английская таможня в умилении вытирает слезы и не заботясь о своем производителе из Бирмингема просит минимальные 150 % пошлины.
////1867 год, международная выставка, Париж – Почетный отзыв.////
Надо понимать английский рынок КОС завоеван и уральцы решили одарить теперь французов своими КОСАМИ !!!
Путь тот же самый и таможня такая же и ПАРОВАЯ техника такая же как в Англии и скотов как в Англии выгнали куда подальше в колонии да еще строят СУЭЦКИЙ канал для своих ТОВАРОВ.
А им тут граждане в лаптях раз КОСУ под нос «Бери, лягушатник, вещь с дипломай !!!»
////1897 год, всероссийская мануфактурная выставка, Нижний Новгород – серебряная медаль////
Ребята, а вы не перепутали ВЫСТАВКИ ?
Была или нет МАНУФАКТУРНАЯ выставка в Нижнем и с чьим участием не известно, а вот XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была в 1896 году и с участием Коляна №2 и именно там выставлялись КОСЫ из ВИЛЬНО и именно их увидел и описал корреспондент достаточно солидного и долгоиграющего журнала.
Традлгунявые чмошники могут вякнуть мол уральские пельмени вовсе не хотели торговать КОСАМИ в Англии-Франции в 1851-1867 годах (акурат в обоих случаях через 3 года война) , а типа приплыли туда с одним экзепляром дабы повыеживаться и получить из барских рук хотя бы «почетный отзыв» (благо такая хрень нигде не регистрируется) и торговали только в пределах Как-его-вот-тутки.
Икито нябудь видал таких идиетов еще где нибудь ?
Участие в выставке это горы бабла за место на выставке, оплату дороги, жилья и хавчика персоналу и вся надежда только на заключаемые КОНТРАКТЫ или хорошую рекламу товара среди потенциальных покупателей, это просчупывание мягких мест рынка можно ли туда запустить ручонки.
////1901 год, сельскохозяйственная выставка, г.Самара – Большая серебряная медаль.
1907 год, сельскохозяйственная выставка, г. Ростов-на-Дону – Малая золотая медаль.////
Ребята, а чё это вы сменили оринтацию ?
Раньше тусовались с КОСАМИ на МАНУФАКТУРНОЙ выставке, теперь вас приспичило забрести на СЕЛЬХОЗ выставку ?
Уже не «почетные отзывы», а золотые-серебрянные медали пошли …
То есть реально производство АРТИНСКОГО сельхозинструментального завода и началось где рядом и был он предназначен как раз таки для южных губерний, Сибири и Средней Азии куда прямиком вели РЕКИ и можно было успеть обернуться за один сезон, тогда и стали появляться ВЫСОКИЕ ВВОЗНЫЕ ПОШЛИНЫ на КОСЫ.
Смотрим на завод в ВИЛЬНО или ВИЛЬНЮСЕ. Металл там явно был из Германщины-Англии-Бельгии. Завод построили для обхода высоких таможенных пошлин и привезли с собой персонал со станками. Рынок сбыта был на удобных РЕКАХ что вели в глыбь Аборигении Зап. ДВИНА — ДНЕПР / МОСКВА РЕКА — ВОЛГА / ДОН , дошли до Нижнего Новгорода , выставились и рынок потреблял до 1 ляма их КОС в год при объемах в 30-50 лямов лапотников.
А что же уральские пельмени ? А они только через 5 лет выйдут на тот же рынок по Волге в Самаре.
Кто врет ? Вечно лживые традчмошники или элементарная ЛОГИСТИКА с ТАМОЖНЕЙ ?
как косить, отбивка косы, настройка

Что и говорить, этот инструмент сейчас широко применяют не только дачники и дворники, но и фермеры. А между тем, на небольших участках, в труднодоступных местах, обычная ручная крестьянская коса остаётся незаменимой помощницей (и даже средством борьбы с гиподинамией, как один из видов «агрофитнеса»). К тому же, этот инструмент не ломается в самый разгар работы, не требует технического обслуживания (а зимой его, скорее всего, не украдут с дачи).
Ручные косы бывают нескольких видов
Вот только чтобы работать такой косой было в удовольствие, её, как и всякий другой инструмент, надо наладить.
Подготовка косы начинается с отбивки (холодной насечки или отковки) её лезвия, что желательно делать регулярно перед началом сезона (правда, новые косы продают уже отбитыми, но этого хватает только «на первое время»). Эту операцию производят специальным полуэллиптическим молотком с узкими бойками (или обычным молотком со слегка сферическим бойком) на приспособлении, называемом бабкой и представляющим собой узкую наковальню, которую в продаже сейчас, пожалуй, и не найти.
Отбивка косы
Качественная отбивка косы — это если не искусство, то уж, во всяком случае — высокое ремесло, которым обладает далеко не каждый. Поэтому для неопытных, умельцы придумали приспособление, названное ими косоотбоем. Оно уже не требует значительных навыков и обеспечивает достаточное качество подготовки косы к работе.
В результате отбивки лезвие косы становится тоньше, приобретает от наклёпа (насечки) поверхностное упрочнение и зазубренность лезвия (не путать с волнистостью в плоскости полотна, которая нежелательна). Отбитой косой легче косить, она дольше не тупится, а скашивание осуществляется чище. Качественная коса после хорошей отбивки выдерживает не менее четырёх часов непрерывной работы, после чего достаточно лишь заточить её оселком.
Для отбивки кос раньше изготавливали специальную скамейку на двух столбчатых разновысоких ножках. На низкую ножку сиденье (доску) накладывали, а в более высокую — врезали. В торец последней вбивали металлическую бабку («наковаленку») с широкой шайбой в основании.

Отбивку лезвия косы производят от пятки к носку, держа полотно сначала за пятку, а потом за обушок (утолщённый тыльный край).
Если лезвие отбивать без снятия косовища (без разборки косы), то для удобства последнее можно опереть на плечо. В былые времена для опоры косовища позади скамейки вкапывали столбик со штырями, вбитыми в него на разной высоте, или ставили скамейку под дерево, а через ветку перекидывали верёвку с петлей на конце, в которую и просовывали косовище.
Но вышеприведённые способы отбивки лезвия полотна косы — классические и фундаментальные. Я же хочу предложить более упрощённые, так сказать — «полевые». Ведь для отбивки единственной косы один-два раза в год делать скамейку, по крайней мере, нецелесообразно — можно обойтись чурбаком, а в поле — пеньком или небольшой плахой, в которую и надо вбить бабку. Но лучше бабку не вбивать (ведь потом придётся вытаскивать — это намного труднее), а зажать её между парой деревянных брусков, а уж бруски прибить или прикрутить к чурбаку, пеньку или плахе.
Бабка для отбивки косы

Бабку тоже нетрудно изготовить самому, например, из отрезка рессоры или большого плоского напильника. Одно из требований к приспособлению — его рабочая поверхность должна иметь достаточную твёрдость (56 — 62 единицы HRC). За неимением и того, и другого, при необходимости отбивку лезвия можно произвести и на обухе обыкновенного топора, вогнав его лезвием в «пень-колоду», или даже на бойке другого молотка. Вот только качество отбивки надо постараться обеспечить при применении любого подручного инструмента.

(нажми-увеличь)
В процессе непосредственной работы лезвие косы придётся многократно затачивать. Это производят ручным оселком — продолговатым наждачным бруском. Для этого с полотна осторожно удаляют прилипшую траву (обычно пучком скошенной травы). Носок косы втыкают неглубоко в землю, натягивают его с помощью косовища, конец которого тоже опирают на землю. Заточку производят от пятки к носку диагональным движением бруска (установленного под небольшим углом к плоскости полотна) по лезвию попеременно с обеих его сторон. Неопытным косарям такую заточку лучше производить сначала с одной стороны, а потом — с другой. Оселок косарю приходится постоянно иметь при себе, поэтому для него хорошо бы изготовить кобуру. Проще всего сделать её из небольшой пластиковой бутылки, которая подвешивается на пояс.

(нажми-увеличь)
Можно затачивать косу, при возможности, и с помощью точила, лучше ручного. Если же точило электрическое, то надо установить минимальные обороты (высокоскоростное точило лучше не использовать), а полотно перед заточкой и в процессе смачивать мокрой тряпкой или поливать водой. Следить за тем, чтобы лезвие не перегревалось (чтобы на нём не появлялись цвета побежалости).
Совет тем, кто впервые берёт в руки ручную косу. Самое нагруженное место косы — соединение полотна и косовища, а самое слабое звено здесь — нижний конец (срез) косовища. При ослаблении кольцевого крепления (что не сразу замечает даже опытный косарь) неминуемо «разбивается» шипиковое гнездо на срезе и при этом может даже лопнуть конец косовища. Тогда надо будет косовище укорачивать и делать новый срез с гнездом под шипик. Чтобы этого не произошло, можно заранее укрепить гнездо скобочкой из стальной миллиметровой полосы, с двумя продолговатыми отверстиями под шип (а в скосе косовища — два соответствующих гнезда) для установки полотна под разными углами (для малого и большого захватов скашиваемой травы).
Подводя итог разговора о подготовке косы к работе, стоит отметить, что у каждого опытного косаря имеются свои тонкости и особенности, помогающие ему в этом нелёгком труде, а другие постигают их на практике.

При работе же надо помнить, что коса — инструмент небезопасный, и обращаться с ней следует аккуратно. А хранить же её следует, как ружьё, сделав недоступной для детей, по крайней мере, надёжно изолировав лезвие любым способом (хотя бы просто замотав холстиной).
М.ЕЖОВ, г. Т в е р ь
История косы на Руси: wowavostok — LiveJournal
Claude Monet «Grainstacks at Giverny, Sunset» 1888-1889Claude Monet «Grainstacks at Giverny, Sunset» 1888-1889
Историки и верующие в их писанину живут не напрягаясь, легкость мысли необычайная, всё знают и быстро отвечают. Например, как дойти до вершины Эвереста? Ответ: «Очень просто — берешь и идешь».
Как прокормить зимой сотни тысяч лошадей «монголо-татар»? Отвечают: «Очень просто — берешь и кормишь».
Как даже для одной лошади/коровы запасти на зиму 3-6 тонн сена (сухой вес)?
— Берешь косу и косишь!
А где взять косу?
— В любой деревенской кузнице их делали!
А как там дело с деревенскими кузницами в начале 19 века или, страшнее того, в 18-веке?
— Да легко, их полным-полно.
Сено — обязательный элемент зимнего рациона лошадей и коров. Одной лошади на зиму требуется около 2,5 тонн сена (пять таких спрессованных катушек!) + 2,5 тонны концентратов, зерна + 0,5 тонны корнеплодов (моркови).
Одной корове на зиму требуется около 3-6 тонн сена + 3-4 тонны силоса + около тонны комбикорма.
Если кормить лошадей и коров только сеном, то его, естественно, потребуется гораздо больше, и то животные будут на сухом пайке, не знаю, сможет ли лошадь работать, а вот про корову пишут, будет давать молока как коза и то если кормить одним сеном через день.
Период сенокоса с конца июня по первую половину июля, все в это время жили на сенокосе, в деревне оставались только старые и малые. Для разнообразия, небольшая ретроспективная подборка изображений по теме:
Сенокос в Италии, 1959 г.Сенокос в Италии, 1959 г.
СССР, сенокос в 1950-е годыСССР, сенокос в 1950-е годы
СССР, сенокос на верблюдах. Колхозники сельхозартели им. Осоавиахима. Саратовская область. 1942 г.СССР, сенокос на верблюдах. Колхозники сельхозартели им. Осоавиахима. Саратовская область. 1942 г.
Н.К. Пимоненко. Сенокос. Украина. 1912 г.Н.К. Пимоненко. Сенокос. Украина. 1912 г.
С. М. Прокудин-Горский. На сенокосе. 1909 г.С. М. Прокудин-Горский. На сенокосе. 1909 г.
На поле во время сенокоса. Волынь. 1890 г.На поле во время сенокоса. Волынь. 1890 г.
Карелия. До середины ХХ века косили косой-горбушей. Горбушей косили в согнутом положении по обе стороны от себя. В этом главное отличие способа её употребления от косы-стойки (литовки) с длинной рукоятью. [Источник]
Какие именно косы подразумеваются при их упоминании в исторических документах?
Дело в том, что существуют две основные разновидности кос: более древняя коса-горбуша и более современная коса-стойка, она же коса-литовка, с которой у большинства и ассоциируется упоминание косы как сельскохозяйственного орудия, но между ними очень большая разница.
Косьба «горбушей» в Повенецком уезде Олонецкой губернии, 1901 г. Автор съёмки И.А. НикольскийКосьба «горбушей» в Повенецком уезде Олонецкой губернии, 1901 г. Автор съёмки И.А. Никольский
Совершенно очевидно, что дополнительное пояснение к косе «-горбуша» и «-стойка» отражает разницу в положении косца во время работы этими разными инструментами «сгорбившись» и «стоя». Уточнение потребовалось только тогда, когда появилась коса-стойка, поскольку до этого момента достаточно было одного названия косы для отличия от серпа. Когда подразумевается единственный объект или однотипная группа, дополнительные пояснения не нужны.
косы-стойки (литовки)косы-стойки (литовки)
Обе разновидности кос одновременно применялись и в 20 веке, правда, сейчас более известна коса-стойка (литовка), которая в отличие от косы-горбуши гораздо сложнее в изготовлении, на нее требуется больше железа/стали, она гораздо опаснее при работе и требует специальных навыков, зато производительность гораздо выше.
Судя по старинным железным косе-горбуше и серпу в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, кузнецу гораздо легче было выковать косу, нежели серп, разве что металла больше требовалось:
Когда реально в Российской империи появилась и начала распространяться коса-стойка?
В цикле статей «Когда на Руси все появилось» этот вопрос рассмотрен подробно.
То есть вопрос не в том, где и когда она изобретена, да хоть миллион лет назад в Антарктиде, а когда пошла в употребление именно в Российской империи, и почему косу-стойку практически всегда называют косой-литовкой?
Самое логичное объяснение: «литовка» — по месту происхождения, производства, «из Литвы», точно так же как тальянка — итальянская гармонь, или тальянский платок (ср. автомобили «Москвич», «Запорожец» и т.п.). Завод кос в Вилейке (под Вильно-Вильнюсом) был создан в 1882 году и работал под руководством мастеров из Штирии (Австрии), клейма которых однозначно идентифицируют их косы-стойки [Источник]:
В еженедельном журнале «Всемирная иллюстрация» за 1896 год написано:
«О громадном значении кос, орудии при добывании запаса зимнего продовольствия для домашнего скота, у нас, в стране по преимуществу земледельческой, — совершенно излишне распространяться. Кустарное производство кос началось с незапамятных времен, а за ним следовало и заводсвое их производство, сначала, разумеется, в виде небольших мастерских, а затем постепенно расширилось, давая в последнее время на некоторых заводах внушительные годовые цифры выделки. Первым заводом, взявшимся у нас за выделку кос, был казенный, Артинский, около Златоуста, на нем это производство началось в 70-х годах.
В это время мы еще получали много кос из за границы, особенно из Австрии; упомянем здесь, кстати, что, один из наших импортеров из Австрии, купец Филимонов, обратил на себя внимание австрийского правительства громадным оборотом своего вывоза и был награжден дворянским званием; из прозаического Филимонова вышел пышный фон-Филимонов.
Очень долго, именно до 1880 г. ввозные косы не были обложены пошлиной, но, начиная с этого времени, заграничная коса стала встречать все возраставшее препятствие к своему прежнему свободному обращению на русском рынке: пошлина на этот снаряд все росла и росла и дошла теперь уже до 1р. 40 коп. с пуда.
Высокая пошлина, разумеется, вызвала возникновение и подъем внутреннего производства. Один за другим возникли заводы для выделки кос: Мосягина в г. Осташкове, Зоннена в Риге, Новгородцева и Киселева близь Златоуста, и, наконец, Посселя близь Вильны, у станции Вилейской. Этот последний завод скоро так расширил свое производство, что стал во всех отношениях первым в ряду наших заводов.
Завод Посселя под Вильною основан всего лишь с 1887 г. Классической страной косоделательного производства всегда была Штирия; под именем австрийской у нас всегда и обращалась штирийская коса, ее и вывозил в свое время Филимонов. Туда, за опытными мастерами, и обратился и основатель вилейского завода. Он пригласил к себе на завод около полусотни рабочих штирийцев набивших руку на производстве кос; но этот отряд чужеземных рабочих стал только инструкторским; когда местные рабочие, под руководством штирийцев, усвоили все приемы рациональной выделки кос, тогда иноземцы были заменены русскими производителями, так что теперь австрийцев у Посселя остается вего лишь несколько человек на армию в 500 человек рабочих, занимающихся на его заводах…»
Как видим, завод Посселя в Вилейке возник позже других перечисленных, позже массового ввоза Филимоновым штирийских (австрийских) кос, но коса-стойка получила устойчивое наименование косы-литовки, а не «златоустовки», «артинки», «филимоновки», «австрийки» или какой-то другой.
Более того, в Белоруссии косы-стойки называли вилейками [Источник], что вполне объяснимо: для них еще видна разница между Вильно и Вилейкой, а вот для остальной территории Российской империи эта разница в названиях ни о чем не говорит, так что «литовка» — это коса из Литвы
Получается, что коса-стойка массово появилась в Российской империи только в 1880-х годах?
В Карелии коса-литовка повсеместно распространилась лишь в 20 веке:
«Наиболее распространенным орудием заготовки кормов была коса-горбуша… Косами-стойками, раньше, чем в других местах, стали пользоваться в Южной Карелии. Повсеместное распространение они получили лишь в текущем столетии.» из статьи Ж.В. Гвоздевой «Коллекция орудий жатвы и косьбы в фондах музея -заповедника «Кижи» [Источник]
В самом конце 19 века крестьян приходилось обучать косьбе косами-литовками и нанимать для этого специальных инструкторов:
«За предыдущие годы управой предпринято было ознакомление крестьян с работой косой-литовкой, как для косьбы сена, так и для уборки ею хлебов. В нынешнем году был приглашен один косец-инструктор, который обучил работе литовкой до 50 человек. Тем не менее попытки к введению литовки остались не бесплодными и в настоящее время можно уже встретить лиц, которые не только косят траву литовкой, но умеют и убирать ею овес. Желательно продолжать обучение косьбе литовкой и в будущем году”. Эта цитата из журнала Котельнического уездного земского собрания Вятской губернии (1898).» [Источник]
«В 60-х годах XIX века русские крестьяне завезли на Алтай косу-горбушу, а затем и более совершенную косу-литовку.» [Источник]
С рассматриваемой точки зрения всё логично: сначала познакомили находящиеся на уровне первобытнообщинного строя племена с имеющимися у них орудиями труда — косой-горбушей, а потом при появлении в 1880-х косы-стойки-литовки стали применять и это более совершенное орудие труда.
Как можно объяснить, что изложенные выше выводы входят в резкое противоречие с некоторыми имеющимися историческими свидетельствами?
Например, в сборнике Очерки русской культуры XVII в. Часть первая. Материальная культура. Государственный строй Под ред. А. В. Арциховского — Москва: Издательство МГУ, 1979 — с.352 неоднократно упоминаются именно косы-литовки в 16-17 веках!
«Сено косили косами двух типов: косы-литовки (большие косы на прямом длинном черенке) и косы-горбуши (косы на коротком изогнутом черенке). Последние, вероятно, имел в виду Юрий Крижанич, когда писал, что «косы для сена в некоторых местах так малы, что мало чем отличаются от серпов для уборки хлеба» (Крижанич Ю. Политика. М., 1965, с. 414.). Косы-горбуши применялись в основном на Севере, Урале, в Сибири для косьбы на небольших участках с высокой травой. Коса-литовка в этот период получает широкое распространение на большей части (в центральных, западных, южных уездах) Европейской России.»
Видимо понимая, что литовский Вилейский завод Посселя, появившийся в последней четверти 19 века спалит «исторические документы» по полной программе, кем-то была вброшена версия, что «литовки» означает «литые». Из археологических находок следует, что способом литья из сельхозорудий изготавливались лишь бронзовые серпы. Любой кузнец вам доходчиво с молотом по башке наковальне объяснит, что кричное железо/сталь для изготовления кос ковали/штамповали и косы никогда не изготавливали путем отливки.
Картинками можно не беспокоить, сам их насмотрелся, например, фрагмент «Лето» Питера Брейгеля Младшего, 16 века, с мощной косой-стойкой (200-300 лет скрывали технологию?)
Автор сдедующего рисунка был далек от сельской жизни и нарисовал косу, ее положение и хват косца от балды, как-то так:
Сенокос в XV веке. Рисунок из Радзвиловской летописи.Сенокос в XV веке. Рисунок из Радзвиловской летописи.Автор: Игорь Шкурин, источник: tart-aria.info
Коса (инструмент) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Коса. Коса-литовка с двумя ручками — устройство: 1 — Остриё, 2 — Обушок, 3 — Лезвие, 4 — Пятка, 5 — Шипик, 6 — Кольцо, 7 — Косовище (окосево, ручка), 8 — Рукоятка.Коса́ — сельскохозяйственный ручной носимый инструмент для скашивания травы (на сено, на корм скоту, для выравнивания газонов и т. п.).
Ручная коса представляет собой длинное металлическое лезвие (нож), загнутое чуть внутрь, с приделанным к нему в районе основания ножа (за пятку) деревянной ручкой, черенком (косовище, косье), в средней части косовища имеется рукоять для более удобного удержания (лучок). Нож косы крепится на косовище за пятку, при помощи деревянного клина и металлического кольца (или реже, двух колец). В Прибалтике конструкция косы отличается от среднерусской тем, что имеет две ручки (стационарные, отнесённые на 20-25 см от рукоятки).
Ручная коса
Коса с одной рукояткой на косовище Коса для скашивания зерновых злаков и укладывания снопами11 (22) мая 1721 года Пётр I издал указ «Об отправлении в разные хлебородные места крестьян для обучения местных обывателей снимать хлеб с поля косами»[1]. Преимущества косы описывались в указе следующим образом: «Понеже в здешних краях в Курляндии, в Лифляндии и в Пруссах у мужиков обычай есть, что вместо серпов хлеб снимают малыми косами с граблями, что перед нашими серпами гораздо споро и выгоднее, что средний работник за десять человек сработает».
Впрочем, коса ещё долго не могла полностью заменить серп. Дело в том, что хлеб иногда полегает — стебли стелются почти горизонтально по земле; в этом случае срезать их косой невозможно. Полегание вызывается недостатком солнечного света, вследствие чего клеточные стенки стебля плохо развиваются, остаются слабыми и не выдерживают веса своих колосьев.
Особенности использования
Отбивание косы (литовки) Скашивание травы на сеноСуществуют два типа косы — коса-горбуша (волынка) и коса-стойка (литовка), последняя получила наибольшее распространение. Основные различие в них — это размер (литовка больше), наличие ручки (лучка) у литовки и положение тела косаря при косьбе (горбушей косят сгибаясь при каждом взмахе, а литовкой с прямой спиной).
Коса — это инструмент индивидуальный и требует настройки именно под её владельца-косаря. При правильной настройке и соответствующих навыках косьба в течение продолжительного времени не вызывает заметной усталости, хотя при этом задействовано большое количество мышц. Коса как бы сама косит траву, издавая при этом чистый, звонкий звук. Рукоятка (лучок) изготавливается из черёмухи или ивы. Косовище (черенок косы) изготавливается из ели (реже берёзы или сосны).
Лезвие косы сначала отбивают (то есть подвергают наклёпу), а только потом подтачивают. Крутое затачивание (в особенности на точильных станках) без отбивки является неправильным методом и приводит к быстрому стачиванию косы. Отбивку осуществляют косным молотком на специальной подставке (бабке) которую вбивают острой частью в чурку (пенёк), либо на косоотбойнике (для тех, кто не владеет методикой отбивки на бабке), который также вбивается в чурку. Отбивать начинают от пятки к концу, равномерно проходя всю кромку полотна. Ни на один участок лезвия не ударяют дважды за один проход, обычно делают несколько проходов или больше. После отбивки и во время работы периодически лезвие правят правилом (железный прут) и подтачивают точильным бруском (оселок) с мелким зерном. Нормальная коса после отбивания выдерживает, в зависимости от прокашиваемой местности три-четыре или семь-восемь часов косьбы.
Косят традиционно с утра (при покосе на сено, когда косьба продолжительная — только с утра), когда нет дневного зноя, лучше всего до схода утренней росы. Главный фактор повышения эффективности косьбы при росе состоит в том, что трава (или иное скашиваемое растение) за счет росы утяжеляется и оказывает лезвию косы большее инерционное сопротивление. В результате этого трава срезается, а не пригибается к земле лезвием. Вода также выполняет роль смазки, уменьшающей и силу трения и, соответственно, усилия косаря[2][неавторитетный источник?]. Кроме того, режущая способность лезвия сохраняется дольше при регулярном охлаждении росой. Существует даже такая поговорка — «Коси коса, пока роса; роса долой — коса домой».
Также лезвие различается по номерам (5, 6, 7…), что соответствует её длине, выраженное в ширине ладони.
В культуре
- Коса — атрибут Смерти. Скелет в балахоне с косой встречается во многих художественных произведениях, фильмах, компьютерных играх и т. д. Коса является в данном случае инструментом жатвы душ, отходящих в мир иной. В Библии жатва иногда сравнивается с воздаянием, которое люди понесут после смерти. Откр. 14:18—20: «пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нём ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом×, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий».
- Лезвие косы способно издавать звук, напоминающий колокольный перезвон[3].
Галерея
Клинок сабли изготовленный из лезвия косы | Пики из кос также широко применялись косиньерами | Изображение смерти с косой на картине XV века | Изображение смерти с косой на русском лубке XIX века | Современная интерпретация смерти с косой |