Модели атомов из пластилина — kak.medicalfirst.ru
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 11Следующая ⇒
Русское название | Химический знак | Произношение | Латинское название |
Азот | N | Эн | Nytrogenium |
Алюминий | Al | Алюминий | Aluminium |
Водород | Н | Аш | Hydrogenium |
Железо | Fe | Феррум | Ferrum |
Золото | Au | Аурум | Aurum |
Kалий | K | Kалий | Kalium |
Kальций | Ca | Kальций | Calcium |
Kислород | О | О | Oxigenium |
Магний | Mg | Магний | Magnium |
Медь | Cu | Kупрум | Cuprum |
Натрий | Na | Натрий | Natrium |
Ртуть | Hg | Гидраргирум | Hydrargirum |
Свинец | Pb | Плюмбум | Plumbum |
Сера | S | Эс | Sulphur |
Серебро | Ag | Аргентум | Argentum |
Углерод | С | Цэ | Carboneum |
Фосфор | Р | Пэ | Phosporus |
Хлор | Cl | Хлор | Chlorum |
Хром | Cr | Хром | Chromium |
Цинк | Zn | Цинк | Zincum |
Чаще всего в состав веществ входят атомы нескольких химических элементов. Изобразить мельчайшую частицу вещества, например молекулу, можно с помощью моделей-шариков так, как вы это делали на предыдущем уроке. На рис. 33 изображены объемные модели молекул воды (а), сернистого газа (б), метана (в) и углекислого газа (г).
Рис. 33. Объемные модели молекул воды (а), сернистого газа (б), метана (в) и углекислого газа (г) |
Чаще для обозначения веществ химики пользуются не материальными моделями, а знаковыми. С помощью символов химических элементов и индексов записываются формулы веществ. Индекс показывает, сколько атомов данного элемента входит в состав молекулы вещества. Он записывается внизу справа от знака химического элемента. Например, формулы упомянутых выше веществ записывают так: Н2О, SO2, CH4, CO2.
Химическая формула – основная знаковая модель в нашей науке. Она несет очень важную для химика информацию. Химическая формула показывает: конкретное вещество; одну частицу этого вещества, например одну молекулу;
По формуле вещества можно определить также, простое оно или сложное.
Простыми веществами называют вещества, состоящие из атомов одного элемента. Сложные вещества образованы атомами двух или более различных элементов.
Например, водород Н2, железо Fe, кислород О2 – простые вещества, а вода Н2О, углекислый газ СО2 и серная кислота H2SO4 – сложные.
1. Знаки каких химических элементов содержат заглавную букву С? Запишите их и произнесите.
2. Из табл. 2 выпишите отдельно знаки элементов-металлов и элементов-неметаллов. Произнесите их названия.
3. Что такое химическая формула? Запишите формулы следующих веществ:
а) серной кислоты, если известно, что в состав ее молекулы входят два атома водорода, один атом серы и четыре атома кислорода;
б) сероводорода, молекула которого состоит из двух атомов водорода и одного атома серы;
в) сернистого газа, молекула которого содержит один атом серы и два атома кислорода.
4. Что объединяет все эти вещества?
Изготовьте из пластилина объемные модели молекул следующих веществ:
а) аммиака, молекула которого содержит один атом азота и три атома водорода;
б) хлороводорода, молекула которого состоит из одного атома водорода и одного атома хлора;
в) хлора, молекула которого состоит из двух атомов хлора.
Напишите формулы этих веществ и прочитайте их.
5. Приведите примеры превращений, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом.
6. Проведите домашний эксперимент по определению крахмала в продуктах питания. Какой реактив вы использовали при этом?
7. На рис. 33 изображены модели молекул четырех химических веществ. Сколько химических элементов образуют эти вещества? Запишите их символы и произнесите их названия.
8. Возьмите пластилин четырех цветов. Скатайте самые маленькие шарики белого цвета – это модели атомов водорода, синие шарики побольше – модели атомов кислорода, черные шарики – модели атомов углерода и, наконец, самые большие шарики желтого цвета – модели атомов серы. (Конечно, цвет атомов мы выбрали условно, для наглядности.) С помощью шариков-атомов изготовьте объемные модели молекул, показанных на рис. 33.
Химия и физика
К общим вопросам химии и физики относятся строение веществ и движение тех частиц, из которых вещества построены. Показательно, что самые первые шаги в изучении физики вы делаете, знакомясь с молекулярно-кинетической теорией, имеющей непосредственное отношение как к физике, так и к химии.
Основное положение этой теории: вещества состоят из мельчайших частиц. Это могут быть молекулы, атомы или ионы.
Молекула – это мельчайшая частица вещества, определяющая его свойства.Из молекул состоят такие хорошо знакомые вам вещества, как вода и уксусная кислота, сахар и углекислый газ.
Большинство твердых веществ находится в кристаллическом состоянии. Частицы вещества в кристаллах расположены в строго определенном порядке. Если соединить их воображаемыми линиями, получается правильная геометрическая фигура, называемая кристаллической решеткой. На рис. 34 представлены модель кристаллической решетки йода и образец этого вещества. Вы думали, что йод – это жидкость? Не следует путать: в вашей домашней аптечке есть йодная настойка – раствор кристаллического вещества йода в этиловом спирте. Двойные шарики в модели кристаллической решетки – это и есть молекулы йода I2.
|
Рис. 34. Модель кристаллической решетки йода и кристаллы этого вещества |
Доказательством того, что многие вещества состоят из молекул, может служить явление диффузии. Самопроизвольное распространение частиц одного вещества между частицами другого называется диффузией.
Задание-эксперимент.На расстоянии 3 м от вас ваш помощник распыляет вверх в течение 2 с освежитель воздуха или дезодорант-аэрозоль (рис. 35). Определите через сколько времени вы почувствуете запах ароматизатора. Рассчитайте скорость распространения газообразного вещества. |
Рис. 35. Баллончик дезодоранта |
Явление диффузии можно объяснить только тем, что между молекулами вещества есть промежутки, в которые могут проникать молекулы другого вещества. Поэтому, к примеру, газообразное вещество распространяется в воздухе без нашего участия, т.е. самопроизвольно.
Примерно то же самое происходит при растворении в воде сахара.
Source: infopedia.su
Читайте также
[20.09.2013 18:14] Номер задачи на нашем сайте: 1437 ГДЗ из решебника: Тема: Нашли ошибку? Сообщите в комментариях (внизу страницы)
|
варителыю погрузить в воду, нагретую до 30* С до размягчения воска. 5. При изготовлении моделей атомов одного и того же элемента в целях их однотипности отвешивать равные количества расходуемого материала. 6. После изготовления необходимого количества шариков приступить к «сборке молекулы» при помощи проволоки. 7. Модель молекулы укрепить на подставке из деревянного бруска (рис. 55). 8. На подставке написать формулу вещества и условные обозначения атомов. | |||
Рис. 55. Модель молекулы | Рис. 56. Модель атома | ||
9. Составить краткий отчет о работе и сделать зарисовку изготовленной модели молекулы. Модели атомов. Пользуясь пластилином и проволокой, можно изготовить также модели атомов. Например, модель атома углерода имеет следующее устройство (рис. 56). Атомное ядро, протоны и нейтроны представлены в виде пластилиновых шариков разного цвета. Ядро удер- | |||
Prev Next |
«Пластилиновая лаборатория Чевостика» — лепим и познаем мир : godovenok — LiveJournal
Признаюсь, сначала эта новинка издательства МИФ, меня не заинтересовала. Я полистала книгу в интернет-магазине, подумав «что может быть интересного в лепке лампочки накаливания, скафандра или устройства цветка?» Но книгу заметил мой девятилетний сын (да, я разрешаю детям лазать по «Лабиринту» и «ОЗОНу» в поисках чего-нибудь интересного). Это он уговорил меня приобрести данное издание (хоть я и возражала поначалу). И теперь я могу признать: я ошиблась, книга очень увлекательная!
Распакованная новинка собрала вокруг себя всю нашу семью. Нашлось о чем поговорить, что разобрать, написать, нарисовать. Муж, объясняя детям устройство молекул (в книге есть пластилиновые модели молекул), рассказывал о валентности, ковалентных связях и о том, что случается, если молекула теряет один из атомов.
Я очень люблю книги, которые порождают дискуссии, которые позволяют родителем и детям провести вечер вместе за каким-то интересным разговором или занятием. Эта книга оказалась для нас именно такой. И одним вечером дело не ограничилось: потом еще несколько дней дети возились с пластилином и книгой. А зная любовь моего сына к Чевостику, лепке и интересным книгам, я уверена, что он еще не раз возьмет с полки «Пластилиновую лабораторию Чевостика».
Теперь перейду собственно к книге.
В ней мы найдем 40 мастер-классов, разделенных на 32 группы, из которых 8 посвящены космосу, 4 — нашей планете, 6 — живым организмам, 3 — устройству человека, 3 — устройству веществ, 6 — технике, 5 — истории. Но первое, что предлагается сделать, это вылепить из пластилина главного героя книг Елены Качур — Чевостика.
Мастер-классами по лепке дело, конечно, не ограничивается. Как-никак, серия про Чевостика — познавательная. И эта книга не стала исключением. В ней очень много информации. Мы не просто лепим модель Земли, а узнаем о тектонических плитах, об из движении, о том, что 70% поверхности планеты занимает Мировой океан и пр.
А уж как подробно и наглядно объяснено строение веществ! Сначала знакомимся с атомом, потом с молекулой; узнаём, что такое агрегатные состояния вещества. Только почему на развороте с пластилиновой моделью атома написано, что «в каждом атоме число протонов в ядре в точности равно числу электронов в электронном облаке», а на картинке всего три протона, при том, что электронов — шесть?
Маленькая симпатичная деталь — в правом нижним углу всех страниц книги изображен маленький Чевостик. Перелистывая, мы можем его оживить, а заодно объяснить ребенку принципы мультипликации. Потом можно вручить ребенку блокнот и ручку, чтобы он сам сделал свой мультик.
Эта книга хороша еще и тем, что показывает родителям подход к обучению ребенка — учить через увлечения. Дети любят лепить? «Пластилиновая лаборатория…», используя это, ненавязчиво объясняет ребенку строение клетки и солнечной системы, показывает устройство пожарной машины и строение головного мозга.
Если Ваш ребенок чем-то увлечен, то поддержите это увлечение и используйте его для учебы. Любит двухгодовалый малыш машинки? Считайте их, запоминайте, какого они цвета, выстраивайте их по размеру. Пора учить буквы, а ребенку это не интересно, зато он готов играть с фигурками животных? Выкладывайте «Ж» из пластмассовых жуков, «З» — их резиновых змей; мало ли что можно придумать! Да и придумывать часто ничего не надо — дети сами выдумщики, нужно их только поддержать и направить…
Вот этим «Пластилиновая лаборатория Чевостика» и занимается.
Посмотреть в интернет-магазинах:
лабиринт https://goo.gl/wT8uUE
my-shop https://goo.gl/weF1Ut
book24 https://goo.gl/gD5Uju
озон https://goo.gl/qkdtVb
И еще несколько разворотов: