Модель солнца по окружающему миру 1 класс – План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)

  • Home
  • Разное
  • Модель солнца по окружающему миру 1 класс – План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: Учебно — методический комплект по окружающему миру на тему: «Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?» 1 класс (конспект + презентация)

«Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»

ГлавнаяРазноеКак сделать модель солнца из пластилина по окружающему миру 1 класс

Урок по окружающему миру в 1 классе

1 класс. Урок Окружающего мира

Тема: ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ?

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что Солнце — огром­ный пылающий шар;

знать, что облака состоят из мельчайших капелек воды;

иметь пред­ставление о форме и размерах предметов;

обобщать знания о дневном и ночном небе.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

моделировать форму Солнца;

моделировать конфигурацию созвездий;

находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради), работая с взрослыми;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать красоту неба днем и ночью.

Оборудование. У учителя — кубик, тарелка, мяч, слайды звездно­го неба; атлас-определитель «От земли до неба»; кухонный ковшик с длинной ручкой. У учащихся — коробки с пластилином, картонные пластинки или дощечки темного цвета для моделирования созвездий.

Предварительная работа. Перед данным уроком проведена прогулку, во время которой рассмотрели с детьми небо, обла­ка.

Ход урока

Мотивация и целеполагание .

— Ребята, Муравей Вопросика задает вопрос: ЧТО У НАС НАД ГОЛОВОЙ? Откройте с.18 учебника и зачитаем задачи урока.

Актуализация знаний и умений.

— Вспомните и скажите, что было у нас над головой во время про­гулки. (Небо, а на небе — солнце и обл

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что у нас над головой ?» (1 класс)

— Как вы думаете, если луна появится на небе в дневное время (в наших северных широтах такое бывает), превратит ли это явление день в ночь? (обязательно просим ребёнка объяснить свою позицию).

-Попробуем сделать вывод, от чего зависит смена дня и ночи?

Сравним наш вывод и позицию учёных.

Просмотр видеофрагмента о смене дня и ночи.

— Итак, кто нам ещё раз объяснит, почему на земле происходит смена дня и ночи?

Физминутка (про солнышко)

Вот так солнышко встаёт –

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдёт-

Ниже, ниже, ниже!

Хорошо, хорошо

Солнышко смеётся.

А под солнышком нам всем

Радостно живётся.

2) Изготовление модели солнца.

Подбор слов-признаков, описывающих солнце, выделение существенных признаков, вывод о солнце.

— Муравей и Мудрая Черепаха искали предметы, похожие по форме на солнце. У них был кубик, тарелка и мячик. Какой из этих предметов они сразу посчитали лишним и почему? Муравей решил, что больше всего на солнце похожа тарелка, а Черепаха выбрала мячик. Чей выбор вы поддержите и почему?

— Ребята, давайте подберём слова, которые как можно точнее опишут солнце (на доске появляются слова: шарообразное, раскаленное, красное, жёлтое, огромное/большое).

— Можно ли вылепить солнце из пластилина?

Знакомство с понятием «модель»

— Действительно, настоящее солнце из пластилина не вылепить, но можно сделать модель солнца.

Модель — это упрощённый по сравнению с настоящим объект, в котором присутствуют только существенные для нас признаки изображаемого.

— Какие признаки солнца у нас получится отразить в нашей модели из пластилина?

Обсуждение и составление плана работы по изготовлению модели солнца.

Изготовление модели солнца из пластилина.

Сравнение модели и объекта.

— Какие признаки солнца мы не смогли отразить в нашей модели?

Физминутка

Небо в звёздах — красотища!
Ни за что не сосчитать!
Их, наверное, здесь тыща,
А, быть может, целых пять!
Мне сказали, что медведи,
Львы и тигры там живут,
Скорпионы, раки, лебедь…
Только где все — не пойму.
Небо в звёздах — красота
Прямо неземная!
Скоро вырасту, тогда —
Всё сама узнаю! ( З.Березина)

3)Знакомство с понятием созвездие

— Кто знает, как называется самая ближайшая к нашей Земле звезда?

— Почему же солнце так отличается от звёзд?

— Почему звёзды видны только ночью?

— Посмотрим на звёздное небо (слайд). Звёзд очень много. С древних времён люди делили звёзды на группы и давали этим группам имена. Такие группы назывались созвездиями. Самое знаменитое созвездие – созвездие Большой Медведицы. О нём можно узнать на страницах нашего учебника. Откройте с. 19. (обсуждение изображения созвездия, вычленение из группы звёзд «ковша», если резерв времени позволяет, поиск «ковша» на нескольких слайдах с фотографиями звёздного неба)

4)Обучение умению договариваться при работе в парах. Изготовление модели созвездия.

— Сейчас мы изготовим из пластилина модель созвездия. Вы будете работать в парах. Часто при работе в парах можно услышать споры, шум, недовольство друг другом. Какое умение необходимо, чтобы этого избежать? (уметь договариваться)

— Что это значит?

— Как высказать своё мнение?

— Как мы должны соглашаться с напарником, и как возражать?

— Как мы можем попросить о помощи?

— Выполняя работу в парах вы постараетесь договориться и мы увидим, как у вас это получится.

— Перед вами на партах лежат два листочка. На одном изображен ковш созвездия Большая Медведица, а на втором другое созвездие. Посоветуйтесь друг с другом и выберите из предложенных только одно созвездие, модель которого нужно сделать. Поднимите вверх и покажите мне, выбранное вами созвездие. Молодцы все узнали Большую Медведицу.

— Подумайте, как можно изготовить модель созвездия, используя имеющиеся материалы: пластилин, картон, деревянные палочки. (Ответы детей).

— Приступите к работе.

— Оцените свою работу в парах. Удалось ли вам договориться при выполнении задания? Почему?

Результат работы: выставка моделей созвездий, сравнение с изображениями на доске.

— Как вы оцениваете представленные работы? Почему модели созвездий получились?

4. Итог урока

— На какие вопросы о солнце и звёздах мы ответили сегодня на уроке?

— Что на уроке было интересно?

5. Рефлексия

— Какое время суток у нас на обороте доски, обоснуйте своё мнение (ночь, т.к. небо тёмное и есть луна). Чего не хватает ночному небу? (звёзд)

— Если на уроке вы старались, вам было всё понятно, то прикрепите к нашему небосводу голубую звёздочку, а если вам хотелось бы что-то исправить в своей работе на уроке, то белую.

Презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме: Солнце и звёзды

Слайд 1

ТЕМА: Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? Учитель МОУ Туендатской СОШ Никитина Е. В.

Слайд 2

Цели и задачи: Формировать представление о небесных телах. Довести до сведения учащихся, что солнце – ближайшая к Земле звезда. Рассказать учащимся о звёздах как об огромных раскалённых телах космоса.

Слайд 3

Кто-то утром не спеша Надувает красный шар, А как выпустит из рук – Станет вдруг светло вокруг.

Слайд 4

Белые цветочки Вечером расцветают, А утром увядают.

Слайд 5

Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Солнце не просто светит днём, оно-то и создаёт нам день.

Слайд 6

Солнце находится от Земли на расстоянии 150 миллионов километров. Чтобы доехать от Земли до Солнца на автомобиле, машине пришлось бы безостановочно ехать 200 лет.

Слайд 7

Помни, нельзя смотреть прямо на Солнце даже в тёмных очках. Свет Солнца такой сильный, что ты рискуешь испортить себе зрение .

Слайд 9

Днём незаметен слабый блеск других, более далёких звёзд. И только ночью, когда Солнца на небе нет, они становятся видны.

Слайд 10

По цвету звёзды бывают разные. Это зависит от температуры. Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура ещё выше и звезда очень горячая, то она белого или голубого цвета.

Слайд 11

Раз, два, три, четыре, пять! ( хлопки в ладоши.) Начал заинька скакать. (руки на пояс.) Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. (лёгкие прыжки.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 12

Многие из звёзд гораздо больше по размеру, чем Солнце, но на небе они нам кажутся совсем маленькими .

Слайд 13

Альдебаран Регул Солнце Сириус

Слайд 14

Пускай это бурное море огня Зовут лучезарным светилом, Как в детстве, оно для тебя и меня Останется солнышком милым. И меньше не станет оно оттого, Что где-то на малой планете, Не Солнцем порой называют его, А солнышком взрослые дети. С.Маршак

Слайд 15

ИТОГ УРОКА Что нового вы узнали о Солнце и звёздах? Как мы ответим на вопрос, заданный в начале урока? Что вам понравилось на уроке?

Слайд 16

спасибо за внимание!

Урок окружающего мира «Солнце светит днем, а звезды ночью». 1-й класс

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Организационный момент
Сядьте так,  как вам удобно. Закройте глазки, на счет «три» вы откроете глаза и устремите    свой взгляд в середину нашего круга. Выполнять это нужно в полной тишине.

Учитель в это время зажигает свечу и ставит в середину круга, считает до трех.

Дети рассаживаются в круг на ковре.

Дети открывают глаза и смотрят на горящую свечу

II этап.  Актуализация знаний учащихся
Что вы себе представляете? Новый год со свечами
– Как будто в печке горит огонь.
– Звездочку
Какие интересные у вас представления. Давайте поговорим о звездочке. Угадайте, где ее можно увидеть.

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.

На коврик выкладывается голубая бумага.

 

 

 

– Небо

А что нас радует на небе днем? – Солнышко
Что такое солнце?

Показывает модель солнца и кладет на коврик

Рассказ подготовленного ребенка «Солнце»
Прочитайте пословицу на доске «Солнышко в мешок не поймаешь».
Как вы это понимаете?
– Солнце по небу ходит, а остановить его никто не может.
А вот в загадке говорится:
Подходить к дому стала
С неба солнце украла.
Что это такое?
 

– Ночь

А сейчас еще загадка. Тот,  кто наблюдал за ночным небом, без труда отгадает:

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.

 

– Звезды

В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? Дети высказывают свои предположения.
III этап. Работа над усвоением новых знаний
Чтобы узнать, что такое звезды? Большие они или маленькие? Горячие или холодные? Предлагаю вам побыть астрономами. Нам сейчас понадобится черная бумага и пластилин, чтобы превратить наш коврик в ночное небо. Давайте охарактеризуем звезду как любой предмет. Какие признаки возьмем за основу?
Выкладывает карточки: цвет, форма, размер
 

Цвет, форму, размер

Так что же такое звезды? Мы узнаем, прочитав текст на с.88 . Дети читают текст в учебнике (вверху) или делает сообщение «Звезды» подготовленный ученик
Учитель рядом с карточками «форма» выкладывает карточки с надписями круглые и «цвет»: голубые, белые, желтые, красные. Звезды по форме круглые, а по цвету разные: голубые, желтые, белые, красные.
Ребята, а звезды рядом с нами или очень далеко? Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? Очень далеко
Все что далеко, кажется маленьким, а подойдешь поближе – большое.
Напоминаю, что самая ближайшая к нам звезда – Солнце. Солнце далеко от нас, а кажется большим, значит оно еще больше.
Другие звезды кажутся точками, значит  они еще дальше находятся.
Они не просто большие, они огромные. Выкладывает рядом с карточкой «размер» карточку «огромные».
Давайте вместе сделаем вывод о звездах – солнцах.

Учитель предлагает вылепить из пластилина  «звездочки» и разложить на модели ночного неба

Звезды имеют круглую форму, они горячие(раскаленные) от них идет свет – это огромные пылающие шары.

Дети моделируют ночное небо.

Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам дали имена. А вы знаете эти  названия? (Показ иллюстраций) Дети дают варианты ответов.
Почему днем не видны другие звезды? Почему они становятся видны ночью?

(Можно показать с помощью теллурия смену дня и ночи)

Солнце создает день. Днем незаметен блеск далеких звезд, а когда солнца ночью нет, они становятся видны
А где живем мы с вами? На земле
А что такое Земля? (показ фотографии Земли из космоса) Это планета
Что вы можете рассказать о Земле? Земля круглая. На фотографии мы видим белый, голубой и зеленые цвета.
Земля – это огромный шар. Его поверхность не раскалена, сама она не светит. Самая близкая к нам звезда – это Солнце. Оно дает нам условие для жизни – тепло и свет. Куда же я должна положить модель Земли на нашей модели?

Учитель кладет модель Земли с карточкой планета ниже Солнца.

 

Землю надо положить подальше от Солнца, потому что оно горячее и может нас спалить

Как вы думаете, существуют еще планеты? Разные варианты ответов
А ученик _____ знает об этом целое стихотворение и поможет выучить планеты нам.

(Идет демонстрация планет и спутников)

(Читает стихотворение подготовленная ученица или ученик)

У солнца большая семья:
Меркурий, Венера, Земля,
Марс и планеты – малышки,
А рядом гиганты – братишки:

Огромный Юпитер, красавец Сатурн,
Уран – лежебока и синий Нептун,
Далекий Плутон о кометы…..
Открою я все их секреты.

На нашей модели мы видим … Звезды, планеты, кометы.
Как все это можно назвать, одним словом? Космос
Да, космос, или иначе говорят «Вселенная»

На доске появляется карточка «Вселенная».

Ближайшая к нам часть Вселенной – это Солнечная система. Посмотрите на нашу модель и назовите все, что относится к Солнечной системе.

 

 

Солнце, планеты, Земля, Луна.

Найдите среди предложенных на доске названий «лишнее» и объясните свой выбор.

На доске: Марс, Солнце, Земля.

Рассмотрим следующую цепочку.

На доске: Луна, Марс, Земля.

 

Солнце – звезда. Марс и Земля – планеты.

Луна – спутник Земли, а Марс и Земля – планеты.

IV этап. Первичное закрепление знаний.
Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали (убирает таблицу, под ней рисунок инопланетянина) Кто это? Иннопланетянин
Оказывается, он все занятие за нами наблюдал, и мы ему понравились. Он хотел бы написать нам письмо, но для этого ему нужен адрес. Село Бражное, школа, 1 класс.
Этот адрес годится сейчас, когда инопланетянин на Земле. Но ведь он улетит к себе на свою планету. Поэтому ему нужен наш космический адрес.

Учитель выставляет первый столбик карточек, дети подбирают карточки во второй столбик.

Вселенная
Система
Планета
Страна
Село
Школа

 

 

 

Солнечная
Земля
Россия
Бражное
1 класс

V этап. Итог урока  
Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке: помогали друг другу, узнали много нового. Думаю, теперь вы можете многое рассказать о том, что такое планеты и звезды, каков наш адрес во Вселенной.  

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Что у нас над головой?» (1 класс)

Вступительное слово:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Давайте улыбнемся, друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и новых открытий на уроке.

Я хочу сегодня пригласить вас в увлекательный мир природы.

Я уверенна, что на занятиях вы узнаете новое, закрепите изученное и сможете применить свои знания на практике.

Наше занятие по окружающему миру будет не совсем обычным. Вы станете не просто учениками, а учениками исследователями.

Представьте, что вы настоящие ученые, а наш класс – это научно-исследовательская лаборатория, а парты – это рабочие столы, а вместо обычных тетрадей – у вас исследовательские блокноты.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Предлагает учащимся закрыть глаза и представить ночное небо, описать, какие чувства, эмоции они при этом испытывают.

А теперь представьте, что наступило утро, день. Что изменилось?

Как вы думаете, где находится небо, Солнце, звезды?

Какая тема нашего урока?

Объявление темы урока: Что у нас над головой?

Описывают словами зрительный образ.

Отвечают на вопрос.

Наверху, над головой.

Выдвигают предположения.

Организует работу в парах: вспомнить, каким бывает небо днем и ночью.

Какой вопрос возникает?

Это проблемный вопрос нашего исследования: Какие небесные тела можно увидеть днем, а какие – ночью?

Как ученые мы должны с вами выдвинуть гипотезу. Гипотеза – это предположение, догадка.

Обобщает наблюдения учащихся, записывает на доску объекты дневного и ночного неба.

В процессе нашего исследования, мы вашу гипотезу подтвердим или опровергнем. Свою работу вы будете выполнять в исследовательских блокнотах. Положите их перед собой.

Работать мы будем в паре. Как мы будем работать?

Работают в парах, рассказывают о своих наблюдениях

Высказывают предположения.

Высказывают предположения.

Кладут исследовательские блокноты перед собой.

В паре.

Подтверждение\опровержение гипотезы

Откройте блокноты.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Демонстрирует учащимся куб, тарелку и мяч, спрашивает, какой из этих предметов похоже на Солнце?

Особое внимание обращает на форму Солнца (шар, горячий, раскаленный).

Моделирование. Модель – это предмет, изображающий другой предмет.

-У вас на столе лежит пластилин. Сделайте из него модель Солнца.

Обсудите, какого цвета вы будите брать пластилин?

Внимательно посмотрите на Солнце на с. 18 учебника.

Та пара, которая выполнит работу, поднимет вверх скрепленные руки – это сигнал готовности пары.

Кто представит свою работу классу?

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Чем похожа ваша модель на настоящее Солнце, чем она отличается

В исследовательских блокнотах сделайте отметку: форма Солнца.

Если мы днем поднимем голову вверх и посмотрим на небо, то увидим Солнце – огромный пылающий шар.

Ребята, подтвердилась ли наша гипотеза, т.е. наша догадка? Вывешивает знак.

Солнце

Высказывают предположения.

Делают модель Солнца из пластилина.

Представляют модель Солнца. Похожа формой и цветом, отличается размером.

Наша модель Солнца маленькая, а на самом деле оно большое.

Работают в исследовательских блокнотах

Да, Солнце мы видим на небе днем.

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза — как горошины глаза.

Влево- вправо, назад- вперед-

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Выполняют гимнастику для глаз.

(Пальцами делают очки.)

(Глазами смотрят вправо- влево.)

(Круговые движения глаз)

(Смотрят вверх.)

(Смотрят вниз.)

(Смотрят вперед.)

(Смотрят вниз.)

Я предлагаю вам понаблюдать за облаками. Всегда ли облака на небе одинаковой формы?

Рассказывает, что облако – это множество мелких капель воды, поднятых в воздух теплым потоком воздуха. Облака бывают дождевые, кучевые и перистые.

Кучевые облака – плотные, ярко-белые, образуются летом. Дождевые облака – самые тяжелые из-за большого количества воды, из которой они состоят.

Перистые будут находиться в самом верху. Образуются в очень холодном воздухе, в виде тонких, белых нитей.

Работа в исследовательских блокнотах. Отметьте, какие облака самые легкие – цифра1, самые тяжелые – цифрой 2.

Ребята, подтвердилась ли наша гипотеза, т.е. наша догадка? Вывешивает знак.

Солнце и облака мы видим на небе днем. Данную гипотезу мы подтвердили.

Ребята, когда наступает ночь, что меняется на небе?

Когда наступает ночь, на небе появляются Луна и звезды.

Работа в парах. Сравните Солнце и Луну. Моделирование.

-У вас на столе лежит пластилин. Сделайте из него модель Луны.

Обсудите, какого цвета вы будите брать пластилин?

Внимательно посмотрите на Луну на с. 19 учебника.

Та пара, которая выполнит работу, поднимет вверх скрепленные руки – это сигнал готовности пары.

Луна не всегда видна на небе полностью. Нередко мы видим на небе только ее часть. Ту, которая в этот момент освещена Солнцем.

В исследовательских блокнотах сделайте отметку: форма Луны.

Ребята, подтвердилась ли наша гипотеза, т.е. наша догадка? Вывешивает знак.

Загадка: Рассыпали ночью по небу зерно. Глянули утром – нет ничего.

Спрашивает, знает ли кто-нибудь, что такое созвездие?

Сообщает о том, что люди издавна объединяли звезды в различные группы – созвездия. Созвездие, которое легче всего найти на небе, называется Большая Медведица. Рассказывает легенду.

Работа с учебником. Посмотрите на созвездие Большой медведицы на с. 19. На какой предмет похоже созвездие? Сколько в нем звездочек?

Работа в исследовательских блокнотах. Соедини линиями точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы.

Ребята, подтвердилась ли наша гипотеза, т.е. наша догадка? Вывешивает знак.

Читает вывод на с. 19 учебника

Рассуждают об особенностях наблюдения.

Выполняют наблюдения, фиксируют результаты.

Отмечают облака.

Да, облака мы видим на небе днем.

Солнце уходит, появляется Луна и звезды.

Делают модель Луны из пластилина.

Представляют модель Луны. Похожа формой и цветом, отличается размером.

Работают в исследовательских блокнотах

Да, Луну мы видим на небе ночью.

Звезды.

На ковш. Семь.

Да, звезды мы видим на небе ночью.

«Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?» (1 класс)

Тема урока: «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?»

|окружающий мир, I-й класс|

Учитель Свиридова Е. В.

МОУ СОШ № 97

Тема урока: «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?»

Цель урока: формировать представление о Солнце, звездах и созвездиях.

Задачи урока: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, развивать мышление, речь, память, воображение, творческие способности учащихся.

Оборудование: учебник, рисунки и слайды о Солнце и звездах, пластилин, шаблоны Солнца.

Ход урока:

I. Оргмомент.

1-й слайд: «Окружающий мир – цель и задачи».

2-й слайд: «Повторение изученного материала».

II. Повторение изученного материала.

Прежде чем приступить к изучению нового раздела в нашем учебнике »Почему и зачем?” давайте вспомним по картинкам, какие вопросы задавал нам Муравьишко-вопросик в изученном разделе.

3-й слайд: «Муравьишко-вопросик»

Вопросы должны начинаться со слов: «Где? Когда?»

4-й слайд: «Картинки-вопросы»

Ответы детей: «Когда придет суббота?»

«Где живут белые медведи?»

«Где зимуют птицы?»

«Где живут слоны?»

«Когда жили динозавры?»

«Когда изобрели велосипед?»

5-й слайд: «Кроссворд» (см. Презентацию).

Вопросы:

1. Излюбленная пища белых Медведев.

2. Время года, которое наступает после осени.

3. Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да стоять не велит».

4. Человек, который изучает звезды.

5. Часть велосипеда.

6. Основная работа этого человека – печь хлеб.

7. Первый месяц нового года.

6-й слайд: «На уроках не скучаем

Пишем, думаем, считаем.

Очередь пришла играть,

Ответы будем выбирать».

Сейчас я буду читать вопросы, а под буквами — несколько ответов к нему. Вы должны выбрать только ту букву, под которой ответ верный.

7-й слайд: «Тест»

1. Динозавры

а) жили в прошлом;

б) живут сейчас;

в) не жили совсем.

2. Птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину:

а) прилетающими;

б) улетающими;

в) перелетными.

3. Какие из этих животных живут в жарких странах:

а) слоны;

б) медведи;

в) лоси.

III. Работа над новой темой урока.

Ребята, а Муравьишко приготовил для вас новый вопрос.

8-й слайд: «Тема урока: Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?»

9-й слайд: «Загадка»

Отгадайте загадку:

Голубой платок

Желтый колобок,

По платку катается,

Людям улыбается. (Небо и Солнце)

11-й слайд: «Отгадка»

Что же такое Солнце? (рассуждения детей)

Откройте учебник на с. и прочитайте определение: «Солнце — огромный пылающий шар.

Рассказ учителя о Солнце.

Солнце.

Солнце – огромный пылающий шар. Температура на поверхности Солнца – 20 млн. градусов.

На самом деле Солнце очень большое. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце – шар-великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большое футбольный шар рядом с горошинкой.

От Земли до Солнца 150 миллионов километров. Потому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу, как богу, они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. наша планета Земля – одна из девяти планет солнечной системы.

Посмотрите на шаблоны Солнца, который у вас на столах.

Нарисуйте грустное и веселой Солнце.

12-й слайд: «Солнце улыбается».

Почему солнышко может загрустить?

А когда оно будет веселым?

Почему же Солнце светит днем, а звезды ночью?

Раньше люди верили, что Солнце совершает за сутки один оборот вокруг Земли. Считалось, что бог Солнца каждый день пересекает небо с востока на запад, а вечером исчезает под горизонтом. На самом же деле Солнце не восходит и не заходит, это наша Земля совершает каждый день один оборот вокруг своей оси.

13-й слайд: «Теллурий»

Ось Земли – воображаемая линия, соединяющая ее северный и южный полюсы. В течении суток каждая часть Земли, скажем Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты, а другой раз – на темной. Тогда в России наступает ночь и на небе появляются звезды. Ранним утром мы движемся в направлении Солнца, пока оно не покажется на горизонте. В этом случае говорят, что «Солнце восходит». Вечером мы отворачиваемся от Солнца, и оно «заходит».

14-й слайд: «Загадка»

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Что это? (Звезды)

15-й слайд: «Отгадка – Звездное небо».

В старину люди думали, что звезды – это блестящий фонарики, подвешенные к своду неба, но это не так. Что же такое звезды?

16-й слайд: «Работа с учебником – этапы».

Чтение вывода на с.

Почему они кажутся нам маленькими блестящими точками? (расположены далеко от Земли).

Рассмотрите рисунок в учебнике, что еще можно сказать о звездах ( они отличаются по цвету и размеру).

Прочитайте их названия.

Вылепите из пластилина (работа по вариантам) модели Солнца и Земли.

17-й слайд: «Объемные модели».

Пока дети лепят, учитель рассказывает о звездах.

Звезды – огромные раскаленные шары, похожие на Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими. В ночном небе звезды мерцают разным светом: голубым, белым, желтым, красным.

Белые и голубые звезды – очень горячи. Они горячее Солнца. Желтые звезды – холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звезды красного цвета – холоднее Солнца.

По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезда и белые карлики.

— Итак, ребята, что такое звезды? (огромные пылающие шары).

— Что такое Солнце? (это тоже огромный пылающий шар).

— Значит Солнце – это что? (Солнце – это тоже звезда).

Чтение нижнего текста на с.

Вопросы по тексту:

— Что такое Солнце? (ближайшая к Земле звезда).

— Что создает нам Солнце? (день).

— Почему днем не видны другие звезды? (Солнце ближе к Земле, оно освещает Землю, а блеск других звезд не заметен).

— Кто изучает звезды? (астрономы).

— С помощью чего астрономы изучают звезды? (с помощью телескопа).

IV. Физкультминутка.

18-й слайд: «Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)

Надувает желтый шар, (разводят руками)

А как выпусти из рук (поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг (повороты)

Что это за шар? (хором – Солнце)».

Кроме Солнца звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.

— Отгадайте, о каком созвездии идет речь?

19-й слайд: «Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).

Под ногами Большой медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

20-й слайд: «Созвездие Льва»

Найдите это созвездие на с.

Представьте себе фигуру Льва и соедините линиями звезды так, чтобы получилось это созвездии. Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит – «Царь».

V. Итог урока.

21-й слайд: «Итог урока».

Работа по вариантам. На доске – два плаката.

Первый плакат «Солнце».

— Солнце – это огромный пылающий… (шар)

— Солнце – ближайшая к Земле… (звезда)

— Оно создает нам… (день)

— По размерам Солнце… (больше) Земли.

Второй плакат «Звезды»

— Звезды – это огромные пылающие…(шары)

— Звезды отличаются друг от друга по… (цвету) и по… (размеру)

— Люди объединили их в… (созвездия)

— На небе можно увидеть ковш… (Созвездие Большой Медведицы)

22-й слайд: «Солнце: Молодцы».

Рефлексия: отношение детей к уроку. если урок понравился дети прикрепляют к доске улыбающееся Солнышко, а если нет – грустное.

Урок по окружающему миру на тему»Модели и изображения Земли»(1 класс)

Тема урока: Модели и изображения Земли.

Цели урока:

  • Познакомить с глобусом – моделью Земли, сформировать представление о полюсах, экваторе, материках, океанах.

  • Развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор.

  • Воспитывать интерес к предмету, желание самостоятельно добывать знания.

Оборудование урока:

  • глобус;

  • модели машин;

  • модели домов, колодцев, крепости;

  • модель самолёта.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Будем-будем успевать,
Всё, что надо, изучать.

– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца нашего урока.

Проверка Д/З

3агадка:

Ночи темнее, дни холоднее
Листья пожелтели, птицы улетели
Мелкий, затяжной дождь поливает
Как это время народ называет?
(Осень)

– Почему вы думаете, что это осень?


– Какие слова-подсказки встретились вам в этой загадке?
(Листья пожелтели, птицы улетели, мелкий, затяжной дождь поливает)

Что вы сейчас мне перечислили? ( изменения в живой и неживой природе с приходом осени)

А какие еще произошли изменения в природе с приходом осени?(солнце не греет, трава пожухла, исчезли насекомые, поэтому улетели перелетные птицы)

Какие вы знаете осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. На улицах холодает.
    Иней прикрывает землю и траву.
    Это легкий морозец
    Пришел ко двору.
    Как народ такое явление называет?
    (Заморозки)

  2. Это кто такой садовник?
    Полил вишню и крыжовник,
    Полил сливу и цветы
    Вымыл травы и кусты.
    А как сумерки настали
    Нам по радио сказали,
    Что и завтра он придет
    И польет наш огород.
    (Дождь)

  3. Это что за чудеса
    Не ведают небеса –
    Дождь идет такой прекрасный.
    Он лилово-желто-красный!
    Это осени явление,
    Ты подумай и скажи.
    (Листопад)

Как называются изменения в природе? (Явления)

2. Сообщение темы и целей урока

– Посмотрите на мой стол. Что вы здесь видите? (Модели машин, самолёта, домов, колодцев, крепости.)
– Это модели. А зачем людям нужны модели?
– А как вы думаете, есть ли модель у нашей планеты Земля?
– Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

На доске: Знаем слова: модель,глобус.

Хотим узнать :что такое? модель и глобус.

Узнали:

3. Актуализация опорных знаний

На уроке мы будем наблюдать, сравнивать, узнавать новое, делать выводы. А начнём с загадки.

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами,
Отливает серебром. (Самолёт.)

– Зачем человеку самолёты? Какой самолёт вы здесь видите? Где он летит?
– Это модель или настоящий самолёт? Чем же он отличается от своей модели?

(Образец модели самолёта в руках учителя.) (размером)

4. Работа над новым материалом

– Действительно, модель по форме напоминает настоящий объект, отличается от него только по размеру.

– Попробуйте сделать вывод. Что такое модель?

Вывод: модель-это точная уменьшенная копия натурального объекта, отличающаяся абсолютной похожестью

– Перечислите модели, которые вы видите на моём столе. Чем же они отличаются от настоящих объектов? Зачем человеку разные модели?

Работа с учебником с.32 Соедините слова слева и справа с понятием «природные объекты» так, чтобы было соответствие.


– А теперь ещё одна загадка.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки,горы,океаны. (Глобус)

– Какие слова помогли догадаться, что это глобус?

Для чего нужен глобус? (увидеть полную картину земли)

А что же такое глобус?

Вывод: Глобус – модель Земли, позволяющая сразу увидеть всю Землю.

Первый глобус был изготовлен немецким географом М. Бехаймом в 1492 году.

– Какую же форму имеет наша Земля?

— Назовите предметы, которые похожи по форме на Землю.(мячик, круг, яблоко…)

Практическая работа.

У вас в конвертах геометрические фигуры, выберите ту, которая больше всего похожа на модель земли.

5.Физкультминутка

Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.

Как вы думаете, всегда ли люди это знали, что Земля круглая? (нет)

Рассказ учителя:

– Действительно, в древности у людей были иные представления о форме нашей планеты. Считалось, что Земля плоская, как блин, и лежит на трёх китах. А сверху над ней нависает небесный свод, по которому движутся звёзды, Солнце и другие планеты. Со временем представления людей изменились. Люди заметили, что до края Земли нельзя дойти. А кругосветное путешествие Фернана Магеллана убедило в этом окончательно.(картинка «Великие путешественники)

– Магеллан со своими друзьями отправился в плавание на запад, а вернулся домой с востока. Вот и стали считать, что Земля – шар. А вообще в географии было много ошибок. Так ещё один мореплаватель Христофор Колумб хотел дойти морским путём до Индии, но идя не на юг, как делали другие, а на запад. В результате им была открыта Америка.

(картинка Христофор Колумб)

– В наши дни фотографии из космоса подтвердили предположения учёных о шарообразности Земли. (фото)

– Вот так выглядит наша планета из космоса. А кто первым увидел её такой?

(фото Ю.Гагарина) 12 апреля 1961 года.

– А сейчас отдохнём.

6. Практическая работа-демонстрация

– Наша Земля имеет форму шара. Вверху находится самая северная точка – Северный полюс, внизу южная – Южный полюс. Ещё на глобусе есть линия, напоминающая поясок. Это экватор. Он делит наш земной шар на два полушария: Северное и Южное.

– Что можно узнать о нашей Земле, глядя на глобус? (круглая, есть вода и суша)

– Назовите цвета глобуса.(синий, желтый, зеленый, коричневый) (показать таблицу цветов)

Сейчас разберемся, что они обозначают:

– Как вы думаете, почему большая часть глобуса раскрашена в синий цвет, что показывает этот цвет? (вода)

– Кто из вас сможет дать название самому холодному океану? Найдите его на глобусе.

(Северный Ледовитый океан)

– А самый тёплый океан? Покажите. (Индийский)

– Назовите и покажите самый большой океан.(Тихий океан)

– Какой океан мы не назвали? Покажите его на глобусе. (Атлантический)

Что показано на глобусе другими цветами? Да, это участки суши. Она делится на 6 материков.

(Учитель называет и показывает их на глобусе)

А кто из вас знает, на каком материке мы с вами живём? Покажите Евразию. Что можно сказать про этот материк?(самый большой материк состоит из Европы и Азии, Российская Федерация ,Россия –самое большое государство мира находится на этом материке)

– А какой материк самый маленький? (Австралия)

– Как вы думаете, а какой самый холодный? Почему? (Антарктида)

– А что можно сказать про Африку? (самый жаркий)

7. Закрепление изученного материала

– Что же можно показать на глобусе?

(Северный полюс Южный полюс, Экватор, Земная ось, океаны и материки…)

– Сколько океанов на Земле? Назовите их. (4)

– Какие материки вы запомнили? Сколько их? (6)

8. Итог урока

Узнали:

-Что такое модель?

— Что такое глобус?

Ребята, а можно ли, глядя на глобус с одной стороны, увидеть всю планету? А положить глобус в карман, когда отправляемся в путешествие? Подумайте, о чем мы будем говорить на следующем уроке.

– Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы!

9.Д/З Чтение текста по учебнику (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир. 1класс – стр. 32, 33)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *