Конспект по пластиллинографии «Овощи» (старшая группа)
Составила воспитатель: Вакуленко А.Н.
Конспект игровой образовательной ситуации по лепке. Тема: «Овощи».
Задачи:
Образовательные:
сформировать у детей обобщённое представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки.
Развивающие:
развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.
Развивать умение создавать лепную фигуру с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, самостоятельность
Оборудование:
Силуэт банки из плотного картона белого цвета; набор пластилина;
простой карандаш; трафареты овощей; салфетка для рук;
две стеклянные банки; овощи натуральные или муляжи; маски овощей для игры.
Ход игровой образовательной ситуации:
Воспитатель: Ребята, многие из вас летом отдыхали на даче и, наверное, видели, как взрослые ухаживали за огородом: сначала копали землю, сажали в неё семена, всё лето поливали грядки, пололи сорняки, а потом собирали урожай. Вот я и хочу проверить, кто из вас помогал взрослым по огороду.
У ребят на грядке
Выросли загадки,
Тот их отгадает,
Кто весной и летом
Грядки поливает.
Загадки:
Воспитатель: Рослые ребятки, улеглись на грядке,
Все ребятки молодцы и зовутся…
Дети:(огурцы).
Воспитатель: Одевался, потеплей, одноногий Пантелей,
Сто одёжек натянул, ни одной не застегнул.
Он на ярмарку спешил, а в кармане пусто.
Дети: (капуста).
Воспитатель: Фиолетовый кафтан заказал себе Иван.
Лучше не было кафтана, чем кафтан у …
Дети: (баклажана).
Воспитатель: Шло по грядке вдоль забора
Войско храброе дозором.
Держат пики сотни рук,
Подрастает горький …
Дети: (лук).
Воспитатель: Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко.
А наступит осень, выдернут …
Дети:(морковку).
Воспитатель: Кругленькие братцы в домике ютятся,
В домике зелёном им совсем не плохо.
Варят их в бульоне и зовут …
Дети: (горохом).
Воспитатель: Он круглый и красный1, как глаз светофора.
Дети: (помидора).
Воспитатель: Кто разлёгся среди грядки?
Кто играть не любит в прятки?
Вот Емеля – простачок,
Белобокий …
Дети: (кабачок).
Воспитатель: Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Разукрасить нас смогла,
А зовут тебя …
Дети: (свекла).
Воспитатель: Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная …
Дети: (картошка).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все овощи узнали. Я однажды услышала такой разговор. (стихотворение Ю. Тувима “Овощи”.)
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкою в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла!
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Воспитатель: Ребята, вот овощи спорили, какой овощ самый полезный, но они не успели это выяснить, потому что их сварили. А, вы, как думаете, какой овощ самый полезный?
Дети: (все овощи полезны).
Воспитатель: Конечно же, каждый овощ содержит много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровыми и не болели. А чтобы овощи наполнились полезными веществами, за ними надо хорошо ухаживать. Мы сейчас будем это делать вместе с вами.
Физкультминутка:
Потягивания – руки в стороны.Правой рукой коснуться левой
ступни, а потом левой рукой
коснуться правой ступни.
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
Всё полили мы из лейки,
Приседания.
Поливают.
Садятся на стульчики.
Воспитатель: Но овощи собрать полдела, а во как их сохранить на всю зиму?
Урожай поспел у нас,
Будет на зиму запас.
Как плоды нам сохранить?
Надо в банки их закрыть.
В огурцы кладу укроп,
Лист лавровый и чеснок.
Помидор, морковь, свеклу,
И редиску положу.
А ещё петрушку, мяту
И зелёного салата.
Перчик брошу, посмотри,
Получилось ассорти.
Наверное, многие из вас видели, как мама или бабушка консервирует на зиму овощи, красиво укладывает их в банки, делает рассол из воды, соли, сахара, добавляет пряности. А потом заливает этим ароматным рассолом овощи в банке и закрывает крышкой. Давайте и мы с вами потренируемся в этом.
Игра: “Уложи овощи в банки”.
Воспитатель: предлагает двум детям уложить овощи в банку так, чтобы они там красиво и плотно лежали. Затем вместе с детьми определить, кто сделал это быстрее, у кого овощи разложены красивее и сколько овощей поместилось в банке у каждого ребёнка.
Практическая часть (пластилинография).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем изображать консервированные овощи при помощи пластилина, он мягкий, принимает ту форму, которую мы задаём. Поэтому для предстоящей работы этот материал нам очень подойдёт, так как сохранит объём овощей, и они будут похожи на настоящие плоды.
Этапы выполнения работы:
Нарисовать контуры любых овощей в пределах силуэта банки, начинать с донышка, располагать овощи друг над другом до верха банки.
Пластилин раскатать в форму, которую напоминает изображаемый овощ (помидор – шар красного цвета; огурец – толстая зелёная колбаска со сплющенными краями; морковка – колбаска оранжевого цвета с раскатанным острым кончиком и т.д.) Выложить раскатанную форму в центр нарисованного силуэта, прижать к основе, надавить от середины к краям, подвести пластилиновую массу к краям контура. Для более выразительного изображения овощей дополнить их зелёными чашелистиками, черенками, которые изображаются тонкими зелёными колбасками.
“Закрыть банку колбаской из пластилина любого цвета, расплющить, поверх пластилина положить полоску фольги – стилизовать под металлическую крышку.
По желанию дети могут дополнить содержание банки веточками укропа, чёрным перчиком, лавровым листиком.
Во время работы необходимо дать отдых пальчикам детей и провести разминку для них.
Пальчиковая гимнастика:
Вот все пальчики мои,Их как хочешь, поверни —
И вот этак и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Дали ручкам отдохнуть,
А теперь обратно в путь.
Итог игровой образовательной ситуации:
Повороты кистей рук.
по столу.
Постучать пальцами друг о
друга, повороты кистей рук.
Встряхивающее движение
кистями.
Воспитатель: А чем понравилось вам это занятие?
Что нового вы узнали?
Спасибо вам за выполненную работу, вы все сегодня справились со своей задачей, работали аккуратно и я уверена в том, что вы теперь сможете оказать помощь взрослым во время заготовок овощей.
Педагог оценивает работы детей.
А теперь давайте поиграем в хороводную игру “Огород”.
Дети ходят по кругу, взявшись за руки (в кругу на корточках сидят дети в шапочках, изображающих овощи), и поют:
В огород мы пойдём,
Хоровод заведём.
Будем петь и плясать,
Вот какой огород!
Здесь зелёный лук растёт.
Ты, лучок, не зевай,
В хоровод скорей вставай!
Дети хлопают в ладоши.
Ребёнок в шапочке лука выполняет танцевальные движения, а потом встаёт с детьми в общий круг.
Вот какой огород!
Здесь морковь у нас растёт.
Ты, морковь, не зевай,
В хоровод скорей вставай!
Дети хлопают в ладоши. Морковь пляшет, в конце танца встаёт в хоровод.
Вот какой огород!
И картошка здесь растёт.
Ты, картошка, не зевай,
В хоровод скорей вставай!
Дети хлопают в ладоши. Картошка пляшет, в конце танца встаёт в хоровод.
Далее дети поют про другие овощи.
infourok.ru
План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в средней группе .Тема: «Овощи на тарелке».
Конспект занятие по пластилинографии в средней группе
Тема: «Овощи на тарелке».
Цель:
учить скручивать жгуты в форме круга и овала по нарисованному контуру. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение овощей. Развивать образное восприятие.
Материал для занятия.
•Плотный картон с силуэтом овощей на тарелке, размер12 А4.
•Пластилин красного, желтого или зеленого.коричневого цветов.
•Овощи для рассмотрения и угощения детей.
•Салфетка для рук.
Ход занятия
Вот и закончилось веселое жаркое лето. Наступила осень. Пожелтела на лугу трава, листья окрасились в яркие цвета: желтый, оранжевый. Покраснели ягоды на рябине, в лесу много грибов, орехов; на болоте созревают брусника и клюква; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей, в садах на плодовых деревьях поспели фрукты. Попробуйте угадать название овощей, про которые я вам загадаю загадки
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
(Показывает картошку)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …(Показывает свеклу)
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (Показывает морковку)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? — (Показывает лук)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Показывает помидор)
Воспитатель. Молодцы, угадали все загадки (показывает поднос с овощами).
Воспитатель. Вы знаете, что можно приготовить из овощей?
Дети. Сварить суп.
Воспитатель. Верно, а еще можно приготовить вкусный и полезный овощной салат.
Это правда, что салат
Витаминами богат.
Нож у мамы длинный-длинный,
Мама режет сочный лук,
И летают витамины
Невидимками вокруг.
Воспитатель. Большой урожай в огороде, нужно его собрать. Мы сейчас отправимся все вместе в огород и соберем урожай.
Физкультминутка “ Ах, какой же урожай ”
.Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.
(руки развести в стороны, направив их движение к себе)
Воспитатель. Ох, какой большой урожай мы с вами собрали, отнесем маме, она сделает нам витаминный салат. А чтобы отблагодарить маму за вкусный салат, мы сделаем для нее открытку с изображением овощей на тарелке. Практическая часть.
Воспитатель. Давайте рассмотрим овощи по порядку. Какие они по форме?
Воспитатель. Правильно, помидор, свекла, лук, круглые с хвостиком, а картошка чуть – чуть продолговатая или овальная.
А каким цветом овощи? (при ответах детей воспитатель показывает овощи).
Воспитатель. Ну, что- же, вы можете приступать к работе, но сначала посмотрите, как буду делать я.
Отщипываю небольшой кусочек, скатываю жгутик между ладошками движением вперед ,назад. Прикладываю кончик жгута в центр силуэта овоща и начинаю обматывать вокруг, слегка прижимаю к основе. Получился красивый овощ. Таким образом мы делаем все овощи на тарелке.
По окончании работы педагог выставляет работы, чтобы их было видно всем детям.
nsportal.ru
Конспект занятие по пластилинографии в средней группе
Конспект занятие по пластилинографии в средней группе
Тема: «Овощи на тарелке».
Цель:
учить скручивать жгуты в форме круга и овала по нарисованному контуру. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение овощей. Развивать образное восприятие.
Материал для занятия.
•Плотный картон с силуэтом овощей на тарелке, размер12 А4.
•Овощи для рассмотрения и угощения детей.
•Салфетка для рук.
Ход занятия
Вот и закончилось веселое жаркое лето. Наступила осень. Пожелтела на лугу трава, листья окрасились в яркие цвета: желтый, оранжевый. Покраснели ягоды на рябине, в лесу много грибов, орехов; на болоте созревают брусника и клюква; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей, в садах на плодовых деревьях поспели фрукты. Попробуйте угадать название овощей, про которые я вам загадаю загадки
И зелен, и густ на грядке вырос куст.Покопай немножко: под кустом …(Показывает картошку)
Хотя я сахарной зовусь,Но от дождя я не размокла,Крупна, кругла, сладка на вкус,Узнали вы, кто я? …(Показывает свеклу)
Корешок оранжевый под землей сидит,Кладезь витаминов он в себе хранит,Помогает деткам здоровее стать,Что это за овощ, можете сказать? (Показывает морковку)
Он никогда и никогоНе обижал на свете.Чего же плачут от негоИ взрослые и дети? — (Показывает лук)
В огороде вырастаю.А когда я созреваю,Варят из меня томат,В щи кладутИ так едят. (Показывает помидор)
Воспитатель. Молодцы, угадали все загадки (показывает поднос с овощами).
Воспитатель. Вы знаете, что можно приготовить из овощей?
Дети. Сварить суп.
Воспитатель. Верно, а еще можно приготовить вкусный и полезный овощной салат.
Это правда, что салатВитаминами богат.Нож у мамы длинный-длинный,Мама режет сочный лук,И летают витаминыНевидимками вокруг.
Воспитатель. Большой урожай в огороде, нужно его собрать. Мы сейчас отправимся все вместе в огород и соберем урожай.
Физкультминутка “ Ах, какой же урожай ”
.Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой у
educontest.net
Конспект занятия по лепке(пластилинография) для детей 4-5 лет. Тема занятия «Фрукты в тарелочке»
Конспект занятия по лепке(пластилинография) для детей 4-5 лет.
Тема занятия «Фрукты в тарелочке»
Цель: Продолжать знакомить с нетрадиционной художественной техникой изобразительного искусства – пластилинография;
Познакомить детей с одним из жанров живописи – натюрмортом.
Задачи: 1. Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях.
2. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту.
3. Формировать умение выразительности, через более точную передачу формы, цвета, величины предметов .
4. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приёмов работы с пластилином: раскатывание, сплющивания, размазывание.
5. Воспитывать желание помочь другим.
Материалы и оборудование: игрушка Ёжик, муляжи фруктов, круглая тарелка, картон А3, набор пластилина, стека, салфетка для рук, доска для лепки.
Ход занятия
1. Игровая мотивация. Дети сидят за столом. Воспитатель показывает игрушку ежика.
Воспитатель: Повстречался ежик мне,
Нес он фрукты на спине.
Добрый день, колючий еж!
Далеко ли ты живешь?
Ежик глазками сверкнул
И в кусты скорей свернул,
Зашуршал сухой листвой,
Приглашая в домик свой.
Воспитатель: А зачем ежик нес фрукты в свой домик?
Дети: Он делает запасы на зиму.
Воспитатель: Что же у ежика в корзинке, отгадайте:
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
Воспитатель: Правильно ребятки, это- яблоко. Давайте послушаем следующую загадку:
Что за фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?
(груша)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет …
( Банан)
(Воспитатель показывает муляжи фруктов)
Воспитатель: Какие красивые фрукты у ежика! (Воспитатель задает вопросы, дети на них отвечают)
— Какого они цвета?
— Какой формы?
Воспитатель: Давайте разложим фрукты на тарелочку.
Замечательный натюрморт получился! А вы знаете, что такое натюрморт?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Вот послушайте
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу
Или груши, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… (натюрморт)
(Воспитатель показывает рисунки).
Воспитатель: А наш натюрморт состоит из яблока, груши и банана, которые лежат в тарелочке.
Воспитатель: Ежику очень понравился этот натюрморт. Но он что-то заскучал, давайте с ним поиграем.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли ёжики гулять, (шагают)
А с лисой столкнулись,
Клубочками свернулись (приседают, обнимая себя за колени)
Практическая часть.
Воспитатель: Ребята ежику пора возвращаться в свой домик. Давайте на память ежику нарисуем красивые натюрморты. А рисовать мы будем пластилином .
Перед вами лежит лист картона на котором уже сделана заготовка-тарелочка с фруктами.
Для изображения яблока раскатать шарик красного цвета. Положить готовый шарик на середину силуэта яблока и слегка нажать, растянуть края шарика, размазать до границы силуэта, если вышли за пределы или не ровно размазали, то поправляем при помощи стеки, убираем лишний пластилин.
Для груши раскатать шарик зеленого цвета. Положить шарик на силуэт груши и прижать, края растянуть до краёв контура, лишний пластилин убрать при помощи стеки, сгладить края и линию двух частей пальчиками.
Для банана скатать жёлтую колбаску, прижать слегка на силуэт и размазать края.
Воспитатель: Давайте с вами еще раз повторим, с чего начнём работу (дети проговаривают этапы работы).
Самостоятельная деятельность.
Во время работы провести разминку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
выставляют вверх большие пальчики обеих рук.
Приходили прямо к дому, указательный и средний
поочередно называемые пальчики соединяются с большими, на обеих руках одновременно
Безымянный и последний – сам мизинец — малышок
Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучали на порог.
Кулачки стучат друг о друга
Вместе пальчики – друзья,
Ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.
Итог занятия
Воспитатель: Замечательные натюрморты у вас получились! Какие фрукты нарисовали? (Ответы детей)
Дети, вам сегодняшнее занятие понравилось?. (Ответы детей)
Но, а теперь нам пора попрощаться с ежиком. Давайте все вместе дружно скажем до свидания.
infourok.ru
План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа): Конспект занятия по лепке в средней группе «Овощи»
Конспект занятия по лепке в средней группе
«Овощи»
Программное содержание:
Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.
Закрепить прием приглаживания.
Лексическая работа: познакомить детей с понятием «ярмарка»; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей.
Воспитывать у детей уважение к труду, самостоятельность.
Подготовка к занятию:
Рассматривание с детьми разные, натуральные овощи, пение песни «Собираем урожай»
Материалы:
Пластилин, дощечка, стека, натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.
Организация детей и методика проведения занятия:
1 часть:
— Ребята, наступило время, когда овощеводы и дачники собрали свой богатый урожай овощей. Излишки урожая они повезли на овощную ярмарку. Кстати, вы знаете, что такое «ярмарка»? Это специально отведенное место, куда съезжаются колхозники со своим урожаем. Ярмарка обычно проводится осенью, чтобы люди заготовили овощи на долгую зиму. — Мы с вами тоже должны заготовить овощи в детский сад на зиму, чтобы повара готовили нам вкусную еду, поэтому тоже отправляемся на ярмарку. — Но так как мы с вами еще не работаем, и у нас нет денег, то я думаю, что мы сможем приобрести овощи за интересные загадки, которые мы будем загадывать продавцам. Пожалуйста, начинайте загадывать.
Загадки про овощи:
1. В огороде вырастаю. 2. Он никогда и никого
А когда я созреваю, Не обижал на свете.
Варят из меня томат, Чего же плачут от него
В щи кладут И взрослые, и дети? /Лук/
И так едят. /Помидоры/
3. Летом – в огороде, 4. За кудрявый хохолок
Свежие, зеленые, Лису из норки поволок.
А зимою – в бочке, На ощупь очень гладкая,
Крепкие, соленые. /Огурцы/ На вкус, как сахар, сладкая.
/Морковь/
— А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим овощи, которые мы купили. Обведите их пальчиками по контуру, и скажите, какой формы ваши овощи?
помидор, лук — круглые;
огурец-овальный;
морковь – удлиненная.
-Напомните, пожалуйста, какого цвета ваши овощи?
Помидор – красный;
огурец – зеленый;
морковь – оранжевая;
лук — коричневый.
-Правильно вы все сказали, ребята, молодцы. Только этих овощей недостаточно для всего детского сада, зима ведь длинная. Как быть? /Слепить еще/.
Физминутка «Овощи»
Мы капусту рубим, рубим, /движения ребром ладони вверх-вниз/ Мы морковку трем, трем. /движения ладонями вперед-назад/ Мы морковку солим, солим, /круговые движения пальцами/ Мы морковку жмем, жмем. /сжимание ладоней в кулачки/
— А сейчас, ребята, приготовьте себе корзину и наполните ее овощами.
/самостоятельная деятельность детей/
2 часть:
Индивидуальная работа с детьми:
Инд. Показ на материале педагога;
Дополнительное рассматривание образцов.
3 часть:
— Теперь я предлагаю выставить ваши вылепленные овощи на стол и полюбоваться их разнообразием и изобилием. Посмотрите внимательно на работы друг друга и выскажите свое мнение, чьи овощи вам понравились больше всех и почему?
— А сейчас, ребята, наступает самый приятный момент: мы будем дегустировать /пробовать на вкус/ овощи, которые купили на овощной ярмарке. Попробуйте по кусочку разных овощей и скажите, какого они вкуса?
Лук, чеснок – острый,
Помидор – сладко-кислый,
Огурец – хрустящий,
Морковь– сладкая.
— Ребята, я думаю, что повара скажут вам большое спасибо за купленные овощи. Теперь мы обеспечены витаминами на всю зиму. Спасибо вам за работу.
nsportal.ru
План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект занятия пластилинографии в средней группе «Созрели яблочки в саду»
Конспект занятия по пластилинографии в средней группе
“Созрели яблочки в саду”.
Цель:
•Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева.
•Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
•Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).
•Развивать образное восприятие.
Материал для занятия.
•Плотный картон с силуэтом дерева, размер12 А4.
•Пластилин кранного, желтого или зеленого цветов.
•Яблоки для рассмотрения и угощения детей.
•Салфетка для рук.
Ход занятия
Вот и закончилось веселое жаркое лето. Наступила осень. Пожелтела на лугу трава, листья окрасились в яркие цвета: желтый, оранжевый. Покраснели ягоды на рябине, в лесу много грибов, орехов; на болоте созревают брусника и клюква; животные и птицы делают запасы на зиму; с полей и огородов собирают урожай овощей. А в садах на плодовых деревьях поспели фрукты. Попробуйте угадать название фрукта, про который я вам загадаю загадку.
Круглое румяное
Я росту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Дети. Яблоко.
Воспитатель. Молодцы, угадали, это яблочко (показывает яблоко).
Росла, росла яблонька
Подросла.
Цвела, цвела яблонька.
Отцвела.
Отряхнула яблонька
Свой наряд-
И поспели яблочки для ребят.
Воспитатель. Вы знаете, что можно приготовить из яблок?
Дети. Сварить компот.
Воспитатель. Верно, а еще можно приготовить вкусное яблочное повидло и испечь пирог с яблоками.
Яблоки румяные, в них медовый сок.
Испечет нам мама яблочный пирог.
Вкусный и душистый выйдет пирожок
С золотистой коркой съешь его дружок.
Воспитатель. Большой урожай на яблоньке, тяжело веточкам держать столько плодов. Мы сейчас отправимся все вместе в сад и поможем яблоньке, освободится от яблок.
Физкультминутка “ Вот так яблонька”.
Вот так яблоко, оно соку — Сладкого полно, Стал ветер веточку качать И трудно яблочко достать Подпрыгну, руку – Протяну И быстро яблоко сорву! | качание руками из стороны сторону. Прыжки на двух ногах, одновременно поднимая то левую, то правую руку вверх. ходьба на месте. |
Воспитатель. Ох, какой большой урожай мы с вами собрали, отнесем маме, она испечет нам пирожки. А чтобы отблагодарить маму за вкусные пирожки, мы сделаем для нее открытку с изображением яблоньки. Деревце у нас с вами есть, не хватает спелых яблок.
Практическая часть.
Воспитатель. Давайте рассмотрим яблоко. Какое оно по форме?
Дети. Круглое.
Воспитатель. Правильно, яблоко круглое похоже на шарик.
А каким цветом яблоко?
Дети. Красное.
Воспитатель. А еще, каким цветом бывают яблоки.
Дети. Желтого, зеленого.
Воспитатель. (При ответах детей воспитатель показывает яблоки: красного, желтого, зеленого цвета). Молодцы. Правильно. Но на одном дереве плоды только одного цвета, но разного размера – большие и маленькие. Посмотрите на яблоньки. Каким цветом плоды на первой яблоне?
Дети. Красного.
Воспитатель. Правильно. А на второй, яблоне, каким цветом плоды?
Дети. Желтого
Воспитатель. Молодцы. А на третьей яблоне, каким цветом яблоки?
Дети. Зеленого.
Воспитатель. Правильно. Вы уже выбрали, каким цветом будете делать плоды, но сначала посмотрите, как буду делать я.
Отщипываю небольшой кусочек, скатываю шарик между ладошек круговым движением. Прикладываю к кроне дерева и слегка прижимаю к основе – сплющиваю. Получилось красивое яблочко. А теперь вместе. Отщипните небольшой кусочек пластилина, и скатайте шарик. Маленькие шарики можно скатывать пальчиками прямо на дощечке круговым движением. Молодцы, шарики – яблочки положите на крону дерева в любое место и слегка прижмите к основе – сплющите.
Все правильно, сделать так надо несколько раз. На яблоне созрело много яблок. Заполните яблоками все пространство кроны, положите несколько под яблонькой – плоды упали.
По окончании работы педагог выставляет работы, чтобы их было видно всем детям.
Воспитатель. Ах, как много яблочек созрело у вас на деревьях. Получился большой плодовый сад, давайте выйдем в сад погулять.
Физкультурная разминка.
“Яблоки в печали ветками качали”.
Наши яблочки как мед,– А никто их не берет. Тут одно висеть устало,– На зеленый луг упало. Покатилось по дорожке прямо Машеньке под ножки. Маша яблоко нашла. Маша красное взяла. Покрутила, повертела И….съела! | качать руками влево- вправо над головой. присесть на корточки. вращательные движения руками над головой. Встать прямо, соединить Подушечки пальцев правой и левой рук так, чтобы получился “шарик”. Качание вперед – назад перед собой. |
Конспект занятие по пластилинографии в средне группе
“Ёлка новогодняя огоньками светится”.
Цель: 1.Расширять знаний детей об истории новогоднего праздника.
2.Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации).
3.Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику рисования – пластилинографию.
4.Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.
Материал для работы: Плотный картон с силуэтом елки, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук.
Ход занятия.
1.Организационная часть.
Педагог проводит словесную игру (стихи Е. Благининой):
Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
Скоро праздник… (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от… (елки).
Ветви слабо шелестят
Бусы яркие… (горят).
И качаются игрушки –
Флаги, звездочки… (хлопушки).
— О чем мы с вами сейчас будем говорить? Без чего не бывает Нового года? (Елки, Деда мороза, Снегурочки).
Конечно, ну, какой же Новый год без ёлки? Представить себе новогодний праздник без лесной красавицы, наверное, невозможно. Запах свежей хвои и смолы, разноцветные гирлянды, шары, серпантин и непременно звезда на макушке ели. А ведь история ёлки в России насчитывает всего-то около полутора сотен лет. В это трудно поверить, зная богатство русских лесов: ёлку с уверенностью можно назвать хозяйкой русского леса наряду с рябинками и березками.
— А когда появилась традиция праздновать Новый год с елкой? Кто знает?
Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать 1 января встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.
— Как вы думаете, почему именно елку стали украшать в Новогоднюю ночь?
Ель издавна играла заметную роль в культурной традиции. С природными свойствами ели связаны представления о храбрости, смелости, доходящей до безрассудства. Одновременно ель была символом верности, бессмертия, долголетия. Величественность дерева говорила о надменности и царских достоинствах.
— Чем принято украшать елку? (ответы детей)
В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно — примерно сто лет назад. Макушку елки венчала звезда. (Показ картинок с изображением новогодних елок)
А вот как рассказывает о лесной красавице в своем стихотворении Раиса Кудашева
Ёлка
Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор
— А давайте и мы на мгновенье отправимся на новогодний праздник и немного поиграем.
Пальчиковая игра.
На елке.
В. Волина
Мы на елке веселились, | (Ритмичные хлопки в ладоши). («Шагать» средним и указательным пальцем по столу). |
Дал большущие пакеты, | (Ритмичные хлопки в ладоши). |
2.Практическая работа.
Долго придется нам ждать до следующей зимы, чтобы вновь полюбоваться сказочным нарядом лесной красавицы. Поэтому сегодня предлагаю вам изобразить при помощи пластилина новогоднюю елку.
Этапы изготовления.
1. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, выложить ими контур елки. А затем заполнить пластилином этого же цвета внутри готового силуэта. Взять немного белого пластилина и сделать мазки (иней) поверх веток елки.
2. Та же работа проводится с видимым стволом елки.
3. Украсить елочку разноцветным бисером, блестками и бусинами.
В ходе работы провести физкультурную минутку.
Физкультурная минутка.
Ёлочка
У маленьких детишек ёлочка большая | (Руки вверх) |
Не коли нас, ёлочка, | (Грозят пальчиком). |
3.Заключительная часть.
Ваша картинка с елочкой может быть подарком для родителей, бабушек и дедушек, друзей. А может просто стать украшением комнаты к Новогоднему празднику.
Маленькая ёлочка
В. Шипунова
На пушистой ёлочке
Сказочный наряд:
Колкие иголочки
Серебром горят.
Ёлке очень нравится
Мишура цветная.
Наша ты красавица,
Гостьюшка лесная!
nsportal.ru
Методическая разработка (средняя группа) на тему: Пластилинография
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии»
Выполнила :
Воспитатель Шаравина А.Е.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет освоить ребенку объём, сделать картинку рельефной и живой.
С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить, но не каждый знает о том, что пластилином можно рисовать.
Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Инструменты и материалы для работы с пластилином просты и не требуют больших затрат.
Я начала свою работу по обучению детей отдельной технике нетрадиционного рисования – пластилинографии или рисование пластилином в сентябре 2018 года
Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином. Своими знаниями я поделилась с родителями, проведя несколько консультаций и бесед.
Например, такие: ● Важные секреты по работе с пластилином.● Как выбрать пластилин, его разновидность.● Занятия с пластилином в домашних условиях.● Пластилиновая картина – процарапывание по пластилину.
Особенно много полезного я узнала из серии книг Давыдовой Галины Николаевны. В её книгах разработаны занятия с раннего возраста до подготовительной группы по различным темам, это помогло мне как в проведении данных занятий, так и в разработке своих.
Мой небольшой, пока еще, опыт по работе над данной темой уже показывает, что одним из наиболее важных условий развития художественного творчества является разнообразие и вариантность, новизна обстановки, а так же необычное начало работы и возможность выбора. Все это обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Исходя из этого, я выделила себе основные цели и задачи обучения детей пластилинографии:
● Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
● Освоение новых приемов (скатывание, надавливание, размазывание и создание с помощью различных приемов сюжетных картин).
● Обучение умению ориентироваться на бумаге.
● Развитие мелкой моторики рук.
● Ознакомление с окружающим миром.
● Развитие эмоций и фантазий.
В работе с детьми мною применяются разнообразные методы с учётом индивидуальных особенностей детей:
Наглядные – наблюдение, показ, образец;
Словесные – беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснения, поощрение;
Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.
Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинала обучение с наиболее простых, таких как:● рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;● рисование мазками;● заполнение фрагментов картинки пластилиновыми шариками.
Более трудоёмкие и требующие усидчивости занятия:● процарапывание по пластилину● вырезание отдельных заранее картин, дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимательности и усидчивости, поэтому в середине занятия мы проводим физкультминутку. Дети с удовольствием занимаются, но еще больше удовольствие получают от выполненной своими собственными руками поделки.
�Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно- эстетической; по функциональному предназначению — художественно –прикладной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной.
Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручнойумелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании — карандаш и кисть, в аппликации — ножницы и кисть, в лепке — стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности — обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности- индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности — развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности — решение поставленных задач в системе кружковой работы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
— развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
— способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
— формировать и развивать навыки ручного труда;
— воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
— воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира;
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИобразовательной программы «Пластилинография»- 1 год.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
— Освоить прием надавливания.
— Освоить прием вдавливания.
— Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
— Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
— Научиться не выходить за контур рисунка
— Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
— Использовать несколько цветов пластилина
— Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
— Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
— Научиться доводить дело до конца
— Научиться аккуратно, выполнять свои работы
— Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
— Научиться действовать по образцу воспитателя
— Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
— Самостоятельно решать творческие задачи.
— Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
— Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Тематика занятий отражена в трех направлениях:
изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
создание сказочного мира, сказочных образов.
Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:
выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)
одной темы многократно и поэтапно;
нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
1.Вводная часть:организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).
2.Основная часть:объяснение и практическая деятельность.
3.Заключительная часть:пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.
По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (11-12 человек), индивидуальная.
По дидактической цели — комбинированные формы занятий.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
Занятия проводятся 4 раза в месяц с сентября по май, длительностью для детей
средней группы- 20 мин;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др
Работа с родителями .
В работе с родителями применяю самые разнообразные формы работы.
1. Индивидуальные консультации
2. Родительское собрание
3. Стендовая информация
4. Раздаточная информация (брошюра)
5. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей
Календарно-тематический план занятий по пластилинографии
с детьми средней группы
Неделя
Тема
Программное содержание
Сентябрь
1-я
«Вылепи игрушку»
Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой
2-я
«Северное сияние»
Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой
3-я
«Яблоки поспели»
Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе
4-я
«У меня в цветнике звездочки зажглись»
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы
Октябрь
1-я
«Грибы-грибочки выросли в лесочке»
Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму
2-я
«Улитка-улитка, высунь рожки, ступай по дорожке»
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания)
3-я
«Божья коровка,
улети на небо»
Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы
4-я
«Золотая рыбка»
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество
Ноябрь
1-я
«Подарок для Хрюши» (И. А. Лыкова «Лепим сказку» Г.Н. Давыдова » Пластилинография. Анималистическая живопись»)
Закреплять представления детей о домашних животных, особенностях их внешнего вида. Продолжать знакомить со свойствами пластилина. Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета, изображений мелких деталей объекта. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать желание дарить подарки
2-я
«Осень золотая»
Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Развивать мелкую моторику рук
3-я
«Кругом цветные зонтики раскрылись под дождем»
Формировать интерес к осенним явлениям. Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Стимулировать активную работу пальцев рук
4-я
«Жил на свете кот котишка по прозванью хитрый Тишка»
Формировать у детей обобщенное понятие о домашних животных – кошках: живут дома, бывают разных окрасов, имеют когти, усы и т. д. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного, передавать их природные особенности и цвет. Продолжать учить пользоваться стекой, передавать структуру шерсти животного
Декабрь
1-я
«Белая снежинка мне на ладошку села»
Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина
2-я
«Снеговик»
Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал
3-я
«Новогодние шары так прекрасны и важны»
Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика
4-я
«Елка новогодняя огоньками светится»
Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук
Январь
1-я
«Зимняя картина»
Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого
2-я
«Яблоки на тарелочке»
Ознакомить детей с понятием «натюрморт». Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие
3-я
«Вот что я умею»
(самостоятельная
деятельность детей)
Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других
4-я
«Белая, ах какая белая зима!»
Обобщить с детьми признаки зимы. Рассмотреть деревья после снегопада и посредством пластилинографии изобразить их на картине
Февраль
1-я
«Кактус в горшке»
Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности
2-я
«За окошком снегири»
Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер
3-я
«Галстук для папы»
Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы
4-я
«Сердечки» (самостоятельная работа детей)
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук
Март
1-я
«Мы веселые матрешки»
Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов
2-я
«Мир похож на цветной луг» (коллективная работа детей)
Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Продолжать развивать познавательный интерес к природе, живым цветам. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков. Продолжать развивать глазомер и цветовосприятие
3-я
«Подводное царство»
(коллективная работа)
Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление
4-я
«Розы для принцессы»
Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности
Апрель
1-я
«Душистый снег»
Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина, композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином
2-я
«Волшебное яичко»
Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия
3-я
«Весна идет, весне дорогу»
Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук
4-я
«Проснулись жуки, червячки и другие насекомые»
Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию
Май
1-я
«Не стареют душой ветераны»
Провести беседу с детьми о защитниках нашей Родины. Предложить выполнить портрет ветерана в технике пластилинографии. Поощрять детей за дополнительные детали в работе. Оформить выставку пластилиновых картин
2-я
«Веселый зоопарк»
Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ «Наш веселый зоопарк»
3-я
«Незабудки»
Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук
4-я
«Земляника»
Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином
Литература:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.
2 Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография., 2008. – 52 с.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.
4. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. — 111 с.
5 Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178 с.
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.
7. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.
8. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: «Внимание: дети!» 2009.
Заключение
Целью моей работы явилось выявление возможностей использования комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии как средства развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста.
Результатом выполненной работы считаю следующее:
1. На основе анализа психолого — педагогической литературы выявлены особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
2. Проведена диагностика развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
3. Предполагаемые возможности пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста подтвердились.
Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.
Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук средствами пластилинографии и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.
nsportal.ru