пошаговая схема вязки с видео
Прямой узел – это самый известный человечеству и самый популярный в мире узел. Он применяется для связывания двух веревок (канатов), как правило, равного диаметра и одного материала. Также, это самый древний известный узел.
Археологи нашли доказательства, того что прямой узел был известен еще в Древнем Египте эпохи Древнего Царства (2900 лет до н.э.). В Древней Греции этот узел носил особое название Nodus Hercules или «Узел Геркулеса». Считалось, что мифический герой Геркулес именно таким узлом связывал на своем торсе шкуру побежденного ним Немейского лева. Сам по себе узел представлял (проще не придумаешь) два связанные в противоположные стороны друг с другом полуузла разных веревок. Прямой узел стал основой для формирования новых туристических типов узлов для связки двух веревок.
Применение прямого узла
Говорить о применении прямого узла можно очень долго. Такой узел используется везде, где только можно. С помощью него крепятся между собой веревки, канаты, тросы, кабели, (не проводимые электричесво), лески, нити и прочее. Прямой узел еще с самих давних времен применяется на кораблях, в канатных мостах, в бытовой жизни, на производстве, альпинизме и туризме. Очень часто прямым узлом пользуются для удлинения веревки (связывая две короткие части) или во время разрывов. Данный узел — совершенный, он всегда выручал человечество, и применялся, где только это было возможно.
Завязывание прямого узла
а) обычный способ вязки; б) – морской способ вязки; в) – ткацкий способ вязки; г) – морской способ развязывания
Существуют различные способы завязывания прямого узла. Наиболее распространенным является классический способ:
- Берем ходовые концы двух разных веревок;
- Одним концом оплетаем раз конец другой веревки;
- Берем ходовой конец другой веревки и делаем открытую петлю;
- Другим концом через отверстие петли протягиваем веревку, оплетая первый конец между первым переплетом и окончанием веревки;
- Затягиваем узел за оба концы;
- Прямой узел связан!
Быстроразвязываемой модификацией данного узла является рифовый узел.
Видео
Видео о том, как вязать прямой узел:
как завязать, простая и понятная схема
Этот простой и древний связующий узел также известен под названиями узел Геркулеса, узел Геракла, плоский или рифовый узел. Он помогает зафиксировать веревочку вокруг любого предмета, а также с его помощью создаются уникальные дизайны украшений.
История прямого узла
История узла начинается с 1794 года. Этот узел использовался на протяжении веков моряками для рифления парусов, отсюда и название − рифовый, и связывания вещей на борту корабля. С другой стороны, название плоский или квадратный существует с 1841 года в соответствии с современными морскими книгами.
Как выглядит прямой узел?
Квадратный узел может соединить 2 веревки одинакового размера. Это первый узел, с помощью которого дети учатся завязывать шнурки. Он похож на бант и выглядит очень ненадежно. Прямой узел не очень надежен, уровень его развязывания составляет около 45%. Однако, это не мешает тем, кто его использует, ведь он очень простой и быстрый в завязывании.
Прямой узел состоит из двух половинных узлов, один слева и один справа, где один привязывается поверх другого. Узел уникален тем, что он может быть связан и затянут с обоих концов. Также существуют вариации прямого узла, такие как полупрямой узел и двойной прямой узел. Полупрямой отличается тем, что вяжется при помощи одного пересечения двух веревок, а двойной наоборот – при пересечении четырех.
Хотя рифовый узел часто используется для связывания двух веревок, он не рекомендуется для этой цели из-за потенциальной нестабильности. Клиффорд Эшли, который составил энциклопедию узлов утверждал, что неправильно используемые рифовые узлы вызвали больше смертей и травм, чем все другие узлы вместе взятые.
Для чего используется прямой узел?
Прочитав историю узла, вы наверняка догадались, что данный узел был придуман моряками, поэтому и получил одно из названий – рифовый. Он используется для того, чтобы связать два конца одной линии таким образом, чтобы они закрепили что-то, например, связку объектов, которые вряд ли будут сильно двигаться. Моряки же начали применять его для скручивания парусов.
Кроме того, прямой узел также может выручить вас во время кемпинга, вязания крючком или спицами, скалолазания и даже верховой езды.
Прямым узлом могут быть завязаны шейные платки в военно-морской форме, пояса каратэ, бейсбольные перчатки, треугольные бинты, лямки, носовые платки, банданы. С помощью рифового узла можно связать браслеты, использовать его для узоров в макраме, изготовления флисовых одеял, колец для салфеток, повязок.
Преимущества и недостатки прямого узла
После подробного описания узла сделаем выводы и выявим его плюсы и минусы. Это поможет понять, где лучше его использовать и чего ждать.
Преимущества прямого узла незначительные:
- легко и быстро завязывается;
- изящно выглядит;
- легко развязать обратно.
А вот к недостаткам следует присмотреться:
- он может соскальзывать и развязываться. Следовательно, не должен быть использован как загиб;
- подходит только для незначительных задач. Небезопасно использовать его для связывания тяжелых грузов, а также для сохранения жизни, например, в альпинизме.
Как завязать прямой узел?
Приступая к тренировкам по завязыванию прямого, рифового или квадратного узла, расчитывайте, что с первого раза у вас все обязательно получится. Как, например, узел Восьмерка, вяжется также легко и его сразу освоит даже новичок, которому необходимо привязать основную леску к поводку перед походом на рыбалку.
1. Возьмите две прочные и нескользкие веревки и положите их рядом и параллельно друг другу.
2. Затем положите их одну поверх другой, как будто пересекая их.
3. Просуньте конец одной веревки под другую, как показано на картинке.
4. Протяните этот же конец веревки вверх, чтобы образовать половину узла.
5. Теперь снова пересеките два конца одной и второй веревки, чтобы начать делать вторую половину прямого узла.
6. Плотно потяните за концы, чтобы завязать прямой узел.
Завязав узел, полностью оправдываются все его преимущества: он действительно очень прост, универсален и изящен. Не забывайте о том, что лучше применять узел в повседневных делах, но ни в коем случае не для фиксирования каких-то важных вещей или для занятий альпинизмом.
Надеемся, что помогли вам пополнить копилку умений по вязанию узлов, а схема прямого узла была понятна и проста. Сделаем акцент, что в рыбалке вы можете с легкостью применять данный узел как для снастей, так и для другого инвентаря, чтобы облегчить занятие любимым хобби. Скорее примените полученные умения на деле!
velesovik.ru
как вязать и для чего применяется
Для связывания двух веревок одинакового диаметра и из одного материала используется прямой узел. Это самый простой, и в то же время самый древний тип соединения, который использовался нашими предками еще несколько тысяч лет назад.
Несмотря на древность, этот узел широко используется и в современном мире. В этой статье мы рассмотрим его основные характеристики, преимущества и недостатки, а также приведем детальную пошаговую инструкцию по его вязанию.
Основные характеристики прямого узла
Самый обычный прямой узел отличается простотой вязки, но при этом он позволяет надежно соединить между собой две веревки одинакового диаметра. Несмотря на то, что данный тип соединения был придуман еще несколько тысяч лет назад нашими предками, он не утратил своей актуальности и в современном мире (рисунок 1).
Рисунок 1. Внешний вид соединения и способы его вязкиЭто объясняется надежностью конструкции, простотой ее вязки и широкой сферой применения готового соединения. Но перед тем, как научиться вязать прямой узел, стоит уделить внимание истории его возникновения, а также плюсам и минусам конструкции.
История возникновения
Современные археологи установили, что впервые вязать прямой узел научились древние египтяне, так как подобные находки были обнаружены в гробницах фараонов. Но не исключено, что данный способ соединения веревок использовался и в других цивилизациях.
Древние греки и римляне называли этот узел геркулесовым или геракловым, так как, по легенде, мифический герой Геракл завязывал с его помощью шкуры убитых львов у себя на груди.
Интересно, что простой прямой и двойной узел нашел широкое применение и в Древнем Риме. С его помощью сшивали раны, а также использовали данный тип соединения для лечения переломов костей.
Но гораздо чаще прямой, как и брамшкотовый узел, использовался в морском деле. Во время шторма морякам требовалось быстро уменьшить площадь парусов, чтобы судно могло противостоять сильным порывам ветра. Схожий тип соединения использовали и ткачи. При этом интересно, что и у ткачей, и у моряков были свои варианты прямого узла. В последнем случае веревки связывали так, чтобы они не могли развязаться при намокании, так как обычная конструкция с легкостью распускается всего за несколько секунд.
Несмотря на существование огромного количества модификаций, самый обычный прямой тип веревочного соединения считается одним из самых популярных туристических узлов.
Плюсы и минусы узла
Прямой узел считается предком всех современных туристических, альпинистских и рыболовных узлов (рисунок 2).
nowifi.ru
Прямой узел — это… Что такое Прямой узел?
Прямой узел | |
---|---|
Прямой узел | |
Каноническое название | Прямой узел |
Синонимы | Гераклов узел |
Категория | Соединяющие узлы |
Эффективность | ~ 40% |
Происхождение | Древнее |
Родственные узлы | адмиралтейский узел, хирургический узел, бабий узел, тёщин узел |
Развязываемость | Легко при использовании специальных приёмов |
Применение | Универсальный |
Недостатки | На синтетических тросах и на тросах разной толщины ненадёжен |
Книга узлов | 1204, 1402 |
Прямой узел — верёвочный узел для соединения (связывания) верёвок и тросов.
Представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны.
Достаточно надёжен на верёвках из растительных материалов с прихваткой при не сильных тягах, на синтетических тросах без прихватки свободных концов крайне ненадёжен. Связывание двух веревок разного диаметра данным узлом запрещается, так как тонкая веревка под нагрузкой рвет толстую. Имеет тенденцию к саморазвязыванию, когда веревка нагружена. На обоих концах обязательны контрольные узлы.
Древние греки и римляне называли его геракловым узлом.
Внимание! Запрещено вязать полуузлы в одну сторону. Такой узел называется бабьим и крайне ненадёжен.
В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу». В другом месте своей книги Ашлей пишет: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых.
Из-за использования для связывания риф-сезней прямой узел прежде иногда именовали рифовым, что создаёт путаницу.
Использование прямого узла для рифления парусов связано с тем, что он сравнительно легко и быстро развязывается, будучи даже сильно затянутым. Для этого достаточно резко дёрнуть за ходовой и коренной концы одного из тросов. Прямой узел после этого трансформируется в коровий узел, скользящий по второму тросу. Другой способ лёгкого развязывания заключается в том, что перед затягиванием узла между его полуузлами вставляется какой-либо предмет, который перед развязыванием вынимается.
Похожие узлы
Ссылки
dic.academic.ru
Как правильно завязать прямой узел?
Прямой узел — один из самых простых морских узлов, с которого и стоит начинать постигать наузистику (науку «узловязания»).
История:
Раньше на судах с помощью прямого узла в сильный ветер матросы уменьшали площадь парусов — этот процесс назывался «рифлением парусов», а узел, соответственно, «рифовым». Завязывался он предельно просто и быстро, а также был достаточно надежен для своей цели, за что и получил большую популярность. Рифовый узел немного отличался от современного прямого узла. Эту незначительную разницу видно на рисунке:
Применение:
Главное назначение прямого узла — связывание двух веревок одинакового диаметра. Почему именно одинакового? Если прямым узлом связать две веревки разной толщины, то под нагрузкой узел «поползет». Под сильной нагрузкой даже на одинаковых по толщине веревках прямой узел может ползти — этому способствуют «скользкие» материалы, из которых изготовлены современные веревки, влага и сама геометрия узла. Чтобы узел не полз, необходимо завязывать контрольные узлы с каждой стороны от прямого узла. Как на этой картинке:
Как правильно завязать:
Казалось бы — такой простой узел, где здесь можно ошибиться! Но за этой внешней простотой скрывается большая опасность. Американский моряк Клиффорд Эшли, написавший самую известную книгу об узлах (The Ashley Book of Knots), вот что в ней пишет про прямой узел: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Посмотрите на две фотографии ниже — на одной из них прямой узел завязан правильно, а на другой нет. Как вы думаете, на какой?
Как можно заметить, узлы завязаны и выглядят практически одинаково. Небольшая разница только в том, что на первой фотографии ходовые (короткие) концы выходят в одну сторону, а на второй — в разные. Это и есть одна из самых опасных и незаметных ошибок при завязывании прямого узла! Узел правильно завязан на первой фотографии, где оба ходовых конца выходят в одну сторону! Если нагрузить узел на второй фотографии, то он мгновенно протравит веревку и развяжется!
Использование в альпинизме:
Как известно, почти все альпинистские узлы имеют морское происхождение, т.к. мореплавание значительно старше альпинизма. Но не все морские узлы нашли применение в альпинизме. Прямой узел — как раз один из таких узлов и в альпинизме не используется. Для связывания двух веревок одинакового диаметра в альпинизме используется узел «грейпвайн».
Где же тогда использовать прямой узел?
Если у вас нет парусной яхты, то использовать прямой узел вы сможете в быту — везде, где до этого завязали бы простой «кухонный» узел или бантик. В отличие от простого узла, прямой не затягивается так сильно — развязать его потом значительно проще, а также он более надежен (простой узел имеет свойство ослабевать и распускаться без постоянной нагрузки). Другими словами — в любой рядовой ситуации, где нужно связать две веревки, шнурка и т.д. Но никогда не пользуйтесь прямым узлом, если связываемые веревки являются элементом страховочной цепи (альпинизм) и от них зависит чья-то жизнь!
Прямой узел — один из самых простых морских узлов, с которого и стоит начинать постигать наузистику (науку «узловязания»).
История:
Раньше на судах с помощью прямого узла в сильный ветер матросы уменьшали площадь парусов — этот процесс назывался «рифлением парусов», а узел, соответственно, «рифовым». Завязывался он предельно просто и быстро, а также был достаточно надежен для своей цели, за что и получил большую популярность. Рифовый узел немного отличался от современного прямого узла. Эту незначительную разницу видно на рисунке:
Применение:
Главное назначение прямого узла — связывание двух веревок одинакового диаметра. Почему именно одинакового? Если прямым узлом связать две веревки разной толщины, то под нагрузкой узел «поползет». Под сильной нагрузкой даже на одинаковых по толщине веревках прямой узел может ползти — этому способствуют «скользкие» материалы, из которых изготовлены современные веревки, влага и сама геометрия узла. Чтобы узел не полз, необходимо завязывать контрольные узлы с каждой стороны от прямого узла. Как на этой картинке:
Как правильно завязать:
Казалось бы — такой простой узел, где здесь можно ошибиться! Но за этой внешней простотой скрывается большая опасность. Американский моряк Клиффорд Эшли, написавший самую известную книгу об узлах (The Ashley Book of Knots), вот что в ней пишет про прямой узел: «Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Посмотрите на две фотографии ниже — на одной из них прямой узел завязан правильно, а на другой нет. Как вы думаете, на какой?
Как можно заметить, узлы завязаны и выглядят практически одинаково. Небольшая разница только в том, что на первой фотографии ходовые (короткие) концы выходят в одну сторону, а на второй — в разные. Это и есть одна из самых опасных и незаметных ошибок при завязывании прямого узла! Узел правильно завязан на первой фотографии, где оба ходовых конца выходят в одну сторону! Если нагрузить узел на второй фотографии, то он мгновенно протравит веревку и развяжется!
Использование в альпинизме:
Как известно, почти все альпинистские узлы имеют морское происхождение, т.к. мореплавание значительно старше альпинизма. Но не все морские узлы нашли применение в альпинизме. Прямой узел — как раз один из таких узлов и в альпинизме не используется. Для связывания двух веревок одинакового диаметра в альпинизме используется узел «грейпвайн».
Где же тогда использовать прямой узел?
Если у вас нет парусной яхты, то использовать прямой узел вы сможете в быту — везде, где до этого завязали бы простой «кухонный» узел или бантик. В отличие от простого узла, прямой не затягивается так сильно — развязать его потом значительно проще, а также он более надежен (простой узел имеет свойство ослабевать и распускаться без постоянной нагрузки). Другими словами — в любой рядовой ситуации, где нужно связать две веревки, шнурка и т.д. Но никогда не пользуйтесь прямым узлом, если связываемые веревки являются элементом страховочной цепи (альпинизм) и от них зависит чья-то жизнь!
cityescape.ru
Прямой узел — Морские узлы. Справочник
Этот замечательный узел достоин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный, самый простой способ его вязки (рис. 25, а).
Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис. 25, б). Ткачи, которые применяют прямой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его особым, удобным им способом (рис. 25, в).
Автор книги берет на себя смелость заявить, что в толковании характеристики прямого узла и в рекомендациях по его применению, опубликованных во всех без исключения отечественных изданиях, была допущена грубая ошибка. Ее не исправили до сих пор, забыли о ней и уверовали в то, что этот узел «надежно служит для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины» и что «его очень трудно развязать, если он затянется».
Вот что сообщают нам о прямом узле современные морские справочники и учебники, изданные в нашей стране за последние годы.
«Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжениии намоканиипрямой узел затягивается и развязать его бывает очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел необходимо вставить «клевант» (Справочник по морской практике. М.: Воениздат 1969 с. 192). Почти то же самое говорится о прямом узле в атласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова «Судовые такелажные работы» (М.: Транспорт, 1975, с. 3): «Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш».
Мысль о том, чтобы прямым узлом брать рифы, сегодняшним морякам покажется абсурдной. Но именно им, прямым узлом, во времена парусного флота брали на судах с прямым вооружением рифы: двумя риф-сезнями привязывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом (см. «Рифовый узел») брали рифы на малых судах (ялах, баркасах и яхтах), подбирая часть паруса вдоль нижней шкаторины, и связывали ее с риф-штертами.
Несколько лет назад автор этих строк обратил внимание на тот факт, что почти во всех морских словарях и учебниках по морской практике, изданных в нашей стране в прошлом веке, узел, о котором идет речь, имел два названия — «прямой», и, как это ни странно, он же «рифовый». Для примера заглянем в «Объяснительный морской словарь», составленный В. В. Бахтиным и изданный в С.-Петербурге в 1894 году (с. 265—266): «Прямой узел или рифовый (Reef Knot; Right Knot) вяжется из двух концов. Сперва вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правой рукой, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых узлов, вязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всего узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел».
Советский адмирал К. С. Самойлов в своем двухтомном «Морском словаре» (М.—Л.: Военмориздат, 1939—1941, с. 465) также дает второе название этого узла: «Узел прямой (Reef Knot) — узел, которым связывают два конца для слабой тяги, так как при сильной тяге (если в середину узла не заложить клевант) он так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать».
Совершив экскурс в старые и современные энциклопедии, справочники, словари и учебники по морскому делу, изданные за рубежом, автор может констатировать следующее.
В английском языке прямой узел назывался и до сих пор называется «The Reef Knot» — рифовым узлом. Это название ввел в свой морской словарь английский адмирал Джон Смит в 1627 году. Термин «прямой узел» (The Square Knot) ввел в английский морской язык американский писатель Ричард Дана в 1841 году. Он известен тем, что, будучи по профессии юристом, нанялся простым матросом на торговое парусное судно, проплавал два года и после этого издал великолепную книгу «Два года матросом» и составил отличный английский толковый морской словарь. Помимо этих двух названий, прямой узел говорящие на английском языке моряки называют матросским, правильным, крепким и обычным. Но официальное и наиболее распространенное наименование узла, который мы называем прямым узлом, в английском языке все же «The Reef Knot» — рифовый узел. Скандинавские моряки его называют рифовым узлом: шведы — «Rabandsknop», датчане и норвежцы — «Raabandsknob».
Оказывается, что прямой узел во времена парусного флота применялся в первую очередь не «для связывания тросов примерно одинаковой толщины», а для взятия рифов. Вот что говорится об этом в одном из лучших английских морских словарей по парусному делу — «Словаре морских терминов», составленном А. Анстедом в 1897 году, который с тех пор регулярно каждые 5—7 лет переиздается в Глазго: «Самым обычным узлом для связки является рифовый, или прямой, узел. Он применим во многих случаях, как, например, для привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр., но он получил свое название (рифовый) благодаря тому, что этим узлом всегда вязали риф-сезни».
Точную и исчерпывающую формулировку прямому узлу дает Ренэ де Кершов в своем «Международном морском словаре» (Нью-Йорк, 1972): «Рифовый узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания тросов одинаковой толщины. Обычно применялся для взятия рифов парусов ввиду легкости, с которой его можно раздернуть».
То, что мы подразумеваем под названием «рифовый узел» (см. «Рифовый узел»), во всех пособиях по морской практике на английском языке именуется не просто «The Reef Knot», a «The Slipped Reef Knot» (скользящий рифовый узел) или «The Draw Knot» и «The Half Bow Knot». Ренэ де Кершов пишет об этом так: «Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается еще легче. Так же называется The Half Bow Knot».
Как же развязывается прямой узел, который согласно единодушно принятой нашими специалистами характеристике «так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать»? Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1—2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на верхней схеме рис. 25, г. Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он так же легко развяжется, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец вправо, за коренной тяните влево и наоборот.
При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находился под сильной тягой (без вставленного клеванта), можно всегда развязать, взяв один из ходовых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, резать трос не нужно.
Итак, читатель теперь, очевидно, согласен, что характеристика прямого узла, появившаяся по непонятной причине за последние семьдесят лет в нашей стране, ошибочна. Более того, крайне важно нашим авторам пособий по морской практике и такелажному делу пересмотреть толкование самой сущности прямого узла и рекомендации по его применению.
Видимо, только в нашей стране к этому узлу существует необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубеждением. Например, ни в одном зарубежном пособии по узлам нет такой опасной рекомендации по прямому узлу, которая содержится в упомянутом нами «Справочнике по морской практике»: «Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины».
В широко известной за рубежом «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу». В другом месте своей книги Ашлей пишет: «Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых».
Не очень восторженно отзывался о прямом узле известный в свое время американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг — автор одного из лучших учебников для моряков на английском языке: «Типовая морская практика для моряков торгового флота» (Нью-Йорк, 1922). Он писал: «Рифовый, или прямой, узел, как свидетельствует его название, применялся для вязки риф-сезней… Этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не может быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.».
К сожалению, многие составители различных руководств и пособий для такелажников, строителей, пожарных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов. Попробуйте связать два капроновых троса «примерно одинаковой толщины» прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при не очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов он наверняка приведет к трагедии.
И, наконец, заканчивая рассуждения о прямом узле, заметим, что здесь самое парадоксальное заключается в том, что древние римляне называли его «женским узлом», потому что именно «геракловым узлом» молодые римлянки завязывали кушаки своих туник в первую брачную ночь. Молодой супруг должен был развязать этот узел. И, согласно поверью, если он делал это быстро, невесте не грозило бесплодие.
Рис25. Прямой узел: а — обычный способ вязки; б — морской способ вязки; в — ткацкий способ вязки г — морской способ развязывания
Источник: Морские узлы. Справочник на Gufo.me
gufo.me
Книга морских узлов Л.Н. Скрягин.
к содержанию
А Рис. 25. Прямой узел:
а — обычный способ вязки; б — морской способ вязки; в — ткацкий способ
г — морской способ развязывания
Этот замечательный узел достоин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный, самый простой способ его вязки (рис. 25, а).
Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис. 25, б). Ткачи, которые применяют прямой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его особым, удобным им способом (рис. 25, а).
Автор книги берет на себя смелость заявить, что в толковании характеристики прямого узла и в рекомендациях по его применению, опубликованных во всех без исключения отечественных изданиях, была допущена грубая ошибка. Ее не исправили до сих пор, забыли о ней и уверовали в то, что этот узел «надежно служит для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины» и что «его очень трудно развязать, если он затянется».
Вот что сообщают нам о прямом узле современные морские справочники и учебники, изданные в нашей стране за последние годы.
«Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжении и намокании прямой узел затягивается и развязать его бывает очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел необходимо вставить «клевант» (Справочник по морской практике. М.: Воениздат, 1969, с. 192). Почти то же самое говорится о прямом узле в атласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова «Судовые такелажные работы» (М.: Транспорт, 1975, с. З): «Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш».
Мысль о том, чтобы прямым узлом брать рифы, сегодняшним морякам покажется абсурдной. Но именно им, прямым узлом, во времена парусного флота брали на судах с прямым вооружением рифы: двумя риф-сезнями привязывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом (см. рис. 94) брали рифы на малых судах (ялах, баркасах и яхтах), подбирая часть паруса вдоль нижней шкаторины, и связывали ее с риф-штертами.
Несколько лет назад автор этих строк обратил внимание на тот факт, что почти во всех морских словарях и учебниках по морской практике, изданных в нашей стране в прошлом веке, узел, о котором идет речь, имел два названия — «прямой», и, как это ни странно, он же «рифовый». Для примера заглянем в «Объяснительный морской словарь», составленный В. В. Бахтиным и изданный в С.-Петербурге в 1894 году (с. 265—266): «Прямой узел или рифовый (Reef Knot; Right Knot) вяжется из двух концов. Сперва вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правой рукой, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых узлов, вязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всего узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел».
Советский адмирал К. С. Самойлов в своем двухтомном «Морском словаре» (М.—Л.: Военмориздат, 1939—1941, с. 465) также дает второе название этого узла: «Узел прямой (Reef Knot) — узел, которым связывают два конца для слабой тяги, так как при сильной тяге (если в середину узла не заложить клевант) он так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать».
Совершив экскурс в старые и современные энциклопедии, справочники, словари и учебники по морскому делу, изданные за рубежом, автор может констатировать следующее.
В английском языке прямой узел назывался и до сих пор называется «The Reef Knot» — рифовым узлом. Это название ввел в свой морской словарь английский адмирал Джон Смит в 1627 году. Термин «прямой узел» (The Square Knot) ввел в английский морской язык американский писатель Ричард Дана в 1841 году. Он известен тем, что, будучи по профессии юристом, нанялся простым матросом на торговое парусное судно, проплавал два года и после этого издал великолепную книгу «Два года матросом» и составил отличный английский толковый морской словарь. Помимо этих двух названий, прямой узел говорящие на английском языке моряки называют матросским, правильным, крепким и обычным. Но официальное и наиболее распространенное наименование узла, который мы называем прямым узлом, в английском языке все же «The Reef Knot» — рифовый узел. Скандинавские моряки его называют рифовым узлом: шведы — «Rabandsknop», датчане и норвежцы — «Raabandsknob».
Оказывается, что прямой узел во времена парусного флота применялся в первую очередь не «для связывания тросов примерно одинаковой толщины», а для взятия рифов. Вот что говорится об этом в одном из лучших английских морских словарей по парусному делу — «Словаре морских терминов», составленном А. Анстедом в 1897 году, который с тех пор регулярно каждые 5—7 лет переиздается в Глазго: «Самым обычным узлом для связки является рифовый, или прямой, узел. Он применим во многих случаях, как, например, для привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр., но он получил свое название (рифовый) благодаря тому, что этим узлом всегда вязали риф-сезни».
Точную и исчерпывающую формулировку прямому узлу дает Ренэ де Кершов в своем «Международном морском словаре» (Нью-Йорк, 1972): «Рифовый узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания тросов одинаковой толщины. Обычно применялся для взятия рифов парусов ввиду легкости, с которой его можно раздернуть».
То, что мы подразумеваем под названием «рифовый узел» (см. рис. 94), во всех пособиях по морской практике на английском языке именуется не просто «The Reef Knot», a «The Slipped Reef Knot» (скользящий рифовый узел) или «The Draw Knot» и «The Half Bow Knot». Ренэ де Кершов пишет об этом так: «Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается еще легче. Так же называется The Half Bow Knot».
Как же развязывается прямой узел, который согласно единодушно принятой нашими специалистами характеристике «так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать»? Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1—2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на верхней схеме рис. 25, г. Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он так же легко развяжется, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец -Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец вправо, за коренной тяните влево и наоборот.
При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находился под сильной тягой (без вставленного клеванта), можно всегда развязать, взяв один из ходовых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, резать трос не нужно.
Итак, читатель теперь, очевидно, согласен, что характеристика прямого узла, появившаяся по непонятной причине за последние семьдесят лет в нашей стране, ошибочна. Более того, крайне важно нашим авторам пособий по морской практике и такелажному делу пересмотреть толкование самой сущности прямого узла и рекомендации по его применению.
Видимо, только в нашей стране к этому узлу существует необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубеждением. Например, ни в одном зарубежном пособии по узлам нет такой опасной рекомендации по прямому узлу, которая содержится в упомянутом нами «Справочнике по морской практике»: «Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины».
В широко известной за рубежом «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее:
«Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу». В другом месте своей книги Ашлей пишет: «Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых».
Не очень восторженно отзывался о прямом узле известный в свое время американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг — автор одного из лучших учебников для моряков на английском языке: «Типовая морская практика для моряков торгового флота» (Нью-Йорк, 1922). Он писал: «Рифовый, или прямой, узел, как свидетельствует его название, применялся для вязки риф-сезней… Этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не может быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.».
К сожалению, многие составители различных руководств и пособий для такелажников, строителей, пожарных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов. Попробуйте связать два капроновых троса «примерно одинаковой толщины» прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при не очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов он наверняка приведет к трагедии.
И, наконец, заканчивая рассуждения о прямом узле, заметим, что здесь самое парадоксальное заключается в том, что древние римляне называли его «женским узлом», потому что именно «геракловым узлом» молодые римлянки завязывали кушаки своих туник в первую брачную ночь. Молодой супруг должен был развязать этот узел. И, согласно поверью, если он делал это быстро, невесте не грозило бесплодие.
К содержанию
См. также: карабинные узлы, узлы с анимацией
Комментариев нет — Ваш будет первым!
budetinteresno.info