Глина гончарная своими руками – Глиняная кружка своими руками - Как это сделано, как это работает, как это устроено — LiveJournal

  • Home
  • Своими руками
  • Глина гончарная своими руками – Глиняная кружка своими руками — Как это сделано, как это работает, как это устроено — LiveJournal

Содержание

Как сделать гончарную глину своими руками?

Для гончарных изделий может применяться глина различных сортов. Самой лучшей считается белая глина или каолин, встречающаяся на юго-западе России и в Восточной Сибири. Другой сорт белой глины — огнеупорный — встречается и в центральной области. Самой же распространенной является обыкновенная красная глина, встречающаяся всюду. Она легко плавится, вследствие большого содержания плавней, т.е. таких веществ, которые при сравнительно небольшой температуре — ниже 1200° — способствуют ее спеканию и остеклению.

При обжиге красная глина получается от красного до темного, красно-бурого цвета. По своей способности принимать тонкие формы она уступает белым глинам и чаще всего (при большой примеси песка) идет на изготовление кирпичей, а в случае небольшой примеси песка — и для грубых гончарных изделий.

Кроме того, следует различать глины жирные и тощие: первые не содержат песка, жирны на ощупь и весьма медленно испаряют влагу. Благодаря этому при высыхании они трескаются. Тощие глины при растирании между пальцами дают чувствовать примесь песка и не растрескиваются при высыхании, так как этот песок служит как бы связывающим скелетом. Цвета глины зависят от различных минеральных и растительных примесей, из которых последние при обжиге выгорают и не оставляют следов, в то время как минеральные закрепляют на изделии ту или иную окраску. Следует отметить, что глина с растительными примесями является худшим материалом, т. к. выгорание органических веществ при обжиге оставляет после себя мельчайшие поры, во многих случаях весьма не желательные.

Выбирать для гончарных работ нужно такую глину, которая при высыхании не начинала бы коробиться и трескаться, но в то же время и не была бы слишком тощей, так как в этом случае изделия получатся слишком хрупкими и будут иметь к тому же некрасивый шероховатый вид. На практике можно определить пригодность глины следующим образом: скатав из глины жгуток, обвертывают его вокруг пальца, и если глина на изгибе не потрескается, то может считаться пригодной. Кроме того, хорошая гончарная глина должна при сдавливании пальцами давать ясные отпечатки. Кроме того, глина должна быть свободна от посторонних примесей, камешков, корней и т. п.

Глина, только что вынутая из земли, обработке поддается плохо. Поэтому, если найдена глина удовлетворяющая требованиям гончарного дела, то нужно глиной запастись приступить к ее подготовке для работы. Для этого глину размачивают, проминают и приготовляют из нее мягкое, совершенно однородное тесто. Последнее возможно только тогда, когда глина проморозится, для чего ее следует разложить с осени грядками, перемешивая время от времени лопатой для того, чтобы в теплые дни она не проросла травой.

Во время мороза вода, содержащаяся в глине, раздробляет ее отдельные твердые комочки и придает всей массе глины однородное сложение; глина делается рассыпчатой и при смачивании легко впитывает в себя воду. Смачивать глину можно в чем угодно, при чем хорошо еще оставлять ее мокрой, ежедневно перемешивая около недели; тогда в глине развивается брожение — другими словами, начинают перегнивать все оставшиеся в ней органические примеси, что легко узнается по появляющемуся неприятному запаху. Глина, обработанная таким образом, приобретает еще лучшие качества, в смысле податливости в формовке и меньшей браковке при обжиге.

Для грубых изделий глина считается пригодной, если при продавливании в размоченном виде между пальцами не дает нераздавливаемых комков. Для более тонких изделий глину процеживают, заливая в холщевый мешок, разминая его ногами и собирая осадок, отстоявшийся из выцедившейся воды.

Мнут глину при небольшом количестве прямо руками, а при большом — ногами. Для того чтобы в перемятой глине не осталось пузырьков воздуха, ее еще перебивают, т.е. разрезают проволокой ком глины, бросают один кусок на другой, слепившийся ком опять разрезают и проделывают несколько раз то же самое. Надо только бросать один ком на другой, ровно разрезанными частями, иначе результат может получиться как раз обратным. Кроме удаления воздуха, сбивание служит еще и для уплотнения глиняной массы, так как в этом случае изделия получаются плотнее и крепче. Перемятое и отбитое глиняное тесто уже годно для формования. Лучше заготовить его порядочный запас, так как чем дольше оно лежит, тем лучше становится. Чтобы глина не пересыхала, её следует укрыть холстом, поддерживая холст во влажном состоянии.

На практике не всегда возможно найти такую глину, которая имела бы все требуемые свойства. В этом случае качества, недостающие в одной глине, дополняются подмешиванием известного количества глины другого сорта — противоположного первому по качеству.

Так, например, жирную белую глину смешивают с тощей красной и т. п. Для того, чтобы установить, какое количество примеси нужно брать для того или иного сорта глины, нужно сделать несколько пробных вещиц из глин, смешанных в разных пропорциях, высушить эти вещи и обжечь; лучшей смесью будет та, которая не даст при этом трещин и приобретет наиболее красивый цвет.

Конечно, смешивание должно производиться весьма тщательно, чтобы глиняная масса приняла вполне однородный вид как по цвету, так и строению. Последнее лучше всего достигается путем смешивания глины в виде мелкоизмельченного порошка и уже позднейшего смачивания.

Следует отметить, что все указанные способы определения пригодности глины, хотя и имеют широкое применение в практике гончаров, могут оказаться недостаточно доступными и точными для гончара начинающего.

Где взять глину

Поэтому, если встанет вопрос об организации целой мастерской, то, во избежание лишних затрат, мы порекомендуем сперва сделать несколько пробных изделий и отдать их для обжига куда-либо на сторону.

Только после такого испытания, произведенного по всем правилам искусства, можно без опасений приниматься за устройство собственного оборудования и тратить на это средства.

Сама выделка гончарных изделий во многих случаях может производиться посредством лепки руками, но в деле производства круглой посуды требуется одно, совершенно необходимое приспособление, называемое гончарным кругом.

Формовка обычно производится так: ком подготовленной глины с силой бросают на верхний диск гончарного круга с тем, чтобы он к нему плотно прилип. Теперь, если при вращении круга нажимать на эту глину сверху или с боков мокрыми руками, или даже отдельными пальцами, то глина будет поддаваться этому давлению и принимать любые формы как изнутри, так и снаружи. Движение обеих рук при этом должно быть согласовано — правая и левая рука производят давление на смоченную глину одна навстречу другой, равномерно, заставляя глину подниматься или нагибаться в ту или другую сторону, и обязательно сохраняя одинаковую толщину стенок. Следы от пальцев потом можно сгладить мокрой ладонью руки или смоченным в воде куском хорошего войлока. При точных работах профиль изделия можно и обтачивать специально вырезанным для этого лекалом.

Готовое изделие снимается с круга проволокой, которую натягивают по линии дна, вплотную к диску круга, и равномерным нажимом срезает изделие с деревянного диска.

После этого изделие хорошенько просушивается и помещается в обжигательную печь.

Глина от действия огня изменяется, и в присутствии кремнекислоты (тонко растертого в катальных барабанах кремня или полевого шпата) дает крепкую стекловидную массу, — спекается.

Этим глина гончарная отличается от каолина — чистейшего сорта глины, который не спекается, и после первого обжига пропитывается молоком из тончайшего порошка веществ, дающих при втором обжиге стеклообразный слой на его поверхности (фарфор) и заполняющих в нем поры.

Если к глине прибавлены плавни, шпат или кремнезем, то после обжига при очень высокой температуре получается каменная посуда. Достичь такой температуры можно в особых печах.

Когда же глина идет в дело после обыкновенной подготовки, то она не дает такой плотной массы после обжига и нуждается в том, чтобы закрыть ее поры глазурью; такая глазурь должна образовываться уже при температуре в 700-800°, достижимой в более простых печах.

Простейшее глазурование производится при помощи поваренной соли. Когда вещи достаточно раскалены, а это бывает после 2-3 часов действия жара, в печь бросают несколько горстей соли и снова, плотно закрыв печь, подвергают предметы действию тепла в течение еще 3-4 часов. Так получается известная всем зеленоватая полива.

Иначе поступают, если желают получить цветную глазурь. Обжиг ведут в три приема. Слабо обжигают предметы в течение 2-3 часов, остуживают печь, покрывают раствором патоки места, подлежащие расцветке, и покрывают слоем порошкообразной цветной глазури. Затем выжигают эту глазурь, подвергая предметы действию огня в течение 2-3 часов, и снова остуживают. Затем, окунув предмет в прозрачную глазурь, заканчивают обжиг, нагревая до полного остекления глазури. За действием огня наблюдают через смотровое окошечко в печи, которое должно быть защищено двойным синим стеклом.

Производить окраску глины можно еще перед ее формовкой — посредством подмешивания в нее порошков натуральных минеральных красок, или же окрашивать уже готовые изделия краской.

Как приготовить глину. Отмучивание | Уроки гончарного дела

Очищение глины - отмучивание

Как правило, глина, которую мы можем найти в природе, содержит в себе некоторое количество механических примесей: камешков, песка и т.д. И в большинстве случаев от этих примесей нужно как-то избавляться. Если это относительно крупные включения, то можно просто процедить жидкую глину через тонкое металлическое сито. Но если в глине много мелких крупинок, например, песка, то лучше всего применить такой метод, как отмучивание. Этим мы сегодня и займемся. 

Итак, приготовление глины методом отмучивания.

Для начала нужно как следует высушить глину, чтобы она могла легко разойтись в воде. Затем берем молоток или что-нибудь тяжелое и разбиваем крупные куски на более мелкие.

Подготовка глины - отмучивание

Затем помещаем глину в какую-нибудь емкость (банка здесь только для наглядности) и заливаем ее водой. Воды должно быть довольно много, так чтобы потом получилась смесь, по консистенции похожая на молоко.

Теперь нужно подождать, пока глина разойдется в воде. В зависимости от вида глины это может занять от нескольких часов до суток. Потом тщательно размешиваем глину и оставляем буквально на пару минут.

Как очистить глину - отмучивание Как очистить глину - отмучивание Очищение глины - отмучивание

Песок и другие тяжелые частицы оседают на дно, а сверху остается только смесь глины с водой. Вот эту верхнюю часть мы должны аккуратно перелить в другую емкость. Теперь уже нужно ждать пока осядет глина. Этот процесс занимает также несколько часов. После этого воду сливаем.

Как очистить глину - отмучивание Как приготовить глину - Отмучивание Как приготовить глину. Отмучивание

Оставшуюся в емкости глину выкладываем в гипсовую форму, чтобы удалить лишнюю влагу.

Подготовка глины - отмучивание

Вместо гипсовой формы можно использовать ящик с толстым слоем газет.

Ящик со слоем газет для приготовления глины

Закрываем и снова ждем какое-то время, пока глина «дозреет».

Очищение глины - отмучивание

Оптимальное состояние для глины — это когда она не липнет к пальцам, но в то же время остается мягкой и пластичной.

Приготовление глины. Отмучивание

Ну вот и все, глина готова. Остается только немного придать ей форму, например, сделать шар и положить в полиэтиленовый пакет (а лучше в два, чтоб не так быстро высыхала).

Очищение глины - отмучивание

Таким образом мы приготовили с вами очень чистую, готовую к применению глину. В следующем уроке мы будем ее применять на нашем гончарном круге.

До новых встреч!

что это такое и как сделать ее своими руками

Гончарная глина обладает неоспоримыми достоинствами, а также сравнительно низкой стоимостью. Распространенность глины и ее легкодоступность позволяют использовать данный материал повсеместно. Качественная гончарная глина должна легко поддаваться обработке и долго держать приобретённую форму. Приготовить гончарную глину для лепки в домашней мастерской не составит большого труда.

Что такое гончарная глина?

В давние времена, когда глина еще не изучалась, но довольно успешно использовалась в строительстве, ее свойства определить можно было одним способом – на ощупь. Даже в наши дни многие профессиональные гончары выбирают глину именно таким способом. Знающий человек может безошибочно и с большой точностью определить свойства глины и ее качество.

Глина, которая используется, в гончарном деле или иными словами глина для гончарного круга, должна обладать такими свойствами как: жирность, тяжесть, упругость. Качественная глина прекрасно поддается обработке, долго держит форму.

Гончарную глину тестируют на растрескивание. Из глины делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Глинистый материал бывает красного, голубоватого или белого цвета. В некоторых месторождениях можно найти глину шоколадного оттенка, в простонародье она называется «сникерс», также она может иметь грязно-черный окрас. Наличию такой окраски материал обязан органическим примесям.

Как показывает практика, в глинистом материале всегда присутствуют те или иные органические примеси. Именно из-за органических примесей глина легко поддается обжигу без применения дополнительного топлива. К таким глинам относится, например, межугольная огнеупорная глина.

Обжиг глины – это сложная окислительно-восстановительная химическая реакция. После неё продукт может изменить цвет в белый, желтый или красный.

Окраска изделий из глины после обжига зависит от наличия оксидов титана и железа. Например, если оксиды феррума в общей сложности не превышают  1 %, то глина с большой вероятностью приобретет белый цвет. 

В том случае, если в сумме оксиды титана и железа превысят один процент, глина приобретет красноватый оттенок, и на это не повлияет ее цвет, который она имела до обжига.

Глинистый материал может приобрести красивый белый оттенок в процессе обжига только в том случае, если в ней содержится не менее чем 60 % окиси алюминия.

Желтый цвет после обжига приобретает, как правило, огнеупорная глина. В гончарном ремесле она используется довольно редко по той причине, что для процедуры обжига данного сорта глинистого сырья необходима очень высокая температура.

В глину специально добавляют окиси титана, железа и алюминия для приобретения ею необходимого оттенка в процессе обжига.

Опытные гончары не рекомендуют работать с глиной грязно-черного оттенка. Этого не стоит делать по той простой причине, что органические примеси, которые содержатся в ней, при обжиге будут источать малоприятный запах.

Виды и характеристика

В состав глины входит каолинита, иллит и другие алюмосиликаты, также в ней есть песчаные примеси и карбонаты.

Чистая порода, как правило, серого цвета, распространены также красные, желтые, синие типы глин. По происхождению данный минерал разделяют на подгруппы.

К глинам данного происхождения относятся наилучшие огнеупорные глинистые породы, которые залегают на дне озер. Плюсом данной породы является то, что в ней содержатся все глинистые минералы.

Глинистый материал в природе широко распространен. Глины разделяют на подгруппы зависимо от минерального состава и диаметра частиц, наличия тех или иных примесей.

Красная

Красный оттенок в естественных условиях придают этой разновидности глинистого материала кислородсодержащие соединения – оксиды феррума, они присутствуют в данной разновидности глины в количестве от 4 до 10 %.

Основные характеристики:

  • Красная глина относится к осадочным породам. Она появляется в природных условиях при нанесении водными потоками размытых пластов.
  • Даная разновидность глинистого материала очень пластична, хорошо разминается, ее эластичность обуславливает применение красной глины в качестве материала для скульптурной лепки, керамики и других гончарных изделий.
  • Готовые изделия из красной глины обладают большой прочностью, износостойкостью.
Гончарная глинаКрасная гончарная глина

Белая

Белая глина гончарная встречается достаточно часто, ее залежи не редки. Чаще всего она накапливается в лагунах.

Основные характеристики:

  • Белая глина представляет собой достаточно неоднородную массу, в ней имеются многочисленные включения, примеси, органические остатки.
  • При взаимодействии с водой этот сорт глины приобретает светло-серый цвет, а после обжига эта глина превращается в продукт красивого белого цвета. Белая глина очень эластична.
  • В данном сырье практически нет оксидов железа, поэтому белая глина слегка просвечивается. Ее используют для лепки бытовых предметов, кувшинов, декоративных глиняных статуэток.
  • Изделия из белого глинистого сырья часто покрывают глазурью, выдерживая в печах при высокой температуре.

Керамические массы

Этот материал содержит примеси кальция, что обуславливает его высокую пористость.

Основные характеристики:

  • Керамические массы имеют в своём составе каолинит, иллита, алюмосиликаты, примеси песка, карбоната кальция и натрия.
  • Пористые керамические массы принадлежат к осадочным породам. Они в природных условиях образуется в результате наносов водными потоками частиц разрушенных ископаемых пород.
  • Цвет керамической массы, как правило, серый или белый. Иногда можно встретить зеленоватую керамическую массу. Этот глинистый материал хорошо подвергается обжигу при невысоких температурах.

Особенности приготовления гончарной глины самостоятельно

Перед приготовлением необходимо удалить из глины ненужные примеси такие как песок и мелкие камушки. Очистка сырья для гончарного дела проводится методом отмучивания. Вода в глине может играть связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек. Порода без примесей представляет собой массу с минимальным диаметром частиц. Данный материал очень пластичен.

Приготовить гончарную глину для лепки в домашней мастерской не составит большого труда. Но для производства гончарной глины своими руками нужно запастись терпением. Специалисты рекомендуют разминать глину небольшими кусочками, постепенно добавлять следующие порции. Глина, как и все живые материалы, очень любит тепло рук, поэтому не жалейте своего тепла.

Поиск и добыча

Глина, пригодная для гончарных работ, распространена повсеместно, это естественно, так как она относится к осадочным породам, и является, по сути, измельченными до порошкообразного состояния скальными породами.

  • Залежи глины могут располагаться по берегам рек и озер. Выходы ископаемого на поверхность достаточно многочисленны. Качественная огнеупорная глина и каолин встречаются намного реже.
  • Добыча глины ведется карьерным способом. Карьеры бывают разной глубины. Зачастую в одном месторождении залегает несколько разновидностей глины.
  • Добыча глины производится экскаваторами. Так как залегает она послойно, то срезку лучше проводить пластами различной толщины.
  • Выработку ведут до тех пор, пока техника не достигнет пласта залегания суглинка, после чего экскаваторы направляют в другие места залежей горной породы.
Гончарная глинаГончарная глина может располагаться по берегам рек и озер

Измельчение

Глинистый материал имеет слоистое строение, состав и качества глины из различных слоев может быть разным. Для усреднения качества гончарной глины используют процедуру измельчения и другие виды обработки сырья.

Предварительная подготовка улучшает состав и характеристики глины, позволяет повысить качество сырья.

Первым делом необходимо хорошенько высушить глину, дабы она могла легко развестись в воде. После того как она достаточно высохнет ее необходимо раздробить на куски.

Получение шликера

Очистка сырья проводится методом отмучивания. Вода в глине играет связующую роль, она находится в химически связанном состоянии между частицами прослоек.

Шликер – это отмученная жидкая глина, используемая при литье глиняных изделий. Также шликерная масса применяется для соединения частей керамических изделий.

Для получения шликера в большую ёмкость кладут измельченную глину, тщательно разминают комки, удаляют остатки растений, веточки и прочий мусор. При постоянном перемешивании в сырье вливают тоненькой струйкой воду. Производят замес в бадье.

  • Шликер – это разведенная до текучего состояния глина с добавками специальных веществ, способствующих разжижению. Чтоб приготовить шликер, в воду добавляют дефлокулянт и часть пылеобразной глины, после этого смесь интенсивно перемешивают.
  • В полученную суспензию поэтапно вводят оставшуюся сухую глину и воду.
  • Вся сухая глина должна разойтись в воде. После этого процесс приготовления шликера считают завершенным. При смешивании материала с водой образуется масса, похожая на тесто

Фильтрование

Процесс фильтрования и отстаивания проводят так:

  1. После измельчения глину надо положить в достаточно глубокую тару и залить водой. Воды должно быть ровно столько, чтобы после того, как глина в ней разведется, она по плотности была как молоко.
  2. После этого необходимо ждать, пока глина полностью разойдется в воде. Время, которое на это понадобится, зависит от типа глины, который выбрали. После этого глиняную смесь следует тщательно перемешать и оставить в покое на десять минут.
  3. Тяжелые примеси осядут, а глина с водой окажется сверху. Глину, растворенную в воде, нужно аккуратно перелить в другую емкость.
  4. Через некоторое время глина осядет на дно. Процесс может занять от одного до двух часов. Прозрачную воду нужно аккуратно слить.
  5. Мокрую глину нужно переложить в специальную форму для удаления лишней влаги. В качестве формы можно использовать гипсовую емкость или посудину с несколькими слоями газеты на дне. Влажную глину нужно оставить в форме на «дозревание».
Гончарная глинаФильтрация гончарной глины

Введение добавок

Добавки вводят для придания материалу различных цветовых оттенков. Разноцветная глина – это материал, который содержит оксиды металлических элементов или пигменты, и представляет собой однородную смесь.

  1. При проникновении в толщу материала пигментов некоторая часть их остаётся во взвешенном состоянии, при этом однородность тона сырья нарушается.
  2. Природные пигменты придают глине тот или иной оттенок, их разделяют на две категории: оксиды металлических элементов и собственно красящие вещества.
  3. Оксиды – это природные компоненты натурального происхождения, образующиеся в толще кары земли. Данные вещества подвергают очистке и тонкому измельчению. Для придания глине той или иной окраски чаще всего используют оксид меди. Это вещество в процессе обжига в результате процесса окисления приобретает зеленоватый оттенок.
  4. Для придания материалу синего оттенка применяют оксиды кобальта. Соединения хрома обеспечивают цвет оливок, а соединения магния и никеля – коричневый и серый соответственно.

Глину после введения добавок тестируют на растрескивание. Из глины с добавками делаются образцы в виде лепешки и небольшого шарика, которые сушат в естественных условиях, а затем испытывают на падение с высоты одного метра. Качественный образец не раскалывается при падении и лепешка из глины не растрескивается.

Нюансы хранения

Готовая глина должна иметь вязкую консистенцию, при разминании в руках материал не должен прилипать к пальцам. Готовую глину следует поместить в полиэтиленовый пакет, дабы она не высыхала.

Хранят готовую гончарную глину в стеклянной, керамической или деревянной таре. Для предотвращения пересыхания рекомендуется обернуть материал несколькими слоями полиэтилена.

как стать керамистом и что для этого нужно

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.
  1. Из чего делают керамику и где взять материалы для работы
  2. Способы изготовления керамических изделий
  3. Гончарная печь – виды и предпочтения
  4. Как выбрать гончарный круг
  5. Польза и удовольствие от керамического хобби

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от полимерной глины, натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.

Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов:

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.
Красная глина

Красная глина

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.

Красная глина

Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.

Красная глина

Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Красная глина

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.

Красная глина

Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.

Красная глина

Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.

Красная глина

В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Красная глина

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.

Красная глина

Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Последние – самые удобные и практичные, их чаще всего и покупают керамисты, занимающиеся изготовлением керамики в домашних условиях. Чтобы научиться работать на электрическом круге, нужно несколько часов. Для освоения инструмента с ручным управлением уйдет несколько месяцев.

При выборе гончарного круга важно обратить внимание на тип двигателя:

  • Коллекторный – самый простой и часто встречается в компактных моделях, плавно регулирует скорость вращения, но сильно шумит.
  • Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит, но требует навыков для регулировки скорости.
  • Бесщеточный двигатель постоянного тока – лучший выбор для серьезных работ. Отличается надежностью и низким уровнем шума.

Модификации различаются по диаметру планшайбы, частоты ее вращения, мощности двигателя, габаритам оборудования. Цена также зависит от производителя.

Выбирая гончарный круг для изготовления домашней керамики своими руками, обратите внимание на удобство положения рук во время работы и сидения за ним. Если у вас нет персональной мастерской, не забывайте про компактность. Желательно не полагаться на рекламу, а попросить совета у тех, кто уже давно занимается керамикой.

Красная глина

Неплохое оборудование можно найти даже среди детских моделей, на них получится делать полноценные, хоть и небольшие изделия.

Польза и удовольствие от керамического хобби

Изначально керамикой занимались в основном мужчины, но сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам, – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.

Гончарное дело нельзя назвать очень прибыльным, тем более с учетом покупки дорогостоящего оборудования. Скорее, им занимаются ради удовольствия. Лепка успокаивает, а созерцание работы на гончарном круге действует магически.

Красная глина

Красная глина

Продавать керамику, сделанную своими руками, конечно, можно. Спросом пользуются сувениры, посуда, предметы декора. Однако обогатиться на этом увлечении вряд ли получится – времени на изготовление уходит много, а цены на изделия ручного труда способны оценить только те, кто понимает разницу между штамповкой и индивидуальной работой мастера.

Красная глина

Если вы хотите попробовать лепку, но не готовы покупать печь, начните с холодного фарфора, полимерной глины или соленого теста. Конечно, эти материалы не годятся для изготовления посуды, но зато из них получаются очень красивые сувениры и украшения, например, колье или ожерелье.

Ну а если решили стать керамистом, то начните с теории, смотрите видео-уроки, учитесь на опыте мастеров. Удачи вам и творческих успехов в этом и других женских увлечениях.

заготавливаем глину своими руками » ИА «РУСНОРД»

Глина — это природный материал осадочного происхождения, который отличается высокой пластичностью. Состоит она из глинистых минералов (монтмориллонит, каолинит и т. д.). Часто материал включает в себя вкрапления силикатных и карбонатных частиц. Главный источник глины — наносы на дне пресных водоёмов.

Для гончарного дела подходят самые разные типы глинистых пород. Главное — правильно их подготовить. Проще всего закупить готовую глину в специализированном магазине или напрямую от производителя. Но, если такой возможности у вас нет, не отчаивайтесь: пригодным для лепки можно сделать практически любой материал.

Где брать глину?

Хорошая глина для лепки должна быть, прежде всего, мягкой, податливой и не засорённой крупными вкраплениями щепы и мусора. Поэтому брать материал лучше не на поверхности выработки, а на глубине 20–40 см. В некоторых случаях этот показатель может опуститься и до 70–100 см.

Прежде чем набирать глиняное тесто в ведро или короб, обязательно оцените его пластичность. Для этого нужно взять в руки небольшой комочек материала, помять его в ладонях и скатать в жгут толщиной около 2 см. После этого необходимо сложить заготовку вдвое и осмотреть место сгиба. Если на жгуте появились разрывы, значит, в составе глины не менее 10–15% песка. Для гончарных работ такую смесь лучше не использовать.

Две технологии очистки

Чтобы сделать глину пригодной для гончарного круга, нужно её очистить. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • просеять. Перед просеиванием материал необходимо хорошо просушить, выложив на ровный деревянный настил. Летом глину сушат на солнце, поздней осенью и зимой — на морозе под крышей или навесом. Подойдёт для сушки и обычная батарея. Высушенные комья пересыпают в ящик и разбивают трамбовкой, после чего просеивают через сито для удаления мелких камешков, веток и травы. Воду к глиняному порошку добавляют непосредственно перед лепкой;
  • отмучить. Как правило, метод используется для пород с высоким содержанием песка. Комья глины помещаются в высокую ёмкость и заливаются водой в процентном соотношении 1 к 3. Через сутки материал нужно хорошо перемешать и снова оставить на 18–20 часов. Процедуру необходимо повторять до тех пор, пока вода не приобретёт светлый осадок. Затем лишняя жидкость сливается, а глина из ведра аккуратно перекладывается в чистый таз или поддон.

Методом отмучивания широко пользуются японские гончары. Очищенную таким способом глину необходимо подсушить на солнце и, когда она перестанет липнуть к рукам, закрыть тканью и плотной плёнкой. Это поможет избежать пересушки и растрескивания глиняного теста.

 

 

 

 

когда научились делать изделия из глины, история

goncharnoe-delogoncharnoe-delo

Гончарное дело не просто древнее ремесло, оно пускает свои корни в те времена, когда люди еще не овладели даже примитивной агротехникой. И ремесло не просто живет, а переживает сегодня новый виток популярности. Все, что вы хотели узнать про гончарное дело, его секреты и принципы, а также возможность мощного стартапа – далее.

История гончарного дела

Еще недавно историки сводили возникновение ремесла ко временам десятитысячелетней давности. И вот сравнительно недавнее открытие археологов перевернуло это представление о древности гончарства: в Хорватии обнаружили фигурки животных, возраст которых не менее 17,5 тысяч лет!

Первый обожженный сосуд относится к эпохе мезолита. Хотя, что интересно, первоначально умельцы использовали глину не как податливый материал для посуды, а как природное «тесто» для лепки статуэток и фигурок животных. Скорее всего, они носили ритуальный характер, принадлежали к тотемам и оберегам.

О гончарном круге, как полноценном приспособлении для работы с глиной, упоминается в Ветхом Завете. Но это не значит, что он не мог появиться значительно раньше описываемых в книге времен. Известно только, что какое-то время человек мог рассчитывать лишь на ручной труд, но уже тогда понимал – глина способна на многое.

Гончарное ремесло в мире

goncharnoe-remeslo

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка

В этом уроке я объясню, как центровать глину на гончарном круге.

Центровка — самый сложный и самый важный этап гончарки.

Секрет прост и сложен одновременно. При центровке давить на глину надо навстречу движению, достаточно близко к центру, но не в центр и не походу движения.

Рассмотрим для начала схему:

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 1

Перед нами гончарный круг, вращение против часовой стрелки, как для правши. Правая рука ложится на глину первой. Запястье прямое. Тянем к себе, как бы подтягиваясь.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 2

Так это выглядит вживую.

Левая рука ложится поверх правой и давит запястьем вперёд, левее центра, одновременно сжимая кусок глины пальцами через пальцы правой руки.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 3

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 4

Выдавливаем глину в довольно высокую «колбасу». Делается это для того, чтобы закрутить структуру глины в спираль и сделать её более равномерной.

Далее, придерживая середину правой рукой, чтобы не разбалтывалась, накрываем левой сверху и немного сбоку.

Наклоняем верх «колбасы» вправо и по дуге опускаем вниз.

Важно, чтобы локти в процессе гончарки имели опору на бёдра или корыто. Это помогает новичкам справлятся с глиной.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 5

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 6

Эту операцию (подъём, спуск) требуется сделать пару-тройку раз, в зависимости от типа глины и её перемешанности.

Можем приступать к продавливанию горлышка по самое донышко.

Обхватили правой рукой, обхватили левой. Большими пальцами надавили в центр и плавно сделали заглубление в куске глины. Важно не продырявить до диска.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 7

Теперь нам потребуется щепотка левой руки. Придерживая большой палец «пистолетом» правой руки опускаем щепоть в самый низ заготовки. Большой палец — снаружи, остальные пальцы левой руки — внутри и слегка сдавив, плавно ведём на верх, вытягивая стенку.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 8

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 9

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 10

Важно сконцентрироваться не на силе давления на глину, а на выдерживание одинакового расстояния между пальцами.

Дойдя до верха, следует плавно остановиться, выдержать паузу в 5-10 оборотов круга и только потом аккуратно отпускать.

Теперь щепоткой до низа мы уже достать не можем и начинаем работать пальцами правой и левой рук. Изнутри — левая, снаружи — правая. Руки между собой связанны, как показанно на следующей картинке. Задача — вытянуть цилиндр с достаточно тонкими и ровными стенками.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 11

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 12

Теперь можно придавать форму. Выставив ровный интервал между пальцами правой и левой рук, плавно расширяем низ заготовки.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 13

Руки, по возможности должны быть связанны между собой, правый локоть — на бедре.

Теперь подсдушиваем горлышко.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 14

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 15

Подрезаем низ.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 16

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 17

Куском кожи или полиэтилена заглаживаем верх.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 18

Делаем узор.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 19

Отминаем носик.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 20

Струной срезаем готовую крынку.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 21

Можно убирать получившееся издели на сушку.

Изучаем основы гончарного мастерства. Урок первый: центровка, фото № 22

В заключении, отмечу важные моменты:

1. Все движения делаются с водой, плавно, без черезмерных усилий. Если вы прикладываете большую силу, а кусок глины не формируется, значит, просто не туда давите.

2. При центровке обращайте внимание на то, чтобы всегда видеть кусок глины между рук, не сводите запястья вместе. Правое запястье прямое, левая рука направленна левее центра.

3. Дышать надо равномерно, не задерживайте дыхание! Иначе через 10-15 секунд руки начинают пульсировать в такт биению сердца, потом человек вдыхает и случается непоправимое.

4. Важно — вовремя остановиться! Чем дольше работаешь с изделием, тем больше оно размокает. Становится слишком мягким и ломается.

5. Если у вас не получилось с первого раза — не отчаивайтесь. В среднем, обучение гончарки требует 2-6 месяцев регулярных занятий.

Удачных обжигов и удачи на круге!

Ваш Zolo.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *