Кинетические скульптуры из дерева, или Как построить карьеру мечты
Кинетические скульптуры Дэвида Роя (David Roy) — настоящая симфония движения. Все модели «заводятся» от легкого дуновения ветра. Детали искусно вырезаны из обычной березовой фанеры. После выведения скульптуры из положения равновесия, наблюдать за меняющимися узорами можно от 8 до 16 часов. При этом в устройстве нет ни двигателя, ни аккумуляторов.
Дэвид Рой — скульптор, физик и художник в одном лице. Раньше он был штатным программистом, но в один прекрасный день решил отказаться от профессии и посвятить себя творчеству. Сегодня Рой оценивает свои работы по $4 000 за каждую. Всего за несколько лет он не только достиг финансового благополучия, но и нашел признание в той области, о которой прежде даже не задумывался.
«Деревянный» хакер
В детстве Дэвид очень любил наблюдать, как его отец возится в гараже. Именно родители привили ребенку любовь к ручному труду. К началу 1970-х годов Рой получил специальность инженера в Бостонском университете, после чего еще дважды учился на кафедрах химии и физики.
Во время обучения Дэвид часто навещал свою школьную подругу Марджи, получавшую образование в школе дизайна Род-Айленда. Во время одной из поездок Марджи продемонстрировала ему свои творения — несколько деревянных статичных скульптур, напоминавших механизмы. Именно эти работы натолкнули Дэвида на мысль: «Что, если привести все детали в движение?»
В 1974 году Дэвид и Марджи поженились. В то время как Марджи продолжила обучаться искусству, Дэвид получил должность программиста ЭВМ. Монотонная работа быстро наскучила ему, а из головы не выходила идея создания деревянных скульптур… И Дэвид начал творить.
Все началось с моделей небольших детских игрушек. Если с эскизами и расчетами Рой справился быстро, то навыки плотника дались далеко не сразу. Здесь помогла Марджи — по роду своей деятельности ей приходилось работать со многими материалами, в том числе и с деревом.
Вот несколько первых творений Дэвида Роя:
Быстро продав оригинальные игрушки на местном рынке, Дэвид понял — уделяя больше времени своему хобби, он вполне сможет обеспечить семью. Он оставил должность программиста, отдавшись любимому делу целиком и полностью.
Как заставить скульптуры двигаться?
Получив навыки плотника, Дэвид задумался, как заставить делали двигаться долгое время? При этом он принципиально не хотел использовать двигатели, аккумуляторы и провода, ведь его скульптуры должны были быть полностью «натуральными».
После нескольких неудачных попыток он разработал механизм, который начинает работать от небольшого усилия или просто потока воздуха. В дальнейшем детали приводят в движение другие детали, и так по цепочке.
Недалеко от дома Дэвида и Марджи находился ремесленный рынок Rhinebeck. Крупнейшая в Америке ярмарка handmade-изделий проводилась там дважды в год. На протяжении двух лет Дэвид пытался получить разрешение на участие, но организаторы по непонятным причинам отказывали ему.
Только в 1977 году Рою удалось выставить деревянные кинетические скульптуры на всеобщее обозрение. Работы Дэвида и Марджи произвели фурор на посетителей выставки. За пару дней они получили несколько сотен заказов.
Со временем слух об эксклюзивных скульптурах облетел близлежащие штаты, а поток заказов стал стабильным. Это позволило Рою купить земельный участок, построить на нем дом и собственную мастерскую-студию.
Совершенствование конструкций
С каждым годом произведения Дэвида становились все необычнее, конструкция усложнялась, а, благодаря его собственным разработкам, время движения увеличивалось. Вот несколько популярных работ Роя:
Калейдоскоп (Дэвид Рой; 1979)
Серпантин (Дэвид Рой; 1979)
Монарх II (Дэвид Рой; 2013)
Движение солнца (Дэвид Рой; 2014)
Большинство скульптур Дэвида способны безостановочно работать от 8 до 16 часов. Уже несколько месяцев он работает над моделью, детали которой будут вращаться на протяжении 2 суток!
Роль технологий в работе художника
Как художник с образованием инженера, Рой всегда оставался в курсе последних достижений прогресса и использовал их в творчестве. Когда в 1984 году вышел Apple Macintosh, Дэвид сразу же приобрел его.
Если раньше он вычерчивал детали на бумаге, обводил шаблоны на фанере, а затем ручной пилой вырезал фигуры, то сегодня, с помощью Mac в тандеме с Adobe Illustrator и LaserWriter, он может с идеальной точностью отрисовывать проекты и масштабировать их, после чего, передавая информацию лазерному станку, выпиливать ровные детали.
Программы Adobe After Effects и Strata Design 3D позволяют ему визуализировать скульптуры в движении, прежде чем создавать их.
Для продажи работ Дэвиду всегда требовалась наглядная демонстрация скульптур в движении. Ведь достаточно сложно оценить такую красоту по фото, тем более по текстовому описанию. Пару десятилетий назад Рой снимал короткие видео на камеру, а затем обычной почтой отправлял потенциальным клиентам.
С приходом Интернета процесс заметно упростился. А когда в 2005 году был запущен YouTube, Рой получил еще один эффективный и практически бесплатный канал для рекламы. За все время существования видео со скульптурами Дэвида были просмотрены более 5 000 000 раз.
Карьера мечты
Оставаясь открытым для новых идей и следуя за своими творческими порывами, Дэвид смог построить, как говорит он сам, «карьеру мечты».
Рой работает в тандеме с женой и не привлекает дополнительных сотрудников, хотя спрос на его скульптуры превышает возможности мастерской. Он — художник, дизайнер, инженер в одном лице. Марджи занимается в основном продвижением их сайта в сети. «Мы поменялись ролями», — говорит Дэвид. «Она стала компьютерным ботаником, а я — художником».
Высоких вам конверсий!
По материалам: priceonomics.com
19-07-2015
Кинетическая скульптура своими руками
Илья Шеремет создает сам кинетические скульптуры
Одним из самых интересных направлений современного искусства является кинетическая скульптура. Чаще всего это механические конструкции, которые меняют свою форму, приходят в движение за счет работы встроенного мотора или под действием естественных потоков ветра. Илья Шеремет покажет, как своими руками из простых материалов сделать интересную конструкцию, которая будет приводиться в движение за счет небольших потоков воздуха, а эстетическое назначение ее заключается в ассоциации с осенним листопадом.
Необходимые материалы.
Гибкая стальная проволока, картон, краски, клей, кисти, кусачки, ножницы.
Примеры кинетических скульптур на фото
Скульптуры из мусора
Художник из Юты Эндрю Смит создает невероятные кинетические скульптуры из вещей, найденных на складах и в гаражных распродажах. Его коллекция мусора заполняет стальную конструкцию размером 30 на 50 футов, и из тысяч выброшенных промышленных отходов он собирает механические машины с нуля. Его замысловатые скульптуры, сочетающие индустриальные мотивы с органическими элементами, представляют произведения очарования и фантазии!
Ветер — движение: кинетические скульптуры Anthony Howe
Об Энтони Хау я узнала года два назад, увидев случайно, хотя в случайности я не верю, его работы на каком-то сайте. Сразу же влюбилась в его кинетические скульптуры. В голове тут же мелькнула мысль поставить себе такую на участке и в минуты отдыха созерцать и медитировать 🙂 В тот момент, когда я о нем услышала впервые, он еще не был столь раскручен и популярен, но сегодня его изделия пользуются большим спросом и выстраивается очередь, чтобы заполучить скульптурку Хау. Как я была восторженно удивлена, увидев его огромное изобретение на Олимпиаде в Рио 2016 года. Восхищает!
Помимо фото выкладываю и видео — это нужно смотреть в движении.
Последнее фото с Олимпиады. И немного видео, чтобы ощутить движение.
Всем удачи и красоты!
30 гипнотических кинетических скульптур, которые нельзя пропустить | FILIN
Большинство из вас видели красивые картины на стенах, а также скульптуры из бумаги, дерева и даже фруктов, сделанные настоящими мастерами. Но встречались ли вам движущиеся произведения искусства или скульптуры?
Они называются кинетическими, или движущимися, скульптурами. Эти объекты не так распространены, так как для их создания требуется немало времени. Но одно можно сказать наверняка – они создают гипнотические иллюзии, от которых невозможно отвести взгляд.
Ниже представлены кинетические инсталляции, которые точно нельзя пропустить.
- Буссола
Это гипнотическое кинетическое произведение искусства создано Дженнифер Таунли. Скульптура с двойной спиралью постоянно вращается, сливаясь в сложный узор.
- Музей кинематографической скульптуры BMW
Эта кинетическая скульптура BMW с 714 металлическими шарами подвешена к потолку при помощи тонких проводов.
- Свободное пространство
Кинетическая скульптура с 256 движущимися стержнями создана Джеффри Дрейком-Брокманом. Скульптура находится в гимназии г. Перт, Австралия. Стержни движутся независимо друг от друга.
- МеталМорфозы
Кинетическую скульптуру, изображающую огромную человеческую голову Дэвида Черны, можно увидеть в Шарлотте, штат Северная Каролина. Кинетическая скульптура из нержавеющей стали толщиной 14 тонн также служит фонтаном в бизнес-парке Arco Corporate Drive.
- Апертура
В кинетической скульптуре Дэвида К. Роя используются два механизма, которые заставляют всю скульптуру танцевать в случайном порядке. Она была создана в 1993 году как часть кинетической скульптуры Дэвида Роя.
- На крыльях орла
Скульптура Ника Дьемеля «На крыльях орла» — это искусство движущихся стен. Она сделана из дерева, а особый механизм заставляет ее двигаться. Скульптура напоминает полет орла над горизонтом, отсюда ее название.
- Движение воды
В элегантной движущейся скульптуре Дэвида Боуэна используются стальные стержни и струны для воссоздания волнового движения. Она движется словно марионетка. Помимо движения создается эффект дождя.
- Лидер
Лидер — невероятная 300-килограммовая кинетическая скульптура Энтони Хоу, где движение создает ветер. Она 200 футов в высоту, 64 фута в ширину и 64 фута в диаметре.
- Рыба в воде
Другая кинетическая скульптура, где для движения используется ветер, и которая имитирует движение рыбы в воде. Она изготовлена из нержавеющей стали Патриком Кролом.
- Моноциклист
Балансирующая игрушка создана компанией Кайлс Кинетикс. Это скорее игрушка, чем произведение искусства, и она может служить офисным аксессуаром. Балансирующего моноциклиста можно наклонять, и он не упадет.
- Разрушающаяся волна
Это кинетическая скульптура, выполненная из 804 металлических шаров, которая олицетворяет порядок в хаосе. У скульптуры две точки обзора: «лабиринт внутри круга» и «спиральный узор».
- Асоби Ясутоки Кария
В маятнике Ньютона, воссозданном Ясутоки Кария, вместо металлических шариков используются лампочки, чтобы создавался эффект движения, которое передает электричество и свет к каждой границе скульптуры.
- Кинетическая скульптура птиц
Кинетическая скульптура Боба Поттса воссоздает движение крыльев птиц во время полета.
- Вращающаяся голова Маркуса Раэца
Маркус Раетс создал вращающуюся голову, используя свет и трехмерные эффекты вращающихся металлических деталей. Иллюзия приводит к «повороту головы».
- Скульптура «Хранитель дыры» в Музее Азиатского общества
«Хранитель дыры» — это кинетическая скульптура Ю-Рам Хлое, которая находится в Музее Азиатского общества. Это художественное изображение движений, которые мы воспринимаем как жизнь, как живот зверя при вздохе.
- Мерло
Мерло — деревянная кинетическая скульптура, созданная Дереком Хаггером. Объект сделан из дерева и фактически может быть воссоздан с помощью инструкций на веб-сайте Hugger.
- О лице
Скульптура Энтони Хоува «О лице» сделана из медных панелей. При дуновении ветра система приходит в движение, заставляя медные чаши поворачиваться вокруг.
- Модель солнечной системы
Кен Тоонз работал над объектом девять месяцев. Он воссоздает движение планет в нашей солнечной системе при помощи нескольких сложных механизмов. Он также работает как календарь.
- Матрица Дэвида Роя
Матрица была проектирована художником Дэвидом Роем. Она может работать в течение 3 часов, просто вращая панели 24 раза. Объект полностью сделан из дерева.
- Анимарис Губернаре
Анимарис Губернаре был построен Тео Янсеном. Сделанные из дерева, эти автономные существа Янсена будут двигаться там, где ветер.
- Кинетическое кольцо Дукно Юна
Простое кинетическое произведение Дукно Юна. Им можно управлять с помощью кольца, сгибая палец, как бабочка или птица расправляют крылья, набирая высоту.
- Механический бегущий волк
Красота этого механического бегущего волка Эндрю Чейза заключается в том, что он двигается как настоящий. Все суставы, повороты головы, взмах хвостом прекрасно имитируют живого зверя.
- Исследование движения птиц
Это произведение Джойса Лина сделано из палочек. Оно имитирует взмах крыльев птицы. Объект можно привести в действие поворотом рукоятки вручную.
- Весла
Весла — это кинетическая скульптура Боба Поттса, изображающая, как моряки орудуют веслами. Используя сложные металлические шестерни и стержни, Поттс сумел изящно показать движение весел.
- Кинетическое кольцо 2
Еще одно красивое кинетическое кольцо Дукно Юна, на этот раз это металлическая рама, которая показывает взмах крыльев летучих мышей.
- Ветряная скульптура Энтони Хоува
Еще одна завораживающая скульптура ветра Энтони Хоува. Объект движется при дуновении ветра, что дает гипнотический эффект на высоте 25 футов.
- Гепард Эндрю Чейз
Гепард Эндрю Чейза имитирует движение самого быстрого животного на суше. Эта кинетическая скульптура прекрасно иллюстрирует движения этого прекрасного хищника, находящегося под угрозой исчезновения.
- Mechaneu-v1
3D кинетическая скульптура, которую нельзя разорвать. У mechaneu v1 много частей, которые двигаются синхронно.
- Поворот судьбы
Красивая движущаяся скульптура Майка Роида, приходящая в движение при помощи ветра.
- Обитатель глубины
Еще одна красивая кинетическая скульптура Боба Поттса называется «Обитатель глубины». Это прекрасный настольный аксессуар для офисов и роскошных гостиных.
Компания FILIN digital production поможет вам создать праздник или выставку с кинетическими скульптурами. С ними вы сможете привнести фантастическую атмосферу в каждое событие или создать впечатляющий стенд для презентации своей компании.
Читайте также
Математика во плоти
Архитектура — застывшая музыка. Это избитое выражение, приписываемое немецкому философу и теоретику искусства Фридриху Шеллингу, касается «большой» архитектуры. Однако с середины XX века художники все больше тяготеют к особым «малым» архитектурным формам — кинетическим скульптурам, которые застывшими назвать уже нельзя. Напротив, эти скульптуры, отдельные элементы которых, взаимодействуя, перемещаются по причудливым траекториям, завораживают зрителя постоянным движением. О кинетических скульптурах пишут книги искусствоведы, спорят посетители выставок. Совместно с Музеем современного искусства «Гараж» мы попытаемся взглянуть на них под другим углом — глазами математика.
С 17 марта по 9 мая в Музее современного искусства «Гараж» проходит «Трансатлантическая альтернатива» — первая в России крупная выставка, посвященная кинетическому и оптическому искусству Восточной Европы и Латинской Америки. На ней экспонируется более сотни произведений искусства 1950–1970-х годов, в том числе кинетические скульптуры, картины, рисунки, видео и инсталляции, а также уникальные архивные материалы. Логическим продолжением выставки «Трансатлантическая альтернатива» будет открытие «Атома» Вячеслава Колейчука — реконструкции монументальной цветодинамической скульптуры, стоявшей у истоков кинетического искусства в России. Мы решили разобраться, как устроен «Атом» и другие кинетические скульптуры.
Александр Колдер (Alexander Calder)
Американский скульптор (1898–1976), в начале 1930-х годов обратился к изготовлению динамических конструкций — так называемых «мобилей». Первые «мобили» Колдера приводились в движение моторами, но впоследствии, стремясь к созданию динамических систем, способных отражать постоянную изменчивость природы, Колдер перешел к «естественным» способам динамизации формы, а именно к конструкциям с неустойчивым равновесием, способным приходить в движение от малейшего колебания воздуха.
В своих работах Колдер использовал механизмы на основе рычажных весов — вращающиеся под действием потоков воздуха конструкции из проволоки и металла. К созданию таких «мобилей» применить классическую механику и математику довольно сложно, поскольку каждый из них состоит из большого числа частей совершенно разной формы. Скорее всего, параметры элементов скульптур — плоских грузиков разнообразной формы, расположенных иерархически, — определялись опытным путем, поскольку первую свою скульптуру Александр Колдер построил еще в 1930-х годах. Кстати, многие историки искусства считают, что он был первым, кто определил контуры «мобильного» направления кинетического искусства.
Впрочем, в настоящее время для разработки подобных конструкций можно использовать компьютер и метод конечных элементов, когда виртуальную модель разбивают на отдельные очень маленькие элементы, к которым применяют известные простые физико-математические законы и правила — правило равновесия рычага, правило нахождения центра тяжести плоской фигуры и так далее. Например, центр тяжести кольцевого сектора, который встречается в работах Колдера, рассчитывается по следующей формуле:
Часто повторяющийся у Колдера мотив — сложно устроенные и вложенные друг в друга «весы». Мобили, построенные по этому принципу, породили множество подражаний, а в интернете даже появляются инструкции, как сделать такой мобиль своими руками, без привлечения сложных вычислений:
Тео Янсен (Theo Jansen)
Нидерландский художник (родился в 1948 году), известен своими «искусственными формами жизни» — скелетообразными фигурами, способными передвигаться по песчаным пляжам под воздействием силы ветра. Генетические алгоритмы Янсена способны симулировать биологическую эволюцию видов.
В работах Тео Янсена находят применение идеи стопоходящей машины, основной узел которой переводит вращательное движение в поступательное. Скульптуры Янсена напоминают причудливые существа, которые ловко перебирают десятками ног и с легкостью движутся под действием ветра. Сам художник называет их «пляжными зверями», Strandbeest. Однако в действительности научить «зверей» ходить не спотыкаясь не так-то просто — необходимо не только корректно спроектировать каждую ногу, но и организовать их совместную работу. Для этого скульптору нужно решить систему нелинейных алгебраических уравнений, вытекающих из теоремы Пифагора.
Вот конкретный пример. Рассмотрим два рычага 1 и 2, соединенных шарниром в точке 5. Допустим, нам известны координаты концов 3 и 4 и мы хотим найти положение шарнира. Для решения этой задачи необходимо аналитически или численно решить систему двух нелинейных алгебраических уравнений, где L1 и L2 — это гипотенузы двух прямоугольных треугольников (длины рычагов), а x4 − x5, y4 − y5, x3 − y5 и y3 − y5 — это длины катетов. Как известно, эти величины связывает между собой теорема Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Разумеется, каждая «нога» содержит больше двух шарниров, а потому задача, которую предстоит решить художнику перед постройкой скульптуры, гораздо сложнее. Так или иначе, она сводится к оптимизации узлов — то есть подбору таких длин рычагов, при которых конструкция будет двигаться плавно, без толчков. Наконец, после того как скульптура будет спроектирована, необходимо сделать оптимизационные прочностные расчеты и убедиться в том, что она не сломается. Тут пригодятся знания, которые аккумулирует легендарная наука под названием сопротивление материалов (или, как ее сокращенно называют студенты, «сопромат»). И только после проведения всех расчетов скульптор может браться за инструменты, чтобы собрать конструкцию из пластиковых трубочек, деревянных брусков, скотча и полиэтилена.
Кстати, первым человеком, который стал применять высшую математику для проектирования подобных конструкций, был наш соотечественник Пафнутий Чебышёв, стопоходящая машина которого получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1878 году и сейчас хранится в Политехническом музее в Москве. Впрочем, механические «звери» Тео Янсена ушли гораздо дальше — они запасают энергию ветра, надувая упругий «желудок», состоящий из пластиковых бутылок, умеют определять тип почвы, по которой ходят, и выбрасывают якоря, если ветер дует слишком сильно. Все это удается им без привлечения сложной электроники.
Лимэн Уитакер (Lyman Whitaker)
Американский художник, чья творческая биография насчитывает уже более пятидесяти лет. Последние тридцать лет он посвящает свои усилия «ветряным скульптурам» (Wind Sculptures).
Тогда как «мобили» Александра Колдера нужно демонстрировать в закрытом помещении, работы Лимэна Уитакера требуют дуновения ветра, от которого они начинают вращаться и создавать нужный «эстетический» эффект. В его работах используются законы аэродинамики, а сами скульптуры представляют собой своеобразные приборы для замера скорости ветра (анемометры, ветромеры).
Скорее всего, на создание мобилей Уитакера натолкнуло вращение традиционного флюгера с анемометром в виде четырех полусфер, которые используют метеорологи. Впрочем, сам автор утверждает, что черпает вдохновение в природе — в раскачивании травы и деревьев под действием ветра. Современные компьютерные программы позволяют моделировать геометрию обтекания газом или жидкостью сложных статичных или подвижных конструкций, однако Уитакер работает «по наитию», определяя профили каждого из «мельничных крыльев» опытным путем.
Обтекание тела воздухом описывается законом сохранения энергии — потенциальная энергия переходит в кинетическую и обратно, но сумма энергий остается постоянной. В газодинамике потенциальная энергия определяется давлением потока, а кинетическая — скоростью потока. Вместе их связывает формула, открытая Даниилом Бернулли в начале XVIII века. На рисунке видно, что скорость потока воздуха над крылом выше скорости потока под крылом.
Перепад давлений под крылом и уравнение Бернулли
Следовательно, из-за эффекта Бернулли давление воздуха над крылом окажется ниже. Это и есть причина подъемной силы, заставляющей самолет и птицу держаться на воздухе, а кинетические скульптуры Лаимэна Уитакера — вращаться вокруг своей оси.
Франциско Инфанте-Арана (Francisco Infante-Arana)
Этот художник, сын испанского политэмигранта (родился в 1943 году в Саратовской области) и выпускник Строгановского училища, работал в СССР и России. В конце 1960-х годов начал выступать с инсталляциями под открытым небом, а в 1970 году стал создавать искусственные системы, аналогичные естественным явлениям (группа «Арго»).
Работы Франциско Инфанте-Араны пронизаны абстрактным геометризмом — например, его скульптура «Пространство-Движение-Бесконечность» напоминает вложенные друг в друга икосаэдры, пребывающие в непрерывном движении. Икосаэдр — это одно из пяти платоновых тел, то есть правильных многогранников. Напомним, что многогранник называется правильным, если он выпуклый, все его грани являются правильными многоугольниками, а в каждой вершине сходится одинаковое число ребер. В действительности, конечно, фигуры, образующие скульптуры Инфанте-Арана, не такие уж правильные, однако это не делает их менее интересными.
Легко показать, что в трехмерном пространстве правильных многогранников не может быть больше пяти — достаточно перебрать все возможные комбинации, для которых сумма углов одной вершины или одной грани будет меньше 360 градусов. Аналогичным образом можно получить, что в четырехмерном пространстве существует шесть правильных многогранников (один из них — широко известный тессеракт), а на плоскости их, очевидно, бесконечно много.
Проекция четырехмерного правильного шестисотячейника, гранями которого выступают правильные тетраэдры
alizar / geektimes.ru
Казалось бы, число правильных многогранников должно существенно зависеть от размерности пространства D. Однако в действительности в пространствах размерности больше четырех может существовать всего три правильных многогранника — правильный симплекс (пирамида), гиперкуб или гипероктаэдр. Вообще говоря, такая «универсальность» от размерности свойственна и для многих математических теорем — их утверждения легко обобщаются на случай D ≥ 4, но трехмерное пространство приходится рассматривать по отдельности.
Рубен Марголин (Reuben Margolin)
Американский художник, родившийся в 1970 году в Калифорнии, изучал монументальную живопись во Флоренции и Санкт-Петербурге, но впоследствии начал разрабатывать и собирать кинетические фигуры — главным образом из дерева.
Рубен Марголин дополнил механизмы Тео Янсена, базирующиеся на классической кинематике шарниров и рычагов, добавив к ним новые связи в виде… веревочек. С помощью таких механизмов также можно преобразовать вращательное движение в прямолинейное, однако с точки зрения математики их моделирование гораздо сложнее.
Так же, как и в «классических» стопоходящих машинах, здесь необходимо решать систему нелинейных алгебраических уравнений. Нелинейность возникает тут вследствие применения теоремы Пифагора (или теоремы косинусов) к двум шарнирно сопряженным рычагам, которые, как правило, и являются «элементарным атомом» многих кинетических скульптур. Если дополнительно используются и веревочки, то к рычагам и шарнирам прибавляются блоки в виде колесиков с желобками на ободе.
Если же нужно учитывать не только кинематику, но и динамику стопоходящей машины, то приходится решать и алгебраические, и дифференциальные уравнения, связывающие силу F с массой m и ускорением (второй закон Ньютона). А ускорение — это, как известно, вторая производная пути S от времени t: a = d2S/dt2.
Дифференциальные уравнения решать гораздо сложнее, чем алгебраические, сложнее и их численное моделирование. Например, в некоторых случаях небольшая ошибка в начальных данных ведет к существенному изменению траекторий системы — этот эффект известен как динамический хаос. Впрочем, для классических механических систем такое поведение было бы довольно неожиданным.
Вячеслав Колейчук
Вячеслав Фомич Колейчук родился в 1941 году в Московской области. Выпускник МАРХИ, в середине 1960-х годов был участником группы художников «Движение», позже создал собственную группу «Мир». На протяжении всей своей творческой деятельности Колейчук экспериментировал с разными видами визуальности — от кинетических фигур до физических моделей «невозможных объектов» в духе Роджера Пенроуза, оптических иллюзий и киноартефактов (знаменитая гравицапа из фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза»).
Вячеслав Колейчук и группа «Мир» — «Атом», светокинетическая установка (площадь Академика Курчатова, Москва,1967)
Фото: архив Вячеслава Колейчука
Первые свои кинетические скульптуры Вячеслав Колейчук создал еще в середине 1960-х годов. Так, в 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, на площади перед зданием Курчатовского института он построил светокинетическую композицию «Атом». В центре «Атома» находилась металлическая сфера, состоявшая из большого числа металлических трубок и удерживаемая благодаря самонапряжению железобетонных конструкций.
Чтобы рассчитать устойчивость подобной скульптуры, необходимо обращаться к науке о сопротивлении материалов, которую мы уже упоминали, когда говорили о «пляжных зверях» Тео Янсена. К сожалению, оригинальный «Атом» не сохранился, однако специально для Музея «Гараж» скульптура будет восстановлена под его руководством.
Впрочем, реконструированная композиция все-таки будет отличаться от оригинала — на этот раз ее будет сопровождать музыка, написанная композитором Николаем Хрустом для терменвокса и вокалоида.
«Невозможный треугольник», Вячеслав Колейчук
О художниках, работающих в области кинетического искусства, а также об их работах можно рассказывать бесконечно, но на этом мы решили остановиться и предлагаем вам пройти небольшой тест, который покажет, насколько вы разобрались с математической основой кинетических скульптур. А также еще раз приглашаем посетить выставку «Трансатлантическая альтернатива», на которой можно увидеть много других кинетических скульптур.
Кинетический тест
Завораживающие кинетические скульптуры / Разное / XCOM-HOBBY
Современные художники и скульпторы уже давно вышли за рамки общепринятого понятия «изящное искусство». Они стали настоящими изобретателями и в результате создали отдельное художественное направление, получившее название «кинетическое искусство». Кинетизм основан на простой идее: под воздействием ветра, света и движения можно создать потрясающий художественный объект, который буквально «оживает» на глазах зрителей. В нашей подборке — самые впечатляющие примеры кинетических скульптур, созданные деятелями совриска.
ОБИТАТЕЛИ ПЕСЧАНЫХ ПЛЯЖЕЙ ТЕО ЯНСЕНА
Художник из Нидерландов Тео Янсен создает поистине уникальные арт-объекты, которые приводятся в движение благодаря порывам ветра. Фантастические существа гигантских размеров свободно разгуливают по песчаным пляжам, чем приводят в полный восторг и изумление завороженную публику. Эти персонажи будто сошли со страниц постапокалиптических романов и теперь живут среди людей.
Еще в 90-е Янсен создал компьютерную программу, с помощью которой ему удалось просчитать эволюцию многих существ, находившихся в борьбе за выживание. Не на шутку увлекшись этим делом, он решил перенести свои разработки с экрана компьютера в реальную жизнь. Для создания гигантских обитателей песчаных побережий мастер использует пластиковые трубки, которые покупает по 10 центов за метр. В ход идут кабельные стяжки, скотч, пластиковые бутылки и нейлоновые нити. В результате у него получаются очень легкие и недорогие кинетические скульптуры, отдаленно напоминающие причудливых насекомых, каждое из которых в среднем включает 375 трубок.
КОСМИЧЕСКИЕ АРТ-ОБЪЕКТЫ ЭНТОНИ ХОУ
Современное искусство тесно взаимодействует с информационными технологиями, и ярким тому доказательством служат работы американского скульптора Энтони Хоу. Именно с помощью компьютера вот уже на протяжении 17 лет мастер создает автономные кинетические скульптуры. Огромные арт-объекты реагируют на такие природные явления, как свет и ветер.
Автор «космических» скульптур признается, что черпает вдохновение в астрономических и микробиологических моделях. В работе Хоу использует преимущественно стекловолокно и нержавеющую сталь. Скульптор достигает трехмерной гармонии благодаря созданию симметричного и асимметричного баланса между несколькими осями. Глядя на эти уникальные творения действительно кажется, что их создал вовсе не человек, а попали они к нам скорее из космоса.
ТРОГАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ОТ ТАМАРЫ КВЕСИТАДЗЕ
Еще одна потрясающая скульптура под названием «Мужчина и женщина» находится в Батуми (Грузия). Автор этого творения — грузинский скульптор Тамара Квеситадзе. Каждый вечер в 19.00 8-метровая стальная композиция начинает двигаться, разыгрывая перед зрителями настоящую любовную драму. Дело в том, что скульптура изображает азербайджанца-мусульманина Али и грузинскую принцессу Нино из известного романа, который предположительно написал Курбан Саид в 1937 году.
В книге действие разворачивается на Кавказе на фоне Первой мировой войны. Роман «Али и Нино» поднимает сложнейшие вопросы, связанные с поиском путей примирения ислама и христианства, Запада и Востока, мужчины и женщины. Вечером, в самое романтическое время, статуи начинают двигаться навстречу друг к другу, соединяются в трогательных объятьях на короткое время, а затем расстаются. Представление длится всего 10 минут, но за этот короткий промежуток времени скульптура успевает рассказать невероятно трогательную историю любви, которая не оставляет ни одного зрителя равнодушным.
ГИПНОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ БОБА ПОТТСА
Боб Поттс — художник и скульптор из Сан-Франциско. Он создает удивительные кинетические скульптуры, имитирующие плавные движения рыб и насекомых, взмахи крыльев птиц, движения лодочных весел. В процессе работы над своими арт-объектами художник использует самые разные детали: цепи, рычаги, шестерни и шатуны. Именно с их помощью он создает потрясающие минималистические скульптуры, сконцентрированные только на движении.
Для своих работ скульптор (а к тому же профессиональный плотник) использует преимущественно нержавеющую сталь, латунь, алюминий, медь, бронзу и дерево. Для начала из древесины он создает прототип будущей скульптуры, рассчитывает размеры и геометрические пропорции. Каждое свое творение мастер создает медленно, тщательно просчитывая каждую деталь. Нередко оригинал сильно отличается от своего прототипа.
ВОЛШЕБНЫЙ ДОЖДЬ ОТ ART+COM
Кинетическая скульптура, расположенная в первом терминале сингапурского аэропорта Чанги (кстати, неоднократно признававшегося лучшим аэропортом в мире), состоит из 608 элементов, имитирующих капли дождя, которые словно застыли в воздухе. Благодаря работе специальных моторов, встроенных в потолок, капли приводятся в движение каждые 15 минут и демонстрируют что-то вроде танца дождя — зрелище действительно впечатляющее.
Арт-объект создала берлинская компания ART+COM. Капли выполнены из легкого алюминия с медным покрытием. Аналогичная масштабная скульптура от ART+COM была представлена в мюнхенском музее BMW в 2008 году. Она состояла из 714 металлических сфер, подвешенных на тончайших стальных проводах толщиной в 0,2 мм. Провода практически невозможно разглядеть, поэтому складывается ощущение, что «капли» парят в воздухе. К слову, студия ART+COM получила за эту работу высшую награду One Show Design Awards — «Оскар» рекламной индустрии.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ ЦОЯ УРАМА
Художник из Сеула Цой Урам создает интересные кинетические скульптуры, повторяющие природные формы жизни. Для изготовления своих работ мастер использует различные виды металлов, редукторы, моторы, а также процессоры и платы, приводящие скульптуры в движение. Каждый экспонат оснащен очень сложным механизмом, а потому перед выставками Цою приходится подробно объяснять организаторам, как настроить работу скульптуры, если она вдруг собьется с ритма.
С течением времени детали изнашиваются до такой степени, что объект приходит в негодность. Тогда Цой разбирает скульптуру, чтобы использовать сохранившиеся детали для создания своего нового шедевра.
КЛАССИКА — ПОНЯТИЕ РАСТЯЖИМОЕ: УДИВИТЕЛЬНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ ЛИ ХУНБО
На первый взгляд работы китайского художника и скульптора Ли Хунбо могут показаться обычными и даже посредственными, но стоит только прикоснуться к изваянию, и от классического искусства не останется и следа. То, что казалось монолитной скульптурой из гипса или мрамора, оказывается стопкой листов бумаги. Десятки тысяч страниц, склеенных между собой особым образом, в изначальном виде выглядят как самые обыкновенные статуи. Метаморфозы начинаются, если потянуть часть скульптуры вверх или сдвинуть ее в бок.
Ли использует древний способ склеивания бумаги, который широко применяется в Китае для изготовления элементов декора и детских игрушек. Ли нашел оригинальный вариант использования этой технологии: скульптор работает с различными видами бумаги, склеивая листы между собой по линиям, которые образуют рисунок, напоминающий пчелиные соты. Каждое творение Ли Хунбо — плод кропотливой ручной работы, которая может длиться несколько месяцев. Например, для фигуры в человеческий рост художник использовал порядка 20 тысяч бумажных листов.
Гипнотические кинетические скульптуры от Энтони Хау
Энтони Хау (Anthony Howe) продолжает удивлять нас своими гигантскими кинетическими скульптурами, которые приводятся в действие ветром или мотором. Они гипнотически движутся, напоминая то ли щупальца осьминога, то ли инопланетный космический корабль.
Некоторые произведения Хау весят до 725 кг. Сначала он создаёт их в цифровом виде, чтобы проверить, как конструкция будет двигаться и реагировать на силу ветра, затем строит их в реальности. Вот три новые скульптуры под названием Di-Octo, In Cloud Light III и Switchback.
Di-Octo. Ветряная кинетическая скульптура из нержавеющей стали. Работает бесшумно. Габариты: 7.8 x 3 x 1.4 метра. Весит 725 кг.
In Cloud III. Ветряная кинетическая скульптура из нержавеющей стали. Спроектирована для работы при экстремальных высоких ветрах, здесь показана не на пьедестале.
Switchback. Кинетическая скульптура из нержавеющей стали с мотором-редуктором, с переменной скоростью для внутренней или наружной установки.
Смотрите также: Потрясающие ветряки кинетического скульптора Энтони Хау